Экскурсия для детей старшего дошкольного и школьного возраста с ОВЗ «Православный Храм»
материал на тему

Захаренко Ольга Викторовна

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «православный храм».

2. Познакомить детей с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3.Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь детей.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_hram.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПОДОЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

«ЯГОДКА»

Экскурсия для детей старшего дошкольного и школьного возраста с ОВЗ:

«Православный Храм»

        

        

                                                                                                        Подготовила

                                                                                                  Учитель - дефектолог:

                                                                                                  Захаренко О.В.

2017 г.

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «православный храм».

2. Познакомить детей с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3.Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь детей.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Предварительная работа:

Занятие №1.  Изучение нового материала (дефектолог рассказывает детям историю строительства православных храмов на Руси)

Дефектолог:

  • Приходилось ли вам бывать в храме?
  • Кто впервые привёл вас в храм?
  • Какие чувства вы испытывали в храме?
  • Что вам запомнилось больше всего в храме?

Дефектолог: История строительства православных храмов в древнерусском государстве начинается в IX веке, когда в 988 году состоялось первое массовое крещение Киевской Руси. Киевский князь Владимир, приняв святое крещение с именем Николай и крестив свою дружину с частью населения Киева, построил церковь во имя пророка Илии на Подоле.

На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. 22-х-главая Преображенская церковь, сделанная без единого гвоздя. Кижи. Карелия.

Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл.

Издавна храмы строили в самых красивых местах.

Дефектолог: - Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

(У него есть купол, на котором находится крест)

Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.

Форма куполов может быть различной. Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря. Позже купол стал походить на пламя свечи. А с 17 века купола стали делать в виде вазонов. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

Дефектолог: - Ребята, пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.).

Какие первые ассоциации у вас возникли?

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.

Вывод:

Предварительная работа. Занятие №2.  

Этот дом – не просто дом

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

Бим-бом-бом. Дин-дин-дин.

Кто-то с мамой, кто один

Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это – православный храм.

Л.Ермаков

Дефектолог: Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу – у которого небо и подножие-земля, а нам они нужны».

- Действительно ли человеку нужны храмы? (Ответы детей)

Дефектолог: Большинство из вас, ребята, склоняется к тому, что человеку храмы нужны. А нам с вами нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа.

Сегодня на занятии мы постараемся разобраться с некоторыми понятиями, которые встречаются человеку при посещении православного храма: что такое храм, как он устроен, кто такой священник, что такое благословение, что есть в храме: кадило, канун, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

(аудиозапись колокольных звонов)

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним, навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!…

Дефектолог: - Одинаково звучали колокола? - Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

  • Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
  • Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
  • Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы.. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды.

- Ребятки, подумайте, что может символизировать каждый вариант формы?

(Ответы детей: Корабль спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг – символ бесконечности и вечной жизни, звезда указывает людям путь, а Церковь учит правильному пути в жизни)

Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.

Экскурсия в Православный Храм.

После проведения предварительной работы с детьми, организовывается экскурсия в Православный Храм.

Дефектолог: Добрый день ребята! Я очень рада видеть вас! Я надеюсь, что наша экскурсия пройдёт интересно и познавательно. Сегодня мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчить верующих, перед входом в храм я обязательно познакомлю вас с правилами “как вести себя в храме”.

Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? (ответы детей) Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.

Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.

Памятка «Как вести себя в храме» (приложение)

Дефектолог читает стихотворение перед входом в Храм.

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

Дефектолог: Ребятки, вот мы с вами поднимаемся на паперть (педагог знакомит детей с новыми понятиями, объясняет их значения).

Паперть

крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

Храм –

дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. Внутри православный храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть и притвор.

Чего много в храме? (Ответы детей: свечей, икон)

Церковная свеча

символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует  любовь верующего ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.

Свеча ставится около иконы.

Икона –

священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события.

Иконами обычно называются изображения, выполненные на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой  левкасом, то есть алебастром, разведенным с жидким клеем).

Наш взгляд упирается в иконостас.

Иконостас –

перегородка, разделяющая алтарь и центральную часть храма. Состоит из икон, расположенных рядами в определенном порядке. Число ярусов бывает от трех до пяти.  В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и далее любая другая икона. За иконами нижнего ряда с обеих сторон  расположены дьяконские двери. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый — икону Богородицы с Младенцем Христом и  пророков. Верхний, пятый ярус — икону Троицы и иконы  ветхозаветных праведников и праотцов. Завершается иконостас распятием.

Дефектолог: Отгадайте загадку:

Уточки крякнули,
Бережки звякнули:
Собирайтесь, детушки,
К одной матушке.

Что это за матушка? (Ответы детей: храм, церковь).

Что это за «бережки», за «краешки», которые «звякнули»? (- Колокола.)

Зачем они звонят? (- Зовут в храм на молитву.)

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения – либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопших. Звон при богослужениях бывает нескольких видов. Благовест – мерные удары в один колокол. Перезвон – удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого. Перебор – медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола и т.д.

А кто из вас видел другие храмы? Ответы детей.

Они все одинаковые? (- Нет.)

Давайте посмотрим друг на друга. Мы с вами все одинаковые? (Ответы детей: Нет и да.)

Мы — люди — в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но всё же мы — разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.

Вот также и храмы. Их много. Все они очень похожи. И все — разные. И этим они похожи на людей. Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя — он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

Храм – это не просто здание, это живой организм.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. “В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним”, — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о значении храма в православной культуре России.

Вывод экскурсии: хочу подвести итог нашей экскурсии и спросить вас: Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? (ответы детей)

Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

Дефектолог:

Любите, дети, старину

С её былинными веками,

С её старинными церквами,

К величию ведшие страну…

 Любите. Дети, старину!..

С.С. Бехтеев

Подведение итогов. Рефлексия

Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:

* Мне понравилось…

* Мне запомнилось…

* Я узнал…

* Мне бы хотелось…

Дефектолог: - Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:

ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ

«Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу ко храму.

Заповедь эта – к Богу ступень,

Нужно ей следовать каждый день»!

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они…

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой,
И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.
 

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...
 

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значени...

Песни для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В папку входят 14 песен для детей, набранные в программе "Sibelius 3". Мелодии песен в формате midi позволят вам прослушать мелодию, замедлять или ускорять темп, транспонировать ее, сочинит...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Конспект коррекционно-развивающего занятия на преодоление негативизма, агрессии у детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста.

 Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу с...