Главные вкладки

    Формирование и развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
    статья (экология) по теме

     

    В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значение творческой созидательной деятельности.

    Однако, несмотря на данные от природы способности к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности.

    В настоящее время одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учеников считается организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений.

    Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Следовательно, сначала нужно сформировать интерес, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений обучающемуся необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а педагогу – проконтролировать прирост знаний и умений ребенка.

    Это возможно через приобщение детей к исследовательской работе, организация которой, позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Чаленко Ольга Луковна

    заведующая методическим отделом,

    педагог дополнительного образования

    МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция» г. Новый Уренгой

    Формирование и развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного

     и младшего школьного возраста

    Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

    Каждый из нас – изначально, по своей природе, исследователь. Однако ни для кого не секрет, что по мере взросления человек утрачивает непосредственное стремление к познанию мира. То, что в детстве казалось удивительным, - в зрелости потеряло свое очарование. Социальные отношения, традиции – все это формирует представление о незыблемости и неизменности мира. Ситуация неопределенности зачастую лишает нас изначального стремления к свершению открытий. Прекращая реагировать с исследовательской позиции на разнообразие жизненных ситуаций, мы можем оказаться неготовыми к значимым жизненным изменениям.

    В.И. Вернадский указывал на плодотворность взаимодействия всех сфер человеческой культуры в процессе познания мира. Наука и повседневность не должны быть разделены, и только понимание их взаимосвязи поможет избежать множества ошибок и разочарований. Для того, чтобы стремление к приобретению новых знаний не утрачивалось, необходимо воспитывать исследовательскую культуру. Изучение различных научных концепций, принципов и способов освоения мира – вот действенный инструмент сохранения и развития врожденной познавательной позиции.

    Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

    Для развития исследовательских способностей детей изучению природы я отвожу особое место. Ведь природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Дети интуитивно ощущают себя ее частью, и потому взаимодействие с природой для них органично и естественно.

    У маленького ребенка восприятие еще очень несовершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие детей младшего и дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Наблюдательность у детей воспитывается в процессе игры. Полезны специальные игры, в которых создается установка обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия.

    У детей младшего школьного возраста в характере восприятия очень много общего с восприятием старших дошкольников. Так же как и дошкольники, они воспринимают окружающее большей частью на основе схватывания каких-то отдельных, бросающихся в глаза, случайных признаков, несущественных свойств предметов и явлений. Дети младшего школьного возраста из-за недостаточности жизненного опыта часто не могут выделить основное и существенное в наблюдаемых явлениях, затрудняются в их описании, пропускают важные детали, отвлекаются случайными, несущественными деталями.

    Однако лишь в процессе школьного обучения ребенок систематически приучается к наблюдению как целенаправленной, планомерной и организованной деятельности. 

    Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения на занятиях в кружке «Мир вокруг нас» использую самые разные методики и формы проведения занятий: игра, проведение простейших опытов, экскурсии, наблюдения, проблемные ситуации и вопросы, практическая и лабораторная работа, творческие задания, вопросы и ситуации, что позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся.

    Систематические практические и лабораторные занятия, широкое использование наглядных пособий, экскурсии, ознакомление с разными видами производственной деятельности — все это дает огромный материал для развития восприятий и наблюдательности учащихся.

    Наблюдения и экскурсии являются очень важным методом познания природы. Которые дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления о животных, растениях и сезонных явлениях природы, но учиться ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.

    Демонстрация наглядных пособий (рисунков, схем, диаграмм и т. п.), проведение лабораторных работ и экскурсий только тогда достигают цели, когда обучающиеся ясно сознают задачу наблюдений. Без этого они могут смотреть на предметы, и тем не менее не видеть самого главного. Наблюдение эффективно, если оно совершается под руководством и с помощью взрослых. Если дать детям расчлененную задачу — наблюдать не весь объект в целом, а по частям, дети успешно справляются с такой задачей.

    Развитию наблюдательности чрезвычайно способствует правильная организация их наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных. При проведении экскурсий, туристских походов и т.д. следует побуждать обучающихся обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать их различие и сходство, замечать их связи и отношения.

    Развитие наблюдения у обучающихся связано с их общим развитием, совершенствованием их мыслительной деятельности. При правильном руководстве педагога у детей развивается умение подмечать существенные детали, улучшается взаимосвязь анализа и синтеза в самом процессе восприятия.

    Важно пробудить в детях любознательность к окружающим явлениям природы и общества, создать у обучающихся привычку смотреть на окружающее глазами не равнодушного и поверхностного зрителя, а пытливого и прозорливого наблюдателя и испытателя.

    Наблюдения за явлениями природы расширяют кругозор и представления детей, вооружают их необходимыми знаниями, умениями, навыками, учат любить и охранять родную природу.

    Окружающий мир – это большая книга природы и необходимо начинать обучение с наблюдений природы. Поэтому я вместе со своими обучающимися с первых чисел сентября каждого года веду наблюдения за погодой, отражая в календаре наблюдений направление ветра, виды облачности, наличие и отсутствие осадков, показания температуры и особые природные явления. Наблюдения за погодой ведутся ежедневно, а дополнения делаются по мере появления интересных явлений.

    Наблюдения за погодой нельзя не увязывать с сезонными наблюдениями в природе. Без связи изменений погоды с изменениями жизни растений и животных ведение календаря природы становится сухой и скучной обязанностью. На основе наблюдений за явлениями природы обучающиеся правильно осмысливают их взаимосвязь: например, отлет различных видов птиц говорит о приближении зимы, а прилет грачей, ручьи, проталины, первые кучевые облака на синем небе говорят о наступлении весны.

    Чтобы дети правильно и с любовью вели календарь природы, педагогу необходимо научиться вести такой календарь самому. Исходной частью работы по наблюдению за природой являются экскурсии. На основе собранных материалов и полученных обучающимися впечатлений, наблюдений строится дальнейшая работа в группе по уточнению полученных представлений и их систематизации.

    Я предлагает детям каждый день по пути в школу обращать внимание на цвет неба, на поведение птиц и других животных, подумать над тем, что можно поместить в календаре. На занятии мы обобщаем наблюдения, сделанные детьми в течение дня. Постепенно обучающиеся научатся делать обобщения, которые обычно проводятся по понедельникам. Ребята сумеют подсчитать, сколько было за неделю солнечных, пасмурных, дождливых дней, обратить внимание на изменение в природе (выпал первый снег, замерзли лужи, набухли почки на тополе). Ведя календарь и делая такие обобщения, обучающиеся усваивают, что в неделе 7 дней (6 учебных и 1 – выходной, запоминают названия, дни недели, их порядок, закрепляют понятия: вчера – сегодня – завтра).

    Первое время все оформление календаря производит педагог в присутствии детей. Постепенно дети приучаются к самостоятельности. В дальнейшем устанавливается порядок: кто из детей первый заметит какое-либо новое явление, делает отметку в календаре. Это служит стимулом для развития интереса и наблюдательности. Каждый ребенок стремится заметить что-то новое, чтобы принять участие в оформлении календаря. Содержание календаря усложняется по мере приобретения обучающимися новых знаний. Дети приучаются систематически наблюдать природу, узнают, что осень сменяется зимой, зима – весной, весна – летом. Календарь природы приучает детей рассматривать каждое явление в движении, развитии, усваивать характерные особенности каждого времени года. После каникул наблюдение за погодой и оформление календаря продолжается.

    Таким образом, опыт показывает, что даже проявляющаяся спонтанно поисковая, исследовательская активность детей может привести к появлению психического новообразования, именуемого исследовательскими способностями.

    _________________________________________

    1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. -М. Просвещение, 1978.

    2. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. -М. Просвещение, 1965.

    3. Горощенко В. П Никитина В.С Радзиевская М.И. Уроки природоведения в 4 классе. Пособие для учителей. Изд. 2-е. -М. Просвещение, 1973.

    4. Как знакомить дошкольников с природой Пособие для воспитателей детского сада Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др. Под ред. Саморуковой П. Г. -2-е изд дораб. -М. Просвещение, 1983.

    5. Кузнецов Ю.В. Работа с календарем природы и труда во вспомогательной школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

    У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

    Тематический план по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    В плане предложены темы для педагогов, работающих по формированию основ здорового образа жизни с детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

    Методы формирования навыков самоконтроля над произношением у глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Важным моментом в формировании произносительной стороны речи глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста является работа по формированию навыков самоконтроля над произношением. Приведены пр...

    Результаты исследования коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста

    В статье описаны результаты исследования коммуникации и общения у детей с аутизмом младшего школьного возраста...

    Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Основные направления в работе педагога по формированию графомоторных навыков...

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИВ МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИКто не хочет видеть своих детей здоровыми и красивыми? Но не все знают, что к...