Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.
статья по теме

Носкова Татьяна Васильевна

   Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно- логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и          младшего школьного возрастов.

   Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно- логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.

      Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно.Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним. Для развития мышления важно научиться делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере « Надвигается туча» есть причина, а « Хлынет дождь» - следствие. Мыслительная работа стимулирует речь., а речь, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления . .Конечным результатом  обучения языку является собственно связная речь. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда  логически связанных предложений. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов.

      Я хочу немного уточнить и систематизировать коррекционные задачи по разделу « Развитие связной речи и логического мышления» в работе с детьми с ОНР:

      1. Систематическая работа по формированию основных лексико-грамматических навыков.

      2. Формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей.

      3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану.

      4. Правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.

      5. Обучение анализу, планированию, построению самостоятельных речевых высказываний.

      6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

Хочу порекомендовать некоторые интересные задания на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

                              ГРАММАТИЧЕСКАЯ АРИФМЕТИКА.

  1. Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?
  2. Миша бегает быстрее Коли. Коля бегает быстрее, чем Игорь. Кто бегает быстрее всех?
  3. Даша и Лена собирали ягоды. Одна из девочек собирала клубнику, другая – малину. Какие ягоды собирала Лена, если Даша собирала малину?

ЗАДАЧИ НА ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАВИСИМОСТИ

Найди правильное утверждение

Взошло солнце, потому что стало тепло.

Стало тепло, потому что взошло солнце.

У Кати был день рождения, потому что ей подарили куклу.

Кате подарили куклу, потому что у нее был день рождения.

       ЗАДАЧИ НА СООТНЕСЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ПРЕДМЕТОВ.

  1. Леша и Андрюша завтракали. Леша выбрал молочные продукты, а Андрюша- фрукты .Кто из ребят ел творог, а кто – сливу?
  2. Вася и Витя очень любят животных. У Васи есть дома попугай и снегирь, а у Вити живут собака и кошка. Кто из ребят держит дома птиц?
  3. Вика и Галя помогали маме. Вика мыла овощи, Галя- фрукты. Какая девочка мыла груши.

      ЛОГИКО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ.

  1. Собака догоняет кошку, а кошка мышку. Кто бежит впереди?
  2. Ствол у дуба толще, чем ствол у сосны. А ствол у сосны толще,чем ствол у березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?

ДОСКАЖИТЕ СЛОВЕЧКО.

     У маленького Паши                         Митя был молодцом

     Ботинки просят…(каши)                 Не ударил в грязь…(лицом)

        

           НАЙДИТЕ СЛОВО В СЛОВЕ.

Зубр, гроза, кочки, кисель, краны, крот.

            ОТВЕТЬТЕ НА УТВЕРЖДЕНИЕ СЛОВАМИ «ДА» - «НЕТ»

  1. Заяц бывает и беляк, и русак. (Да)
  2. Медведь зимует в норе. (Нет)
  3. Медведь бывает и бурый, и белый. (Да)
  4. Отчество человека дают по имени папы.(Да)
  5. Мама вашей мамы вам приходится бабушкой. (Да)
  6. Любой город является столицей. (Нет)
  7. Корова – хищное животное. (Нет)

    ПОДБЕРИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ.

 

    Апельсиновый - …              Телефонный…

    Настольная …                       Чайная …

    Бисквитный …                      Книжный …

 

    ПОДБЕРИТЕ СЛОВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЯМ.

   Голубые, карие, грустные … (глаза)

   Молочные, больные, коренные …(зубы)

   Шариковая, чернильная, перьевая …(ручка)

   Бурый, белый, косолапый … (медведь)

    РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА ПО ЛОГИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ.

  Май, март, апрель.

  Ночь, утро, вечер, день.

  Бабушка, дочь, мама.

  Среда, пятница, вторник.

НАЙДИТЕ И ПОДРОБНО ОПИШИТЕ РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ ДВУХ СХОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

Самолет и птица.          Кукла и девочка.

Нож и ножницы.          Платье и сарафан.

Зонт и крыша.               Река и озеро.

 

     

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия для детей старшего дошкольного и школьного возраста с ОВЗ «Православный Храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.Задачи: 1. Познакомить с понятием «православный храм».2. Познакомить детей с назначением, внешним видом и устройс...

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста »

Консультация для родителей  «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»...

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В ИГРАХ С ЛОГОРОБОТОМ «ПЧЕЛКА» (BEE-BOT)

В статье описан опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад №82» г. Чебоксары по развитию мышления, активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в играх с ЛогоРо...

Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам дидактических игр и упражнений

В презентации представлены игры и пособия для развития логического мышления у детей с ОВЗ, которые особенно наравятся детям и приносят полодительные результаты в их развитии....

Конспект коррекционно-развивающего занятия на преодоление негативизма, агрессии у детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста.

 Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу с...