Результаты исследования коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста
статья на тему

Кустова Надежда Викторовна

В статье описаны результаты исследования коммуникации и общения у детей с аутизмом младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты исследования коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста

Целью констатирующего исследования являлось изучение особенностей коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с РАС (расстройства аутистического спектра).

Констатирующий эксперимент проводился на базе коррекционной школы. В экспериментальном изучении приняли участие семеро детей с РАС в возрасте 7 – 7,5 лет, из которых было две девочки и пятеро мальчиков. По заключению ПМПК детям было рекомендовано обучение по коррекционной программе 8 вида (2 вариант).  Это программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

             Анализ медицинской документации показал, что у детей зафиксированы следующие диагнозы: резидуально-ограническое поражение ЦНС, сенсомоторная алалия, аутизм; или пирамидальная недостаточность, аутизм, гиперактивность; резидуальная энцефалопатия гипоксически-ишемического генеза, аутизм  и др.

             В ходе анализа медицинских и психолого-педагогических заключений, не удалось выяснить какие именно у детей определены синдромы РАС, в связи с тем, что согласно закону о психиатрической помощи, информация о клиническом диагнозе ребенка является закрытой.  Поэтому, опираясь на данные родителей и диагностические критерии МКБ-10, в экспериментальной группе  предположительно были дети с синдромом Каннера и Атипичным аутизмом.

В исследовании использовались: анкетирование значимых людей, т.е. людей с которыми ребенок чаще всего общался (родители и педагоги); логопедическое обследование (с использованием карты обследования О.А. Безруковой для детей старшего дошкольного возраста с добавлением раздела на исследование сформированности письменной речи); тестирование детей с целью выявления актуальной системы коммуникации (по тестовой методике Е.С. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др. С помощью тестирования определялось:

-    как общался ребенок до настоящего момента?

-    насколько сильна у него заинтересованность в коммуникации?

- какие условия, влияющие на коммуникацию ребенка, существовали в его семье, школе?

        С помощью тестирования также выявлялась актуальная система коммуникации и диагностировались: формы коммуникации; средства ее осуществления (в частности, использование речи, вокализации, жестов, мимики, взгляда), манера поведения при общении.

 Выявлялись следующие особенности коммуникативных навыков детей:

- виды коммуникации, используемые ребенком в процессе общения (вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, использование альтернативных средств коммуникации);

- возможности коммуникации (способность выражать просьбы; выражать желание; отвечать на вопросы; задавать вопросы);

- сфера общения ребенка (способность ребенка общаться с взрослыми знакомыми и незнакомыми, с другими детьми знакомыми и незнакомыми);

- проявления коммуникативных нарушений (мутичность; наличие эхолаличной речи; трудности употребления личных местоимений; трудности установления адекватного визуального контакта, нарушение понимания речи).

По результатам исследования были выделены две подгруппы испытуемых школьников с различным уровнем сформированности импрессивной и экспрессивной речи, коммуникативных навыков. Это были группы с различными синдромами: синдром Каннера и Атипичный аутизм.

По данным анкетирования родителей было выявлено, что раннее развитие детей первой подгруппы имело ряд особенностей.

Многие родители отмечали отсутствие гуления, отсутствие ответной улыбки и зрительного контакта. Детей привлекали яркие предметы, но не лица близких людей.  Дети не протягивали руки, чтобы их подняли, т.е у них отсутствовали предваряющие жесты. Многие родители отмечали, что при попытке обнять своего ребенка терпели неудачу, т.к. ребенок мог напугаться и заплакать. Отмечалось, что плач ребенка было трудно интерпретировать. Дети не имитировали звуки, жесты, выражения. У большинства детей не было указательного жеста. Некоторые родители отмечали странности в поведении, детей, страх перед изменениями, например, если мама сворачивала с постоянного прогулочного маршрута, ребенок мог впасть в истерику. Многие родители отмечали у детей стереотипное поведение, например, раскачивания в разные стороны, или бег по кругу и др.

У большинства детей к году появились первые слова, но родители жаловались, что часто они не использовались со значением. К двум годам у детей появилась фразовая речь, но дети не использовали ее для общения с близкими, не задавали и не отвечали на вопросы.

К двум с половиной годам у большинства детей произошел регресс в развитии. Как отмечают родители, это происходило на фоне каких-либо событий, например, мама вышла на работу и оставила ребенка с бабушкой, после этого у ребенка пропала речь, перестал собирать пирамидку хотя раньше делал это с легкостью, перестал отзываться на свое имя, перестал отличать родителей от других людей и т.д. У детей отмечались страхи, фобии, нарушения сна. У некоторых детей наблюдалась повышенная сенсорная слуховая гиперчувствительность.

В возрасте от 2,5 до 3 лет большинству детей из первой подгруппы был поставлен диагноз аутизм неврологом поликлиники, а в дальнейшем диагноз был подтвержден психиатром психоневрологического диспансера.

Психическое, эмоциональное и речевое развитие детей  второй подгруппы тоже проходило с особенностями. Отличие от детей первой группы состояло в том, что до трех лет дети развивались нормально, не были явно заметны нарушения в сфере социального взаимодействия и общения. Заболевание отчетливо проявилось в возрасте старше 3 лет. У части детей второй подгруппы  отмечались проявления аутизма до 3 лет, но отсутствовала полная клиническая картина, например, у ребенка после 4 лет случился регресс. Наблюдалось грубое нарушение понимания речи, фразовая речь распалась, ребенок стал общаться отдельными словами. Появились поведенческие нарушения в виде немотивированных прыжков, хлопаний в ладоши. Взгляд стал скользящим, кратковременным и избирательным, мимика - маловыразительной. В итоге у ребенка, у которого сначала не было полной клинической картины аутизма, после регресса в развитии появились все его основные симптомы.

По итогам анкетирования родителей можно отметить, что их чаще всего тревожили следующие особенности своих детей: стремление уйти от общения, отсутствие живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, нарушения сна, а также нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития. Раннее развитие детей первой подгруппы по основным диагностическим критериям МБК-10 напоминало синдром Каннера, раннее развитие  детей второй подгруппы по основным диагностическим критериям было похоже на Атипичный аутизм.

По итогам логопедического обследования у детей двух выделенных подгрупп также выявлены особенности.

Обследование показало, что собственная речь детей первой подгруппы была представлена несложными фразами, как правило, аграмматичными. Дети не говорили о себе в первом лице. Диалогическая речь была недостаточно развита, что в большей мере проявлялось в нежелании вступать в диалог. У некоторых детей имелись отсроченные эхолалии.

Звукопроизношение было без особенностей. Моторное развитие в пределах нормы.  Фонематическое восприятие в основном было сформировано, но незначительно затруднена слухопроизносительная  дифференциация оппозиционных звуков в словах-квазиомонимах.

Недостаточность импрессивной речи проявлялась в незначительных трудностях понимания логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. У детей было затруднено понимание скрытого смысла, сложного сравнения.

Активный словарный запас был ограничен, особенно в условиях самостоятельной речи. Пассивный словарь– близок к норме. Дети владели первичными навыками письма и чтения (написание и чтение отдельных простых по структуре слов).

По итогам логопедического заключения у детей первой подгруппы выявлено СНР - системное нарушение речи (по проф. Р.И. Лалаевой) легкой степени выраженности.

Собственная речь детей второй подгруппы была представлена преимущественно вокализациями, отдельными слогами и словами. Порождение высказываний у некоторых детей было затруднено и вследствие имеющихся нарушений в эфферентной организации моторной сферы, т.е. наблюдались сложности перехода от слога к слогу, слова к слову.

Диалогическая речь у этих детей также грубо нарушена. Для общения дети в основном использовали жесты. У многих детей наблюдались речевые аутостимуляции.

Звукопроизношение было нарушено. У некоторых детей произношение большинства звуков было сформировано в процессе специальных занятий, и большая часть из них закреплена с помощью кинетических и визуальных опор.

Исследование импрессивной речи выявило грубое ее нарушение. Понимание ограничивалось простыми, часто повторяющимися социально-бытовыми инструкциями. У детей отмечалось нарушение формирования навыков письма и чтения вследствие интеллектуальной недостаточности и грубого речевого недоразвития.

По итогам логопедического обследования у детей второй подгруппы выявлено системное нарушение речи (по проф. Р.И. Лалаевой) тяжелой степени выраженности.

Таким образом, по итогам логопедического обследования испытуемые были разделены на детей с СНР легкой степени (дети владели вербальной речью и неплохим пониманием речи), и на детей со СНР тяжелой степени с (дети не владели вербальной речью, понимание речи было грубо нарушено).

По итогам тестирования коммуникации двух групп детей мы можем отметить следующее.

В целом у детей первой подгруппы наблюдалось нарушение базовых коммуникативных функций. В связи с тем, что дети владели вербальными средствами общения, они могли выражать просьбы, отвечать на вопросы, могли комментировать какие-то события, хотя и нередко использовали в речи штампы. При этом дети затруднялись сказать о своем эмоциональном состоянии. Наибольшие трудности они испытывали при инициировании и поддержании диалога. Также были заметно выражены сложности контакта глаза в глаза. Тем не менее, родители и педагоги отмечали, что у детей была мотивация к общению, но из-за типичных нарушений, которые сопровождают РАС, возможности детей были сильно ограничены.

Исследование коммуникации у второй подгруппы детей выявило более грубое нарушение базовых коммуникативных функций, чем у детей первой подгруппы.

В связи с тем, что дети не владели вербальной речью, большинство из них общалось с помощью жестов. Чтобы сообщить просьбу дети брали за руку взрослого и подводили его к желаемому предмету. Некоторые для сообщения просьбы использовали предметы. Отвечать на вопросы дети могли с помощью картинок или с помощью действий. Вопросы «задавали» с помощью пристального вопросительного взгляда. Комментирование, обращение, инициация и поддержание диалога для детей этой подгруппы были недоступны. Отмечались сложности контакта глаза в глаза. Тем не менее, родители и педагоги отмечали, что у детей все же присутствует мотивация к общению, но нарушения когнитивной сферы, отсутствие экспрессивной речи и нарушения понимания речи, делают возможности детей сильно ограниченными для общения.

В целом исследование показало, что дети с РАС неоднородны по проявлениям нарушений коммуникативных навыков. У детей первой подгруппы базовые коммуникативные функции более развиты, чем у детей второй группы. Основная трудность у детей первой подгруппы состояла в том, что они не могли инициировать и поддержать диалог. Основная трудность детей второй подгруппы заключалась в отсутствии вербальной речи и в плохом понимании речи. Но в том и другом случае у детей было желание общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

Методы формирования навыков самоконтроля над произношением у глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста

Важным моментом в формировании произносительной стороны речи глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста является работа по формированию навыков самоконтроля над произношением. Приведены пр...

Формирование коммуникативных компетенций у детей среднего и старшего школьного возраста

Учитель высшей категорииФирсова Клавдия Викторовнапредставила опыт работы на ШМОучителей естественно-научного цикла.Протокол №2 от 3 ноября 2015 гСегодня основная деятельность педагогов, работающих в ...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Основные направления в работе педагога по формированию графомоторных навыков...

Игровые приемы в обучении английскому языку как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции в младшем школьном возрасте.

Игровые приемы в обучении английскому языкукак средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции в младшем школьном возрасте....