Главные вкладки

    Обобщение опыта "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи"
    учебно-методическое пособие

    Марсакова Ирина Владимировна

    Обобщены нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи. Данный материал предназначен для педагогов и родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта

    Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи

    Для массажа и самомассажа кистей и пальцев рук в коррекционной работе учителя-логопеда целесообразно использовать  различные предметы.

    ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ

    Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

    Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

    Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

    Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

    Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

    Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихотворений:

    - Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
    А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

    - Научился два ореха между пальцами держать.
    Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

    - Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
    Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!

    - Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

    - Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.

    КАРАНДАШИ

    Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

    Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

    Стихотворение:

    - Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
    Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

    - Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
    Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

    МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК

    Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
    У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
    Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
     

    Выполнять массаж ладоней круговыми движениями мяча на ударные слоги стихотворения:
    Гладила мама – ежиха ежат:
    -Что за пригожие детки лежат!
     

    Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.

    Движения соответствуют тексту:
    Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
    Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
    Им поглажу я ладошку,
    А потом сожму немножко.
    Каждым пальцем мяч прижму
    И другой рукой начну.
    А теперь последний трюк -
    Мяч летает между рук (перебрасывать мяч из руки в руку).
     

    ЭСПАНДЕР КИСТЕВОЙ (МЯЧИК РЕЗИНОВЫЙ, ГРУША ОТ ПУЛЬВЕРИЗАТОРА)

    Сжимать эспандер или мячик  на ударные слоги:

    - Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.
     Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.

    - Я друзей своих встречаю.
    Им всем руку пожимаю. 

    ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ

    Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми движениями.

    Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.

    Эти шарики берем
    Ими ручки разомнем.
    Каждый шарик не простой -
    Этот с солью, с рисом тот.
    Меж ладошками кладем
    Им ладошки разотрем.
    Вверх и вниз его катаем
    Свои ручки развиваем!
    Можно шар катать по кругу,
    Перекидывать друг другу.
    Раз, два, три, четыре, пять -
    Нам пора и отдыхать!

    ЧЁТКИ (БУСЫ)

    Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.

    Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.

    Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.

    Катать бусины между ладоней:
    Покатаю я в руках бусинки – горошки.
    Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
     

    Нанизывать бусины на леску:
    Я сижу, но не скучаю,
    Бусы маме собираю.
    Нанизала бусы я -
    Рада мамочка моя!
     

    ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ

    Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10.

    Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.

    ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ

    Пуговицы нашиты в ряд. Указательный и средний пальцы «шагают» по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы, называя слоги или слова на отрабатываемый звук;

    Нашитые пуговицы изображают клавиатуру. Дети нажимают сначала пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру», сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихотворений.

    Игры с пальцами с использованием разнообразного материала

    БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ

    Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):

    - Кусается сильно котёнок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
    Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

    - Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,
    А тебе печь топить, а тебе тесто месить,
    А малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев потешать.

    Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение: Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.

    КРУПА

    Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.

    В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:

    Я помощницей расту. Своей маме помогу.
    Я крупу переберу, рис от гречки отберу!

    Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую. Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):

    Я горошины возьму, выложу дорожку.
    Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.

    Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:

    Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
    Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
    «Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
    Покрути и покатай и другому передай».

    Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по одной в другую кружку:

    Снегирь и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.
    И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.
    Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:

    Зёрнышки все, что хозяйка давала,
    Курочка клювом по штучке склевала.

    Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

    Мы тесто месили, мы тесто месили:
    Нас тщательно всё промесить попросили.
    Но сколько не месим и сколько ни мнём,
    Комочки опять и опять достаём.

    «Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндер-сюрпризов). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:

    В ведре не соль, совсем не соль,
    А разноцветная фасоль.
    На дне игрушки для детей,
    Мы их достанем без затей.

    РЕШЁТКА ДЛЯ РАКОВИНЫ, ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ

    Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками:

    «Кто живёт в моей квартире».
    Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:
    Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.

    «Зоопарк»:

    В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили
    И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.

    ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ

    Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами.

    На каждый узел называть день недели (по порядку), месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:

    Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
    Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

    Верёвку с узлами подвесить вертикально (это – лиана):

    Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут обезьяны:
    Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутанги.

    Лезет, лезет альпинист-
    В этом деле он артист.
    По скале и по веревке
    Он наверх залезет ловко!

    Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного количества узелков.

    ВЕРЁВОЧКИ

    Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно:

    Для своей сестрички я плету косички.
    Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.

    ШНУРКИ

    Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.

    Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.).

    ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ

    Две пробки кладём резьбой вверх,  указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (использовать четыре  пробки):

    - Пальчик – мальчик, где ты был?
    С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
    С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
    - Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
    Мы любим забавы холодной поры!

    ПОЛИЭТИЛЕН

    Кусочки размером примерно 1,5 х 2 детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:

    У меня живет проглот - весь платок он скушал, вот!
    Сразу стало у проглота брюхо, как у бегемота!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование и развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

    В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значени...

    Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

     Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно- л...

    Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

    Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

    Коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    Коррекционно-развивающая  программа по развитию  моторики и  графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста через театрализованную деятельность и игры драматизации.

    Театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию.Первый в мире постоянный театр для детей открылся в Москве 6 ноября 1918...

    Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ

    Презентация опыта по применению инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью по теме:"Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений р...