Главные вкладки

    Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста
    статья на тему

    Канухина Лариса Владимировна

    Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать основным. главным навыком. Чтение дает богатый материал для развития связной речи, обогащения словаря, воспитывает любовь к родному языку. занятия по формированию навыков чтения с детьми ствршего дошкольного и младшего школьного возраста являются базой, на которой стоится все обучение, основой для дальнейшего развиития ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya._kanukhina_l.v.doc69 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста  с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

    Канухина Л.В.

    учитель-дефектолог

    ГБОУ ЦДиК «Участие»

    стуктурное подразделение «Северо-Восток»,г.Москва

    Чтение – это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. Навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. И это не случайно, так как чтение можно считать основным, главным навыком. Чтение дает богатый материал для развития связной речи, обогащения словаря, воспитывает любовь к родному языку. Занятия по формированию навыков чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются базой, на которой строится все обучение, основой для дальнейшего развития ребенка.

    Обучение чтению обучающихся массовых школ имеет свои сложности, а обучение детей с ограниченными возможностями здоровья тем более, и является наиболее трудным разделом обучения языку.

    Недоразвитие познавательной деятельности  детей с ОВЗ делают ребенка плохо подготовленным к овладению навыком чтения. Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:

    1. При формировании навыка чтения необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

    2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.

    3. Формирование навыка полноценного чтения необходимо рассматривать не только как задачу специального занятия- занятия чтения, но и как одну из задач других занятий.

    4. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у обучающихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.

    Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить: природный темп деятельности, регрессии, недостаточно развитая антиципация, недостаточно развитая артикуляция звуков, неразвитое поле зрения, уровень организации внимания, недостаточно развитая память, неправильное дыхание при чтении, неразвитая речь.

    На коррекционных занятиях выявляется все  большее количество детей с несформированностью навыков чтения. Поэтому одним из направлений своей работы стала формирование коррекции чтения у детей.

    Ведь ранняя диагностика причин, снижающая скорость чтения, и индивидуальная разработка комплекса коррекционно – развивающих упражнений, приводит к положительной динамике, т.е. к увеличению скорости чтения.

    На своих коррекционных занятиях обязательным элементом являются упражнения на формирование и коррекцию навыков чтения, в связи с тем, что без сформированности навыков чтения ребенок не будет успешен в учебной деятельности. Предлагая задания детям необходимо учитывать состояние процесса чтения, психофизические особенности детей, их работоспособность, особенности характера, и конечно же состояние речи. Осваивая навыки чтения,  обучающиеся закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

    1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.
    2. Послоговое чтение. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).
    3. Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.
    4. Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.

    Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. У детей с ОВЗ навык чтения формируется по тем же этапам, но с некоторыми сложностями, которые обусловлены особенностями психологического развития данной категории обучащихся. Слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка. Расстройство навыка чтения у детей называется дислексией. Устранением этого расстройства занимаются специалисты-логопеды. При этом нельзя полностью возлагать все занятия на логопеда. Здесь важен комплексный подход учителя-дефектолога, педагога-психолога, логопеда и родителей. Специалистам отводится диагностическая и коррекционная работа по развитию психических процессов. Учитель-дефектолог может  использовать некоторые упражнения для работы на занятии рекомендуемые специалистами. Получив рекомендации от специалистов, на  занятиях  проводилась коррекционная работа с детьми по чтению. Далее предлагались упражнения на дифференцировку смешиваемых звуков, на установку их места в слове и другие в зависимости от нарушений, имеющихся у детей. В качестве материала для упражнений применяются скороговорки или небольшие стихотворения. Также проводится работа с детьми, имеющими трудности в чтении целыми словами, трудности при слиянии звуков со стечением согласных. Детям предлагаются упражнения на чтение слов с подготовкой, чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами, чтение родственных слов и другие. Эти упражнения включаются в речевую зарядку.

    Речевая зарядка – это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у детей при чтении текста.

    Во время речевой зарядки применяются различные виды упражнений, при выборе которых учитываю общее состояние навыка чтения у детей и характер ошибок, а также особенности структуры слов, встречающихся в изучаемых текстах. Среди них использую упражнения на дифференциацию сходных единиц чтения- слогов и слов:

    Ла – ра

    Ма - мя

    Дом -том

    Удочка -уточка

    Ло - ро

    Мо - мё

    Дима - Тима

    Дрова – трава

    Лу - ру

    Му - мю

    Бочка - пояка

    Чтение слогов и слов по подобию:

    а

    о

    У

    ма

    мо

    му

    са

    со

    су

    ла

    ло

    лу

    При выполнении упражнений такого рода  внимание детей обращено на то, как образованы слоги, расположенные в каждом столбике. Например: все слоги первого столбика с гласным – а- это значит, что положение губ при произнесении этого гласного звука и слова одинаковое.
    Чтение слов по подобию:

    сом

    Саша

    Сима

    Папка

    лом

    Маша

    Лина

    Лапка

    ком

    Даша

    Нина

    Шапка

    В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти быстрее накапливаются зрительные образы слов, которые узнаются детьми сразу, с одного взгляда.
    Чтение слогов и слов с подготовкой:

    А – ра – бра - брат

    К –ро – кро- кроет

    Та –ста- ли - стали

    А – ра – тра – трава

    С- то – сто - стоит

    Ня – сняли

    А – ра – кра - края

    Также проводится работа над трудными словами и сочетаниями, определенная работа по формированию беглости и осознанности чтения. Для закрепления чтения слов с трудными слоговыми структурами в речевую зарядку включаю чтение скороговорок.

    Работая над развитием навыков чтения, детям  предлагаются задания в чтении текста по частям, анализирование текста. Используется выборочное чтение, чтение по ролям, про себя, жужжащее чтение. Детям предлагается найти ответ на вопросы из текста, пересказывание частей текста.

    Смысловое понимание текста предварительно оценивается данными о способности пересказать или ответить на вопросы. С пониманием прочитанного текста у обучающихся с ОВЗ часто бывают проблемы, т.е. дети неплохо читают, но не могут пересказать или ответить на вопросы учителя-дефектолога по тексту.

    Поэтому одной из важнейших задач учителя -дефектолога– формирование навыка чтения. Сформированный навык чтения включает в себя два компонента: 1) техника чтения и 2) понимание текста. Ниже представлена лишь та часть упражнений, которая может быть использована в работе учителя-дефектолога на занятиях.

    1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

    2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

    3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы

    4. Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.

    5. Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка. Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.

    6. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.

    7. Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.

    8. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.

    9. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки. В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

    В результате проводимой работы у детей стала наблюдаться динамика в овладении навыками чтения.

    Так, дети отличавшиеся побуквенным чтением постепенно переходят на чтение по слогам с прочтением простых слов целыми словами.

    Среди детей, которые читали по слогам, в результате проводимых упражнений начинают читать целыми словами. Многие обучающиеся стали воспринимать текст более осознанно.

    Но несмотря на общую тенденцию к снижению количества ошибок, типичными ошибками по-прежнему остаются замены, повторы, искажения.

    В основе замены лежит догадка, учащийся видит не сразу всю графическую сторону слова, а по смыслу предыдущих слов воспринимает общий смысл слова (догадывается), однако произносит слово не в строгом соответствии с текстом, например вместо слова шкап читает – шкаф – (потому что по звучанию это слова ему ближе). Во избежание ошибок такого рода проводятся упражнения, воспитывающие у детей зоркость к буквенной стороне слова.

    Кроме специальных упражнений проводились различные дидактические игры, способствующие развитию внимания детей, их воображения. Среди них «Потерялся слог», «Буква потерялась», «Кто внимательнее» и др.

    На занятиях эффективность овладения процессом чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ повышается при условии выполнения систематических упражнений, способствующих развитию всех сторон техники чтения с учетом общего состояния навыка чтения, особенностей психофизического развития ребенка.

    При систематической работе по формированию полноценного чтения у детей посещающих коррекционный центр подтверждает, что дети с ОВЗ способны овладеть данными навыками при условии дифференцированного подбора системы упражнений, учитывающей индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

    Подводя итог вышеописанного, считаю, что реальные пути совершенствования навыков чтения у детей с ОВЗ заключаются в ежедневной работе с детьми по обучению их правильному, выразительному и осознанному чтению; в применении дифференцированных форм обучения, в широком использовании наглядного материала.

    Список литературы:

    1. А.К. Аксёнова., С.В.Комарова., М.И. Шишкова.Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению и письму обучающихся 1 класса специальных (коррекцирнных0 образовательных учреждений 8 вида. Москва « Просвещение» 2009.
    2. Алексеева Т.И. «О формировании интонационной выразительности чтения у младших школьников» [электронный ресурс] http://nsportal.shkola/chtenie/2 (дата обращения 02.02.2015).
    3. Светловская, Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование и развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

    В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значени...

    Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

    Особенности формирования первоначальных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста  Детскую  психику справедливо сравнивают с чистой грифельной  доской: что  на...

    Программа по здоровьесберегающим технологиям и здоровому образу жизни "Мое здоровье" (для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста групп продленного дня)

    Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сд...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ  РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

    Коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    Коррекционно-развивающая  программа по развитию  моторики и  графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....