"Экологическое воспитание детей с нарушениями зрения на прогулке"
статья

Нуриахметова Татьяна Викторовна

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего  гармоничного развития личности ребёнка. Воспитанию основ экологической культуры у детей с нарушениями зрения уделяется особое значение.

Задачи экологического воспитания успешно реализуются в условиях правильно спланированной прогулки. Воспитательно-образовательная работа с детьми  на прогулке способствует всестороннему развитию личности ребёнка, удовлетворяет его потребности в движениях  и обеспечивает детям с нарушением зрения более полную и точную информацию при ознакомлении с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_deteyoc.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей с нарушениями зрения на прогулке.

В детском саду  более 25 лет функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения. Коллектив специалистов этих групп добился определённых успехов в лечении, воспитании и обучении детей. Эти группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Так, чаще всего, самыми распространёнными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, амблиопия.

Основной целью воспитания детей с нарушениями зрения является воспитание гармонично развитой личности, способной решать возникающие проблемы и преодолевать трудности.

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего  гармоничного развития личности ребёнка. Воспитанию основ экологической культуры у детей с нарушениями зрения уделяется особое значение.

Задачи экологического воспитания успешно реализуются в условиях правильно спланированной прогулки. Воспитательно-образовательная работа с детьми  на прогулке способствует всестороннему развитию личности ребёнка, удовлетворяет его потребности в движениях  и обеспечивает детям с нарушением зрения более полную и точную информацию при ознакомлении с окружающим миром.

       Прогулки  с детьми с нарушениями зрения имеют свои особенности.  В ходе наблюдений, экскурсий, экспериментов, труда в природе, подвижных игр, самостоятельной деятельности детей  проводится индивидуальная коррекционная работа. В прогулке принимают участие специалисты: тифлопедагог, учитель-логопед, физинструктор, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

При нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии движений, мелкой моторики, ухудшается осанка. Они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение.

 Наблюдение за окружающей действительностью, объектами живой и неживой природы способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка. Дети знакомятся с изменчивостью природных явлений (сменой частей суток, атмосферных явлений),  разнообразием поведенческих реакций животных.

Коррекционная работа при наблюдениях и экскурсиях включает в себя нахождение одинаковых объектов в окружающей действительности, различий в растениях, животных, предметах окружающего мира. Дети учатся классифицировать предметы по цвету, форме, величине, следят за движущимися объектами (облаками, самолётами и птицами, листопадом, снегопадом), рассматривают удалённые и близкорасположенные объекты.

Усвоению ребёнком представлений о взаимосвязи природы и человека, овладению способами практического взаимодействия с окружающей средой становлению мировоззрения ребёнка, его личностному росту способствуют эксперименты.

Коррекционная работа включает в себя развитие сохранных анализаторов: слуха, обоняния, осязания. Дети учатся определять источник происхождения звука или шума, причину возникновения, передачу звука на расстоянии, определяют по запаху различные объекты, сравнивают их. Развивая тактильную чувствительность, прикасаются  к сухому-мокрому, к мягкому-твёрдому, гладкому-шершавому и т.д.

Труд в природе является для детей с нарушением зрения наиболее доступным видом деятельности. Положительное влияние солнца, воздуха, близость с природой   усиливают эмоции, активизируют действие анализаторов, благодаря чему укрепляется здоровье, повышается жизнедеятельность детского организма.

В ходе умело организованных педагогами действий  дети приобретают необходимые навыки и умения, учатся быть самостоятельными, ориентируются в окружающей обстановке.

Для детей с нарушением зрения  поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным их выполнением детьми является основным методом коррекционной работы. Действия формируются по показу, образцу воспитателя, а на более поздних периодах - по словесному пояснению и инструкциям взрослого.

Имеющийся рядом с участком небольшой огород является хорошей возможностью организации труда в природе. Зимой дети совместно с педагогом   чертят план участка, готовят посадочный материал, садовый инвентарь. Весной  совместно с  педагогами разбивают  грядки, засеивают их и в течение лета  ухаживают за посадками. Конечным результатом работы является коллективный сбор урожая. Таким образом у детей развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия, возникает стремление оказания посильной помощи, интерес к результатам  труда. Дети учатся быть организованными в труде, им прививаются навыки планирования трудовых действий, умение действовать в соответствии с планом.

Одним из средств всестороннего воспитания дошкольников является подвижная игра. Комплексно воздействуя на организм и на все стороны личности,  игра  одновременно развивает ребёнка физически, психически, умственно, нравственно, эстетически. Активность двигательного характера игры, положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшая тем самым работу всех органов и систем.

В детском саду для детей с нарушениями зрения разработан  специальный комплекс игр на прогулке в соответствии с этапами лечения (ортоптика, диплоптика, стереоптика)

С целью развития прослеживающей функции глаза проводятся наблюдения за полётом бабочки, птиц, облаков, машин, паданием листьев, снежинок. На прогулке проводится игровая гимнастика для  глаз («глазками моргаем,  полёт бабочки изображаем, закроем глазки и послушаем как  щебечет птичка, широко откроем глазки, чтобы увидеть гнездо сороки на  верхушке дерева, закрываем ладошками глаза  после того, как взглянем на солнце»). Используются игры: «Далеко-близко»,  «Жук», «Стрекоза», «Зайчик», «Лучик солнца», «Ветер», «Дождик», «Прогулка в лесу»

                            «Лучик солнца»

Лучик, лучик, озорной, поиграй-ка ты со мной (моргают глазами).

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись (делают круговые движения глазами).

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду. (отводят взгляд влево).

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду (отводят взгляд вправо).

С целью развития восприятия цвета, формы, величины детям предлагается рассматривать плоды и семена, листья, снежинки, определить размер деревьев, кустарников, выделять цвета одежды, высоту зданий.

С целью формирования пространственной ориентировки проводятся игры «Прятки», «Лабиринт», экскурсии по территории детского сада.

С целью  развития осязания и мелкой         моторики детям предлагаются игры с песком, камушками, сбор семян и плодов, рисование на песке и снегу, лепка снежков.

С целью коррекции речи с детьми проводятся упражнения по звукопроизношению, беседы, игры со словами.

На участках созданы все условия для самостоятельной деятельности детей. Помимо установленного оборудования выносится дополнительный  материал, служащий закреплением, уточнением и конкретизацией новых знаний детей об окружающем.

Всё это делает прогулку интересной и насыщенной.

Природа оказывает благотворное влияние на зрение:

-зелёный цвет снимает зрительное утомление и наиболее эффективно восстанавливает биоритм зрительного анализатора.

-синева неба создаёт ощущение покоя.

-солнце усиливает зрительные функции.

Таким образом, правильно организованные прогулки способствуют решению задач по экологическому воспитанию и являются эффективным средством коррекционно-восстановительной работы с детьми с нарушением зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Экологическое воспитание детей с нарушением слуха

Презентация по экологическому воспитанию неслышащих школьников ....

Статья "Обучение и воспитание детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке"

Проблемы адаптации к окружающей действительности детей с ограниченными возможностями, а в дальнейшем, и их интеграции в обществе, остаются актуальными на сегодняшний день. Обучающиеся, воспитанники об...

Педагогический проект "Экологическое воспитание детей с нарушением интеллекта"

Разработанный проект «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами ознакомления с явлениями живой и неживой природы» сочетает в себе образовательные возможности и учебно...

Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации как важнейшая составляющая сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

В данном материале раскрывается суть мыслительной операции, сериации, а также, какие психические функции развиваются у ребенка в процессе составления сериации, проблемы, с которыми сталкиваются ...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в воспитании детей....