Литературно-музыкальная композиция "Песни,опаленные войной"
классный час (9 класс) на тему

Шароухова Елена Владимировна

Литературно-музыкальная композиция предназначена для классов среднего и старшего звена. Целью данного мероприятия было вызвать интерес  у молодого поколения к истории написания песен военных лет, пробудить бережное отношение к историческому прошлому своей страны. В композиции использованы стихи, песни войны, фрагменты "Героческой симфонии" Д.Шостаковича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesni_voennykh_let.doc71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Песни, опаленные войной».

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, потому что 9 мая  2010 года вся наша страна и весь мир отметит славный праздник – 65 годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

- Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка?

-Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей – музыка?

-Какие чувства вызывает она?

На эти вопросы мы дадим ответы в конце мероприятия, когда прослушаем выступления учащихся.

Ведущий 2. В жизни человека бывают дни, часы, годы, минуты, события, которые самым безжалостным образом хочется вырвать из своей памяти, забыть, навсегда забыть о том, что когда-то это было…

Ведущий 1. Но недаром  говорят, что память человеческая намного прочнее гранита, тем более, что эти жизненные вехи высечены в ней резцом, перед которым бессильно время.

Ведущий 2. Да, есть много причин, которые заставляют помнить о том страшном до неправдоподобности, что пришло на нашу землю, землю других народов-братьев в черные годы фашистского нашествия.

1-й ученик. Война.… От Бреста до Москвы 1000 километров, От Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров. Так мало, не правда ли? Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа, а по-пластунски – четыре долгих года.

2-й ученик. Война…. Это – бесстрашие защитников Бреста, это – 900 дней блокадного Ленинграда, это – клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!» Это – добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это – подвиг героев Курской дуги, это – штурм Берлина, это – тяжелая работа тружеников тыла, мучения узников концлагерей, это – память сердца всего народа.

3-й ученик. Нет! Ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя.  Забыть прошлое, забыть уроки войны – значит предать тех, кто не щадил жизней ради нашего будущего, оставить новые поколения без опыта, добытого непомерной ценой.

Ведущий 1. «Большое видится на расстоянии».  Но молодым мало увидеть. Важно своим сердцем прикоснуться к святыне, разумом осознать значимость подвига отца, деда, старшего брата. И подняться на безымянную высоту, пройти по улицам сел, где когда-то гремели бои, побывать в городах, имена которых стали символом мужества и героизма, помогает песня. Именно через песню молодые люди приходят на встречу с прошлым, чтобы научиться у него любви к Родине, занять силу великую для больших сегодняшних дел.

Ведущий 2. «Когда говорят пушки, музы молчат», - гласит пословица. Но поэзия воюющего народа опровергла ее. С первых же дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Ведущий 1.  Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Многие из них имеют к тому же интересную историю своего появления на свет. О песнях, ставших памятниками военных лет, об их авторах, об истории их создания мы поведем наш рассказ. Сколько замечательных песен пелось в те суровые годы!

И слова тех честных песен звали

За Отчизну биться до конца,

И от песен слезы застывали

Каплями смертельного свинца.

Ведущий 2. Для одних война – воспоминание, для других – история. Но нет равнодушных людей, когда слышат «главную песню  Великой Отечественной войны», написанную поэтом Василием Лебедевым-Кумачом и композитором Александром Александровым. «Священная война» - это песня-воин, песня-полководец. Ее слова были опубликованы одновременно в газетах «Известия» и «Красная Звезда» 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

1-й ученик. Участник хора, исполнявший песню «Священная война» на Белорусском вокзале, Юрий Емельянов вспоминал: «В зале ожидания на вокзале было большое скопление народа, и когда хору настало время исполнять песню, в душе закралось сомнение – можно ли выступать в такой  шумной обстановке? И вот взмах руки композитора, хор начинает петь - зал затихает.… С первых же тактов было понятно, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали как при исполнении гимна.  На суровых лицах солдат – волнение и слезы. Песню требовали повторить пять раз подряд! Пели мы  «Священную войну».

2-й ученик. С этого дня песня прошла долгий и славный путь.  Она была «взята на вооружение» нашей армией, всем народом.  Ее пели всюду: на переднем крае,  в партизанских отрядах, в тылу врага. В те суровые военные годы каждое утро после боя Кремлевских курантов по радио звучала «Священная война». Но и сегодня ее нельзя слушать без волнения. Она напоминает нам о  небывалом мужестве советских людей.

Включается запись песни «Священная война», демонстрируются слайды презентации.

Ведущий 1. В июне 1941 года родилась первая песня о Бресте, узнали о которой десятилетия спустя: Федор Германенко написал ее кровью спичкой при свете свечи. Когда фашисты стали  забрасывать подвал, где находились защитники крепости, гранатами, спасая песню, Федор вложил текст в масленку и выбросил через оконце на плац, где ее и нашли много лет спустя. Пелась она на мотив песни «Варяг».

Учащиеся исполняют песню «Разбитая крепость над Бугом стоит», демонстрируются слайды презентации.

Ведущий 2. Одной из самых лиричных песен, созданных еще до войны, стала песня «Катюша», написанная композитором М.И. Блантером и поэтом М.В.Исаковским. Она прошла с нашей армией  от Волги до Берлина. М.В.Исаковский  в статье «История одной песни» вспоминал такой случай: «Однажды под вечер в часы затишья наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, «Катюшу». Немцы прокрутили ее раз, потом второй, потом третий… Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»?!

…В общем дело закончилось тем, что группа солдат неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. В результате – немцы опомниться не успели, «Катюша» - пластинка вместе с патефоном – была доставлена к своим».

Учащиеся исполняют песню «Катюша», демонстрируются слайды.

1-й ученик.

Война… Жестокая война

Не первый месяц длится.

Жизнь, как струна, напряжена,

В опасности столица.

Все громче злобный вой ветров,

На взрывы дни похожи,

А сводки Совинформбюро

Тревожней все и строже.

Звучит песня о Москве «Дорога моя столица», демонстрируются слайды.

2-й ученик. Эта песня появилась почти случайно. Автор ее не москвич, он родился у Черного моря, вырос в Николаеве, жил в Ярославле, откуда ушел на фронт. Когда грузовик, в котором ехал младший лейтенант Ярославской дивизии Марк Лисянский, остановился на площади Пушкина возле редакции журнала «Новый мир», Лисянский успел передать секретарю редакции свое стихотворение, которое было опубликовано в декабрьском номере журнала. Прочитав стихи, композитор Дунаевский прямо на полях журнальной страницы набросал ноты мелодии. Находясь на Калининском фронте, молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи.

1-й ученик. Песня была близка и дорога не только москвичам и участникам боев за столицу. Ее знали и любили на всех фронтах и в далеком тылу, потому что Москва была символом Родины, олицетворением всего самого дорогого в жизни советских людей.

2-й ученик. 

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Взрыв,

И умирает друг,

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед.

За мной одним идет охота.

Будь проклят

Сорок первый год -  

Ты, вмерзшая в снега пехота.

Семен Гудзенко

Ведущий 1.  Битва под Москвой – первое победоносное  сражение Великой Отечественной войны. Здесь в суровых снегах Подмосковья родилась знаменитая песня композитора Константина Листова  на слова поэта Алексея Суркова «В землянке», с которой произошла вообще невероятная история. Писал поэт письмо жене на КП возле Волоколамского шоссе. Тревога, артналет.  Оставив письмо, побежал в укрытие. Кто-то из офицеров штаба переписал текст и потом послал своей жене. И вдруг А.Сурков слышит по радио на мелодию Константина Листова «Бьется в тесной печурке огонь». Это было в самом начале 1942 года в разгар разгрома немецко-фашистских  захватчиков под Москвой.

Учащиеся исполняют песню «В землянке», демонстрируются слайды.

1-й ученик. Среди  ныне здравствующих ветеранов Великой Отечественной войны в этой исторической битве приняли участие и отмечены боевыми наградами  две наши односельчанки – Зотова Ульяна Сергеевна и Суркова Евдокия Ефимовна. Когда началась война, они ушли на фронт, служили в аэростатных частях города Москвы, имеют медали «За оборону Москвы», другие правительственные награды.

Ведущий 2. История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900-дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.  С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года Ленинград жил и боролся в блокадном кольце.

Ведущий 1. Не было продуктов, прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод и паровое отопление. Не работал городской транспорт, так как топливо по ценности приравнивалось к хлебу. Хлебная порция составляла 250 граммов (для рабочих) и 150 граммов (для всех) в сутки.

Ученики читают слова на фоне звучания «Реквиема» В.А.Моцарта.

Ведущий 2. Вымирали целыми семьями, кварталами. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях было найдено около 13 тысяч трупов.

Всего в ноябре голод унес жизни свыше 11 тысяч жителей, в декабре – 53 тысячи, в марте – 90 тысяч! Люди замерзали на улицах, на площадях, в парадных, угасали в постелях, сидя на стульях.

Ведущий 1. Город казался черным. Черные сугробы на перекрестках, узкие тропинки вдоль домов. Снежные шапки на трамваях и троллейбусах. Тишина, глухая, беспробудная.

Но город жил, хотя казался вымершим. Город продолжал жить творческой жизнью: в осажденном городе Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал свою знаменитую симфонию, названную Ленинградской.

Звучит отрывок из Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.

Ведущий 2. После концерта, который состоялся в блокадном Ленинграде, Ольга Берггольц вспоминала: «Я глядела на Шостаковича, маленького и хрупкого, в больших очках,  и думала, что этот человек сильнее Гитлера. Сквозь эту изумительную музыку звучал негромкий, спокойный и мудрый голос ее создателя Дмитрия Шостаковича: «Заверяю вас, товарищи, от имени ленинградцев, что мы непобедимы». Эту веру он хотел передать своим соотечественникам».

Ведущий 1.  Еще с одним известным именем связан период самых тяжелых испытаний во время блокады – ленинградской поэтессы Ольги Федоровны Берггольц. Именно ее поэзия кричала о жизни и стойкости Ленинграда.

Ведущий 2. Ее называли «блокадной мадонной». Она была красива той особой просвещенной красотой, которая несет в себе печать духовности: правильные черты лица, светлые, словно светящиеся волосы, большие серые глаза, умный и спокойный взгляд.

1-й ученик. «Я пробыла в городе на Неве всю блокаду. То, что мы остаемся в Ленинграде, как бы тяжело ни сложилась его судьба, - это мы решили твердо, с первых дней войны. Я должна была встретить испытания лицом к лицу. Я поняла: наступило мое время, когда я смогу отдать Родине все – свой труд, свою поэзию. Ведь жили же мы для чего-то предшествующие годы».

Проецируются слайды с фотографиями Ольги Берггольц и блокадного Ленинграда.

Ведущий 2. По распоряжению горкома партии  Ольга Берггольц была прикреплена к городскому Радиокомитету. И выступала по радио почти ежедневно. День за днем, месяц за месяцем ведет она для измученных ленинградцев свой поэтический дневник. У них одни страдания, одна боль, одна судьба, одно ожидание.

Ведущий 1. И вот долгожданный час наступил: в ночь с 18 на 19 января 1943 года кольцо разорвано!

В исполнении ученицы звучит стихотворение Ольги Берггольц «О дорогая, дальняя, ты слышишь?»

В тех героических боях – обороне, прорыве и в полном снятии блокады Ленинграда – активное  участие принимал и наш земляк Михаил Михайлович Федулов. С первых дней войны Михаил Михайлович был механиком-водителем танка Т-34 11-й танковой дивизии 16-го механизированного корпуса в составе 12-й армии, с которой участвовал в обороне Киева, Запорожья и Донбасса, где был ранен.

Ведущий 2. После  госпиталя М.М.Федулов служил шофером на подвозе боеприпасов 138-го корпусного пушечного артиллерийского полка прорыва в составе 2-й Ударной армии, участвовал в снятии блокады Ленинграда. М.М.Федулов дошел до Берлина, до 1947 года служил в оккупационной группе войск в Нейштадте, награжден орденом Красной Звезды (за сбитый из ручного пулемета самолет), а также медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Ведущий 1. Среди песен о блокадном Ленинграде хотелось бы выделить песню «Вечер на рейде». Написали ее композитор В. Соловьев-Седой и поэт А.Чуркин, когда работали в торговом порту при разгрузке дров. Они видели, как уходили от берега корабли. Правда, впервые песня прозвучала не в блокадном Ленинграде, а на Урале, куда были эвакуированы композитор и поэт. И уже оттуда песня вернулась в блокадный город.

В исполнении учащихся звучит песня «Вечер на рейде».

Ведущий 2. Славой овеян Сталинград и Сталинградская битва. Сталинградская земля была перепахана снарядами. Вода в Волге стала красной от крови. Солдаты и офицеры сражались врукопашную, проявляя отчаянную храбрость. С гранатой в руках или бутылкой с зажигательной смесью они шли на танки… и побеждали.

Ведущий 1. Наш односельчанин Паршин Иван Владимирович участвовал в Сталинградской битве, в окружении армии Паулюса.  Иван Владимирович служил в артиллерии, был награжден медалью «За оборону Сталинграда», другими правительственными наградами. Вернулся домой из Потсдама 12 апреля 1946 года.

Звучит песня Б.Ш.Окуджавы «Бери шинель…».

Ведущий 2. В 1942-1943 гг. шли жестокие бои на Северном Кавказе и на кавказских перевалах. Сваны-проводники и альпинисты-разведчики сбросили с вершины Эльбруса фашистский штандарт, установленный немецкими горными егерями, а потом и самих егерей. Об этих событиях рассказывается в стихотворении Роберта Рождественского «Баллада о молчании».

Учащиеся читают стихотворение.

Ведущий 1. 1943 год. Огненная дуга. Танковая битва под Прохоровкой. Первый салют в столице в честь освобождения Орла и Белгорода. Фронт покатился на запад… 1944 год – год знаменитых десяти ударов по врагу, освобождение Белоруссии, Румынии, Польши, Болгарии, Венгрии, Чехословакии.

В минуты передышки между боями, когда части отходили на переформирование, нередко звучала фронтовая гармошка,  и пелись лирические песни.

Ведущий 2. Одну из таких песен написали композитор Анатолий Новиков и поэт Яков Шведов. Называлась песня «Смуглянка». Авторы решили показать ее на радио. Но песня не понравилась: «в 1943 году надо петь героические песни, а не  песни о смуглянках-молдаванках». Лишь в 1944 году песня появилась в эфире и стала одной из любимых лирических песен солдат.

Звучит песня «Смуглянка».

Ведущий 1. Говоря о военных песнях, нельзя не вспомнить имя Булата Окуджавы. Это имя не нуждается в представлении. Он один из признанных основоположников бардовского движения.  Жизнь Окуджавы мистическим образом связана с войной. Родился Булат 9 мая 1924 года в Москве. С тех пор 9 мая – это не только День Победы, но и для поклонников его творчества – День памяти Окуджавы, поскольку каждый год 9 мая они приходят на Трубную площадь и поют его песни.

Ведущий 2. Из воспоминаний Б.Окуджавы: «На войну я пошел добровольцем, после 9-го класса, в 1942 году. Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был патриотически настроенным мальчиком, но романтиком тоже. Романтизм скоро, буквально через несколько дней, улетучился: оказалось, война – это тяжелая кровавая работа.

Война закончилась. Но остались боль утраты и чувство вины перед тем, кто в отличие от тебя, не дожил до Победы».

В исполнении учащихся звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал», проецируются слайды презентации.

1-й ученик. Когда мы говорим об авторской военной песне, то вспоминаем, в первую очередь, песни Владимира Семеновича Высоцкого.

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в семье военного. Его отец и дядя были фронтовиками, поэтому он не понаслышке знал, что такое война. Когда Высоцкого спрашивали, почему он так много времени уделяет этой теме, он говорил: «Все люди моего, послевоенного, поколения чувствуют сожаление, что не приняли в этом участия. Мы вынуждены узнавать о подвигах героев только из книг и из рассказов очевидцев. Поэтому мы довоевываем в своих песнях».

Звучит запись песни В.С.Высоцкого «Баллада о земле», слайды презентации.

Ведущий 1.1945 год – уже был виден свет грядущей Победы. Советская армия освобождала народы Европы от фашистов. На лицах людей стали появляться улыбки.

Война добралась и  до Германии. 30 апреля 1945 года над рейхстагом было водружено знамя Победы. 8 мая в Берлине подписана полная капитуляция Германии. А 9 мая невиданным салютом – 30 залпами из 1000 орудий Москва салютовала победителям.

Звучит запись песни «Журавли» (музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова).

Ведущий 2. Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение называет песнями отцов и дедов. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах, не мерзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года.

Звучит песня из  кинофильма «Офицеры», проецируются слайды.

Ведущий 1. Главная мысль, которую несут послевоенные песни, - об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбы всего мира. Одна из таких песен – песня, написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым, - «День Победы». Она родилась через 30 лет после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала нам близкой и необходимой.

Песню «День Победы» исполняют все участники мероприятия.

Ведущий 2. Прослушав небольшую часть военных песен, мы попытаемся ответить на вопросы, поставленные в начале мероприятия.

- Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка?

-Для чего нужна в тяжелое время для страны, людей – музыка?

-Какие чувства вызывает она?

Работа учителя  русского языка

Шароуховой Елены Владимировны.

2010 год.

Пояснительная записка.

Литературно-музыкальная композиция предназначена для учащихся среднего и старшего звена.

Цели и задачи:

  1. Развить интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение песен военных лет.
  2. Познакомить с историей создания песен.
  3. Развить интерес учащихся к изучению истории родного края.
  4. Воспитывать чувство патриотизма, гражданского  долга, чувство благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, людям старшего поколения, перенесших тяготы военных лет.

Формы и методы реализации: ведущие, чтецы, учащиеся классов самостоятельно и с помощью учителей готовятся к выступлению. Использованы записи песен военных лет, Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича, презентация слайдов.

Тематическое содержание: период с 1941 по 1945 годы, истории песенного творчества советских композиторов, стихотворения Ольги Берггольц, Роберта Рождественского, Семена Гудзенко, тексты песен.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, магнитофон, аккордеон.

Перечень использованной литературы:

  1. Внеклассные мероприятия: 8 класс / Авт.-сост. О.Г.Черных. – М.: ВАКО, 2009.
  2. Журнал «Воспитание школьников», 1984, №3.
  3. Журнал «Воспитание школьников», 1990, №4.
  4. Журнал «Практика административной работы в школе» № 2-2006, №3-2007, №2-2007, № 1-2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературно- музыкальная композиция "Детство, опалённое войной

Данная разработка знакомит учащихся 5- 7 классов с трагичной  судьбой молодого поколения военных лет, воспитывает уважение к героям Великой Отечественной Войны, развивает чувство патриотизма...

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

Литературно - музыкальная композиция "Женское лицо войны".

Данная композиция расширит кругозор учащихся, заставит задуматься над вопросом, "какой ценой завоёвано наше счастье"....

Литературно-музыкальная композиция "Живая память войны"

Сценарий литературно-музыкальной композиции"Живая амять войны"...

Литературно-музыкальный вечер "Стихи, рожденные войной..."

Литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов "Стихи, рожденные войной..."...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Горькая правда войны: цифры и факты»», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне

Аннотация       Одним из приоритетных направлений учебно- воспитательной работыДома художественного творчества детей, как учреждения дополнительногообразования, является ...