Литературно-музыкальная композиция "Мне кажется порою, что солдаты..." (из истории создания военных песен)
методическая разработка по теме

Чекашкина Наталья Николаевна

Внеклассное мероприятие, целями которого является познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры, воспитание патриотизма, любви к Родине, интерес к творчеству, посвященному Великой Отечественной войне, уважение к людям старшего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-muzkomp_na_28_aprelya.doc54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Мне кажется порою, что солдаты…» (из истории создания военных песен)

Автор: Морозова Наталья Николаевна (учитель истории и обществознания)

Цели:  Познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;  показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к творчеству, посвященному Великой Отечественной войне,  уважение к людям старшего поколения.

Методические приёмы: лекция учителя, сообщения учащихся, чтение наизусть, исполнение, инсценирование  песен.

Оборудование урока: записи песен военных лет,  фотографий поэтов и композиторов, презентация.

Примечание. Учащиеся  готовят сообщения об истории создания песен, исполняют и инсценируют песни.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя: Добрый день уважаемые гости, родители, ребята. Сегодня мы с вами стаем участниками литературно-музыкальной композиции «Мне кажется порою, что солдаты…» из истории создания военных песен. (звучит песня из к/ф “Офицеры”, муз.Р.Хозака, сл. Е. Аграновича “От героев былых времён”).(Открываем 1-й слайд, говорим тему, цель урока). Также у нас в гостях труженики тыла, давайте поприветствуем их. (представляем гостей)

Открываем 2-й слайд:  С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы вам расскажем о некоторых военных песнях, об их судьбах.  Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника - праздника Победы. Не было семьи, которую бы не затронула война.

Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен, а все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали и в трудные минуты, и на привале в часы отдыха, их близким и родным всегда вселяли надежду, что защитники вернуться живыми и невредимыми.

Кто сказал, что надо бросить песню на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне. (открываем третий слайд)

Это слова из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского отвечали потребностям наших бойцов. Воевал весь наш народ, воевала и песня. В песнях люди черпали душевные силы. (открываем четвертый слайд)

Уже на второй день после объявления войны  по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война». Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны: боль, горе, тревогу, надежду.

Сообщение Сытник Ирины об истории создания песни “Священная война”.

(Сообщение:   Вставай страна огромная, Вставай на смертный бой…  Это стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача на второй день после объявления войны (23 июня 1941 г) прочитал по радио актер Малого театра. 24 июня 1941 г. его напечатали в газетах «Красная звезда» и «Известия». В тот же день композитор Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров написал музыку.   Впервые песня исполнилась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда уходили составы на фронт. Под первые такты песен вокзал, словно замер. Пауза и требование «Еще!». Исполняли 4 раза подряд.   Эта песня стала призывом, гимном, ее увезли на фронт, чтобы исполнять перед солдатами. Эта песня шла по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Эта песня на века останется символом трудных лет Великой Отечественной войны.  Спустя 40 лет она звучала на площади перед Белорусским вокзалом - и люди не могли скрывать своих слез…)  Открываем 5-й слайд, затем 6-й слайд

 Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.  Еще одна песня, о которой мы хотим вам рассказать поражает своей глубиной, лиричностью и наивностью, в которой и мелодия и стихи слились в волнующую новеллу. Это «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова.

(Сообщение: Помимо поэта, переводчика и композитора создателем песни следует назвать и его первого исполнителя - Марка Бернеса. Именно он первый обратил внимание на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева, опубликованные в апрельском номере журнала «Новый мир» за 1968 год. Они начинались со строк: Мне кажется порою, что джигиты с кровавых не пришедшие полей. В могилах братских не были зарыты, а превратились в белых журавлей. Бернес обладал удивительным даром предчувствия песни. Он был уверен, что эти стихи должны лечь в основу песни. Бернес убедил поэта и переводчика переделать и даже убрать некоторые строфы. Вместо «джигитов» появились «солдаты». Он считал, что песня должна быть посвящена не только воинам-горцам, а всем советским солдатам, не вернувшимся с войны.    Бернес с выправленным текстом пришел к композитору Яну Френкелю. Стихи взволновали его и на свет появилась песня возвышенная и гордая. Песня о подвиге солдат, пронзительная память о тех, кого нет…)    

Открываем 7-й слайд, затем 8-й слайд Мы представляем вашему вниманию музыкальную композицию в исполнении 3-4 классов.

(В июне 1941 года проходили выпускные вечера: Звучит песня «Школьный вальс». Девочки мальчики   танцуют. Песня обрывается, звучит голос Левитана о нападении Германии, девочки заплакали, все уходят. Звучит песня «Священная война» выходят солдаты и медсестры, мальчики стреляют, девочки перевязывают их, уходят. Затем начинается композиция «Журавли». Дети со свечками и журавликами выходят «клином», идут к «памятнику» возле памятника ставят свечи и исполняют песню)

Один из наиболее ярких поэтов военной  поры – Александр Трифонович Твардовский, он написал поэму о войне, названную в честь ее главного героя - «Василий Теркин». Послушайте отрывок из этой поэмы. Открываем 9-й слайд (Анжелика Пархоменко и Дима Лесняк читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», про смерть).   Со слов «За далекие пригорки уходил сраженья жар, на снегу Василий Теркин неподобранный лежал…» до слов «Так пошла ты прочь, Косая, я солдат еще живой. Буду плакать, выть от боли, гибнуть в поле без следа, но тебе по доброй воле я не сдамся НИКОГДА…»

 Открываем 10-й слайд: Солдаты верили в победу, чем могли, помогали друг другу, а больше всего им помогла любовь ближних.  «В землянке» первая лирическая песня в годы войны, была популярна и на фронте и в тылу. Это гимн любви, верности, ведь настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая, которая умеет ждать, нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать.  Ученица 5 класса Волкова Татьяна  расскажет нам об истории создания песни «В землянке».

(Сообщение: песня, которая сейчас прозвучит, родилась зимой 1941 года и сразу же безоговорочно была принята сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А стихотворение из которого она родилась было написано случайно и в печать не предназначалось.Это поэт Алексей Сурков написал жене с фронта письмо 16 домашних строк. Написал в конце ноября, под Истрой после очень трудного боя, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. Именно этому стихотворению суждено было стать первой лирической песней в годы войны, необычайно популярной на фронте и в тылу. В феврале 1942 года это стихотворение прочитал композитор Константин Листов и… песня пошла по всем фронтам от Севастополя до Полярного. Правда, в начале блюстители фронтовой нравственности посчитали строки «До тебя мне дойти не легко, а до смерти 4 шага» - упадническими, разоружающими, требовали про смерть вычеркнуть. На фронте узнали, что с песней «мудрят» и Сурков получил письмо от 6 танкистов, которые писали: «Мы слышали, что кому-то не нравиться строчка «до смерти 4 шага». Напишите для тех людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте как есть: мы то знаем, сколько шагов до нее, до смерти». В годы войны песню исполняли Леонид Утесов и Людмила Русланова - знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.)  Открываем 11-й слайд. Далее композиция «В землянке» в исполнении учащихся 7 класса. (привал в лесу, стоит печка, сидят солдаты, один «играет» на гармони, другие отдыхают, двое у печки пишут письмо и т.п.)

Особенна история создания песни  «На безымянной высоте». Высота 224.1 была занята немцами и мешала продвижению наших войск. 14 сентября 1943 года 18 сибиряков добровольцев вызвались обойти высоту с тыла и занять ее… Песня «На безымянной высоте», которую все считают военной, на самом деле была написана спустя два десятилетия после войны. В начале января 1964 года на экраны страны вышла картина Владимира Басова «Тишина». Там и звучала эта песня. - открываем 12-й слайд.  

Историю создания песни «На безымянной высоте расскажет ученица 5 класса Спивак Диана. (Сообщение: Недалеко от дороги на Калугу, там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть там эта высота, на военных картах времен Великой Отечественной войны ее обозначали отметкой 224.1. 14 сентября 1943 года на этом рубеже вела бой горстка храбрецов, бойцов 718-го стрелкового полка 139-ой стрелковой дивизии. Высота была занята немцами и мешала продвижению наших войск. Восемнадцать солдат сибиряков вызвались обойти высоту ночью с тыла и занять ее… Об этом бое за высоту 224.1 поэт Михаил Матусовский вспомнил в начале 60-х годов, когда по приглашению режиссера Владимира Басова вместе с композитором Вениамином Баснером работал над фильмом  «Тишина», они должны были написать песню. Поэт написал о подвиге на Безымянной высоте, у незнакомого поселка воспоминание о буднях войны, песню о долге, о совести. После выхода фильма «Тишина» ее запела вся страна. Когда слышишь ее даже не верится, что она сложена в послевоенную пору, так и кажется, что она оттуда, из войны.  Песня Матусовского и Баснера привлекла внимание и к судьбе ее реальных героев. Выяснилось, что после боя за высоту осталось в живых лишь двое - Герасим Лапин и Константин Власов. Оба они дожили до того дня, когда на месте их боя и гибели их товарищей был сооружен памятник. Рядом с ним землянка, над которой высилась, та самая «обгоревшая сосна» из песни.)- Открываем 13-й слайд, затем слайд 14-й. Объявляется Минута молчания…

Песня - воспоминание. Песня о тяжелых военных годах, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Открываем 15-й слайд.  «Эх, дороги», историю создания расскажет ученица 6 класса Шкарова Ирина.

 (Сообщение:  Песня была написана в ноябре 1945 года к празднику 7 ноября. Нужна была песня о тяжелых военных годах, о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни, поэт Лев Иванович Ошанин и композитор Анатолий Григорьевич Новиков, сами не раз бывали на фронте и до этого уже не мало написали песен на военную тему. Замысел песни «Эх, дороги» родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх». Песня «Эх, дороги» стала одной из самых любимых. И слова и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня-воспоминание о пройденных дорогах войны.) Открываем 16-й слайд.  Песня «Эх, дороги» звучит в исполнении учащихся 5 класса, всем в зале раздаются слова, желающие могут подпевать.

Ученица 6 класса Орищенко Валерия прочитает стихотворение нашего земляка Геннадия Михайлова «Героям победы».

С каждым годом все меньше героев Победы. С тихой грустью уходят, позабыты страной. Ах, как больно за вас, седовласые деды, ваша юность и зрелость опалены войной. Звон медалей на праздник, словно эхо орудий. Пусть нетвердая поступь и туманы в глазах. День Победы святое, никогда не забудем, Как и тех, чьи могилы превращаются в прах.

В мае 1945 года советские войска одержали победу над фашистской Германией и освободили Европу.  Открываем 17-й слайд. И закончим мы нашу композицию песней «Майский вальс», известной песней о Победе на слова Михаила Ясеня, музыка Игоря Лученка. Открываем 17-й слайд

Действительно, Вена была освобождена в марте 1945 года. Но разве это так важно?
...Существует такая  история. В одном из домов освобождённой Вены советские солдаты обнаружили почти не пострадавшее пианино. Кто-то из воинов, умевший играть, открыл крышку, попробовал наиграть "Венский вальс". Получилось. И вдруг откуда-то, словно из-под земли, донеслись звуки скрипки - играли ту же самую мелодию. Не сразу, но удалось найти вход в подвал, откинули завалы - и помогли оттуда выбраться хозяину дома - музыканту - со всей его семьёй.  Австрийцы были удивлены, что советские солдаты знают музыку их Родины. Но попробовали подыграть - кто на чём мог. Вскоре с улицы присоединился аккордеон. Потом гитара - это музыку услышали проходящие мимо пехотинцы.
А вскоре прямо на улице играл сборный оркестр - скрипки, гармони, гитары, балалайки, контрабас, то самое пианино - его вытащили совместными усилиями. Играли музыку самую разнообразную, пели, плясали - Вена праздновала освобождение.
Может, это событие и послужило мотивом для написания "Майского вальса"? Эту песню исполнил Евдокимов. Она была написана к 40-летию победы. В 1985 году.

(Звучит песня «Майский вальс» в исполнении Натальи Николаевны Морозовой. На фоне мелодии заставка из папки 4343 на рабочем столе, танцуют вальс учащиеся 8 и 9 класса Лесняк Дмитрий, Петрушин Денис, Степанчук Илона, Понамарчук Александра)

Сегодня,  мы лишь прикоснулись к теме “Из истории создания военных песен”, так как  этих песен огромное множество.

Проведение рефлексии  (смайлики прикрепить на стенд, веселых, если мероприятие понравилось, грустных, если нет).

Открываем последний слайд. Спасибо всем за внимание. До новых встреч.

Фонограммы на мероприятие: 

1. Гимн РФ. 2. «Офицеры». 3. «Школьный вальс». 4. Голос Левитана об объявлении войны. 5. Песня «Священная война». 6. Песня «Журавли». 7. Песня «В землянке». 8. Песня «На безымянной высоте». 9. Песня «Эх, дороги». 10. Песня «Майский вальс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Шёл солдат"

Сценарий был составлен для подготовки и проведения мероприятия, посвященного Дню Победы. В ходе подготовки к празднику учащиеся выполняли творческие задания поискового и языкового характера. Можно исп...

презентация к классному часу "Что мы знаем об истории военных песен".

Презентация к классному часу позвященному Дню победы...

Проектное задание "Песни военных лет. История создания песен военных и послевоенных лет"

Проект разработан на основе интеграции литературы, информатики, музыки и изобразительного искусства....

«История военных песен, или С песней к Победе"

Материал предназначен для урока внеклассного чтения. 7- 8 класс.Цель урока: Показать непреходящее значение песен Великой Отечественной войны и её актуальность в воспитании патриотизма современного чел...

Литературно - музыкальная композиция "СУДЬБЫ ВОЕННОЙ ПОРЫ"

Еще один сценарий литературно-музыкальной композиции, ставшей уже традиционной для учащихся нашей школы....

История создания двух песен: «В лесу родилась ёлочка» и «Jingle bells»

Рождество и Новый год считаются самыми добрыми, весёлыми и любимыми  праздниками для детей и взрослых. Поздравляя друг друга с Рождеством и Новым годом,  англичане говорят: «Merry Christmas!...

Устный журнал "История военных песен""

Устный журнал "история военных песен""...