Конспект занятия для детей с нарушением зрения (младший школьный возраст)
план-конспект на тему

Милохина Оксана Александровна

Цель: Развитие тактильных ощущений, развитие осязания

Задачи:

  • развитие тактильной чувствительности
  • развитие тактильной памяти
  • развитие внимания
  • развитие мелкой моторики
  • развитие мышления, речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.docx658.86 КБ

Предварительный просмотр:

О.А.Милохина,  

 учитель-дефектолог, педагог-психолог

ОКОУ «Курская школа «Ступени»


Конспект занятия для детей с нарушением зрения

(младший школьный возраст)

Цель: Развитие тактильных ощущений, развитие осязания

Задачи:

  • развитие тактильной чувствительности
  • развитие тактильной памяти
  • развитие внимания
  • развитие мелкой моторики
  • развитие мышления, речи

1.Приветствие.

2.Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

Педагог: Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

Давайте друг другу улыбнемся

И начнем урок скорей!

http://risovach.ru/upload/2015/09/generator/solnce_93553100_orig_.jpg

3.Самомассаж ладоней рук (Поглаживание, растирание, разминание ладоней)

Цель: Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

Под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

https://stopmorschin.ru/wp-content/uploads/2018/01/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BC-%D0%B2-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%85.jpg

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

4.Самомассаж пальчиков.

 Цель: активное механическое воздействие на нервные окончания с целью стимуляции речевых зон коры головного мозга. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают её регулирующую и координирующую функции.

Стихи про пальчики, проговариваются при самомассаже пальчиков.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/12d0/001052f7-d1f326df/img6.jpg

Этот пальчик — самый большой, 

Самый веселый и самый смешной.

Этот пальчик — указательный,

Он серьезный и внимательный.

Этот пальчик — средний,

Он не первый и не последний.

Этот пальчик — безымянный,

Он не любит каши манной.

Самый маленький — мизинчик,

Любит бегать в магазинчик.

Игра с массажным мячом

Цель: Стимуляция нервных окончаний на ладонях рук, а также для улучшения циркуляции крови, для развития мелкой моторики и речевой активности детей.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/10/07/k_59d861ad53602/img_user_file_59d861ae49f83_76.jpg

«Непростой мячик»

Этот мячик непростой,
он колючий весь  такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.

(Движения соответствуют тексту)
Игра с массажным мячиком Су-джок

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0060/000111cf-adf54eca/img27.jpg

Будем с шариком играть  

И ладошки согревать.  

Раз катаем, два катаем

И ладошки согреваем.

(катаем шарик горизонтально)

5.Развитие тактильной чувствительности:

сенсорное развитие дошкольника

Игры и задания на развитие тактильных ощущений:

«Определи на ощупь»

Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

Материал непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).

«Найди пару»

Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.

Ход игрыпредложить детям потрогать дощечки с разной поверхностью  и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям.
«Угадай, из чего сделан предмет»

Цель: определение фактуры материала при прикосновении.

Материал: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).

Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок кладет ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.

 «Чудесный мешочек»

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь найти нужный предмет.

6.Физкультминутка

Мы хлопаем руками-хлоп-хлоп-хлоп!

Мы топаем ногами. Топ-топ-топ-топ!

Качаем головой!

Мы руки поднимаем

Мы руки опускаем

Мы руки подаем и бежим бегом!

7.Ходьба по сенсорным дорожкам

https://konspekta.net/studopediainfo/baza3/1517856544848.files/image012.jpg

Распознавать подошвами ног некоторые покрытия – коврики: ребристые, колючие, мягкие, шершавые. Такие упражнения способствуют профилактике плоскостопия и развивают осязательное восприятие пространства.

9.Рефлексия занятия.

Интернет-ресурсы:

1. https://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/razvitie-detej-s-narusheniem-zrenija.php

2.http://risovach.ru/upload/2015/09/generator/solnce_93553100_orig_.jpg

3.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/12d0/001052f7-d1f326df/img6.jpg

4. https://stopmorschin.ru/wp-content/uploads/2018/01/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BC-%D0%B2-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%85.jpg

5.https://studbooks.net/1939340/pedagogika/priyomy_taktilnogo_osyazatelnogo_obsledovaniya_predmetov_okruzhayuschego_mira

6. http://adalin.mospsy.ru/img6/sen03.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения старшей группы "Домашние помощники" (бытовые приборы)...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Экологическое занятие «Стол накрыт среди ветвей, приглашает он гостей!» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Цель: привлечение внимания детей к проблемам охраны птиц зимой.Задачи: 1. Расширить представление о жизни зимующих птиц.2. Научить помогать птицам в зимний период.3. Воспитывать любовь и бережное отно...

Обобщение опыта "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи"

Обобщены нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи. Данный материал предназначен для педагогов и родите...

Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ

Презентация опыта по применению инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью по теме:"Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений р...

Конспект индивидуального логопедического занятия при моторной алалии для ребенка младшего школьного возраста по постановке звука [С]

Конспект индивидуального логопедического занятия при моторной алалии для ребенка младшего школьного возраста по постановке звука [С]Тема: «Зима» Цель: Постановка звука [С]Задачи: 1. К...

«Диагностика речевых нарушений, обследование детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием»

Дифференциальная диагностика заикания направлена на постановку точного диагноза, исключая другие похожие диагнозы. Существует множество различных нарушений речи, поэтому важно четко определить, что у ...