Литературно-музыкальная композиция "Строки, опаленные войной"
учебно-методический материал по литературе на тему

Игнатьева Марина Юрьевна

Цель и задачи мероприятия:

1) приобщение обучающихся к богатствам отечественной поэзии, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;

2) развитие способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

3) воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения обучающихся, чувства гордости и уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки;

4) расширение знаний обучающихся о героических страницах истории нашего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroki_opalennye_voynoy.docx34.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Строки, опаленные войной…»

(1 слайд)

     Цель и задачи:

1) приобщение обучающихся к богатствам отечественной поэзии, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;

2) развитие способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

3) воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения обучающихся, чувства гордости и уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки;

4) расширение знаний обучающихся о героических страницах истории нашего Отечества.

(Песня «Тучи в голубом». Пары танцуют вальс)

(2 слайд) Эпиграф:

                                                        Живут не шумно ветераны,

                                                        Для них награда – тишина.

                                                                Ещё гудит осколком рваным        

                                                       В их сердце адская война.

                                                               Им ночью вспоминается такое,

                                                         Что жар души не затушить.

                                                       Уже из сотни только двое

                                                               Фронтовиков осталось жить…

                                                                             Алексей Мишин «Фронтовики»

                                                                                     

Ход мероприятия

Ведущий 1: Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду…

Вспоминаем, вспоминаем это снова!

Ведущий 2: Вспоминаем эту ночь и в этот час

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Танцующие: Разве погибнуть ты нам обещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…», - Родина.

Вступительное слово учителя: (3 слайд)

     Добрый день, уважаемые ребята и педагоги! Мы рады приветствовать вас  на вечере, посвященном празднику, который скоро отметит наша страна – ДЕНЬ ПОБЕДЫ!

     70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут, как очевидцы и участники, рассказать о том, чем была война для нашей страны. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передаёт прежде всего поэзия.

     Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни в тылу, ни на фронте было не прожить, и поэзия была в то время самым популярным жанром.

     Сегодня, накануне празднования Дня Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто писал о войне, кто погиб во имя мира и свободы. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Остаются в строю и стихи той поры, и произведения, и песни, окрылявшие в годы войны душу солдата. А иначе и быть не могло. Литература - это не только зеркало жизни, это сама жизнь.

Ведущий 2: Этот день начался не тихой зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. 22 июня 1941 года. (4 слайд)

(Звучит фонограмма со словами Ю.Б. Левитана о начале войны)

Юрий Борисович Левитан (19 сентября (2 октября) 1914 — 4 августа 1983)) — диктор Всесоюзного радио с 1931, диктор Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, народный артист РСФСР (1973), народный артист СССР (1980); обладатель редкого по тембру и выразительности голоса.

Учитель: Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача. (прослушать) (5 слайд)

Учитель: Священная война… Почему же война названа «священной» и «народной»?  

Ответы детей: Потому что эта война за правое дело, за свою родину, не наступательная, не захватническая, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправдана. Народная, потому что  объединяет устремления всего народа, защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.

Ведущий 1: Известие о войне коснулось судеб взрослых мужчин, молодых парней, мальчиков. Расставаться с родными и близкими было нелегко, но нужно было отдавать долг – долг Родине.

Прослушаем запись песни в исполнении Булата Окуджавы «До свидания, мальчики» (6 слайд)

   Ах война, что ж ты сделала, подлая

   Стали тихими наши дворы.

   Наши мальчики головы подняли

   Повзрослели они до поры.

   На пороге едва помаячили

   И ушли за солдатом солдат.

   До свидания, мальчики, мальчики,

   Постарайтесь вернуться назад!

   Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими

   Не жалейте ни пуль ни гранат

   И себя не щадите вы, и все-таки

   Постарайтесь вернуться назад!

Ученик читает стихотворение Константина Михайловича Симонова «Жди меня»

(7 слайд)

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущий 2: Поэты писали и о самой войне, её тяготах, военных сражениях, трагедии отступления, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах, передавали трагедию многих семей. (8 слайд)

Ведущий 1: Говорят: «У войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… Они были солдатами.

Ведущий 2: Юлия Владимировна Друнина. Девочка из интеллигентной московской учительской семьи, стихи писала с детства. (9 слайд)

Ученица: В 17 лет я прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт, работала санитаркой в госпитале. Затем - санинструктором в пехотном батальоне. Воевала в пехоте, в артиллерии. Была ранена, награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году меня демобилизовали по инвалидности после очередной контузии.

     Хотя я писала с детства, но почувствовала себя поэтом в 1944 году. Первая подборка стихов была опубликована в 1945 году в журнале «Знамя», конечно, стихи были о войне.

Ученица читает стихотворение Юлии Друниной

Не плакала, не голосила -

Спасала других из огня.

- Как звать тебя? Может, Россия?

- Я - Лида. Так кличут меня…

Ах, Лидочки, Настеньки, Тани,

Сиянье доверчивых глаз!

Откуда в часы испытаний

Вдруг силы берутся у вас?

Так хочется счастья и мира!

Но ежели… нам не впервой…

Припала вдова командира

К планшетке его полевой.

Припала, губу закусила,

А плакать нельзя - ребятня…

- Как звать тебя? Может, Россия?

- Я - Лида. Так кличут меня.

Сквозь трудные слезы, сурово,

Любовью и гневом полны,

Вдове улыбаются вдовы

Великой священной войны…

Ведущий 1: Слово тоже было их оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц… Их стихи знали, ждали… (10 слайд)

Ученица читает стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

23 февраля 1942

Ташкент

Ученица читает стихотворения Ольги Федоровны Берггольц «Я никогда героем не была».  (11 слайд)

Я никогда героем не была.

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

я не геройствовала, а жила.

И не хвалюсь я тем, что в дни блокады

не изменяла радости земной,

что, как роса, сияла эта радость,

угрюмо озаренная войной.

И если чем-нибудь могу гордиться,

то, как и все друзья мои вокруг,

горжусь, что до сих пор могу трудиться,

не складывая ослабевших рук.

Горжусь, что в эти дни, как никогда,

мы знали вдохновение труда.

Ведущий 2: Война коснулась не только взрослых, но и детей, которые были участниками боёв и сражений.

Ведущий 1:Александр Трифонович Твардовский «Рассказ танкиста».  (12 слайд

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами — не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Ведущий 2: Константин Михайлович Симонов – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». В первые, особенно сложные, месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжёлыми боями и большими потерями, оставляя врагу сёла и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины….», посвящённое другу Симонова, поэту Алексею Суркову.  (13 слайд)

Прослушаем запись стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша…»

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

        (. . .)

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

1941

Ведущий 1: Это стихотворение произвело огромное впечатление. Оно стало очень популярным и любимым в народе,  потому что оно не просто рассказывает о войне, её трудностях, а передаёт переживания, боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придаёт особый лиризм, искренность. Образ русской земли создаётся через образ дорог, «слезами измеренных», троекратным повторением «деревни, деревни, деревни с погостами». Многократным повторением слова «русский», готовность умереть за родину, но защитить его от врагов.

Учитель: Какими бы трудными не были солдатские будни, они не забывали о родине, о самых близких и дорогих людях.

Ведущий 2: Владимир Семенович Высоцкий был ребенком, когда началась война. Вырос в семье военного, и поэтому знал многое о войне. Тема войны пронесена Высоцким через всю жизнь. (14 слайд)

Учитель: Сам Владимир Высоцкий объяснял это так: «…почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать – это такая великая победа, которая на четыре года покрыла нашу землю. Во-вторых, у меня военная семья…»

Ведущий 1: Хотелось бы озвучить слова Роберта Рождественского: «Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей… Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут. Именно так и переходят от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия…»

(Звучит песня В.Высоцкого «На братских могилах…»)

Учитель: Человеческая память. Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе.

Ведущий 2: Война, война…

                      Кому-то очень больно,

                      А кто-то ищет новых благ и чин…

                      Друзья мои, всех убиенных в войнах

                      Вспомним и минуту помолчим… (15 слайд)

(Минута молчания) (Звучит песня «Журавли»)  (16 слайд)

Ученик: Мы вас помним, солдаты,

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.

Ученик: Чашу страданья испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей во все времена

Останетесь вечно живыми.

(Звучит фонограмма со словами Ю.Б. Левитана – приказ от 8 мая 1945 года) (17 слайд)

Учитель: Много горя принесла Великая Отечественная война русскому народу. Много жизней унесла. Не все дождались долгожданного Дня Победы, поэтому мы должны помнить, какой ценой она досталась, ПОБЕДА.

(Звучит песня «День Победы») (18 слайд)

Ведущий 1: Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоевано счастье жить в сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей земле. Они призывают не забывать трагедии войны. Но есть и другие памятники, живые, которые напоминают о военном времени. Эти памятники - деревья.  (19 слайд)

Ведущий 2: В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать

березу, и чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березы у Вечного oгня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.

Ученица читает стихотворение Валентины Потемкиной  (20 слайд)

Война прошла, но подвиг вечен.

Как цепь сражавшихся солдат

(Кто опален, кто изувечен) –

Березы русские стоят.

Стоят, как прежде, белоноги,

И люди, – боже, их прости! –

Пришли, чтоб выровнять дороги,

Срубить березы на пути.

Один сказал с улыбкой: «Ну-ка!» –

И хвать по дереву сплеча.

Топор сорвался с резким звуком,

Свинец тяжелый повстречав.

Застыли люди. Значит, скольких

Спасли березы, что в рубцах!

В стволах засели те осколки,

Что быть могли бы в них, бойцах...

Ведущий 1: Растут деревья, как продолжение жизни тех, кто отдал ее за мирный шепот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее нынешнего и будущего поколений! Береза – и быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна наша земля.

Звучит песня «Я люблю эту землю»  (Анатолий Кашка)  (20 слайд)

Учитель: У каждого человека есть свой долг, даже если мы об этом редко задумываемся, - долг перед Родиной, долг перед товарищами, долг  перед совестью.

     Святая обязанность наша и наших земляков – вечно хранить память о павших в Великой Отечественной войне как о верных сыновьях, выполнивших ценой своей жизни во имя нашего покоя и благополучия свой долг защитника Родины.

Ведущий 2: Как хорошо проснуться на рассвете,

                      Как хорошо, что ночью снятся сны,

                      Как хорошо, что кружится планета,

                      Как хорошо на свете без войны!  (21 слайд)

Учитель: Мы должны знать и уважать историю своей страны, какой бы жестокой она не была. Это история нашей страны и другой она уже быть не может.  

Ведущий 1: Россия! Слово-то какое звонкое и чистое, как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка! Дорогое, как мама!

(Фильм) (22 слайд)

Спасибо за внимание!  (23 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

Литературно-музыкальная композиция "Песни,опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция предназначена для классов среднего и старшего звена. Целью данного мероприятия было вызвать интерес  у молодого поколения к истории написания песен военных лет,...

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной" Мероприятие является частью системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию с целью формирования  познавательных способнос...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"

Мероприятие помогает донести до учащихся трагедию советского народа в Великой Отечественной войне и величие подвига тех, кто остановил фашизм; способствует  нравственно-патриотическому воспи...

Литературно – музыкальная композиция «Детство, опаленное войной»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. П...

Литературно-музыкальный вечер "Песни, опаленные войной"

В данной разработке представлен сценарий внеклассного мероприятия, а также отчет о его проведении...