Проектное задание "Песни военных лет. История создания песен военных и послевоенных лет"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Зарубина Валентина Борисовна

Проект разработан на основе интеграции литературы, информатики, музыки и изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnoe_zadanie.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Песни военных лет».

Автор проекта: Зарубина Валентина Борисовна.

Учебный предмет: Литература (5 – 6 классы).

Срок реализации проекта: 1 месяц.

Тип проекта:

По доминирующей деятельности – творческий.

По предметно-содержательной деятельности – межпредметный (литература, музыка, информатика, изобразительное искусство).

По характеру контактов – внутришкольный.

Заказчик проекта: МОБУ «Сясьстройская СОШ №2».

Актуальность проекта: воспитание духовно богатой и нравственной личности, гражданина и патриота России, знающего её культуру и историю.

Цель проекта:

Практическая: использование на уроках и внеклассных мероприятиях.

Педагогическая: воспитание гражданина и патриота России.

Задачи проекта:

Пробудить интерес к истории страны через произведения литературы, музыки, живописи.

Формировать чувство патриотизма.

Формировать компетенцию самоопределения (способность осмыслять свою деятельность и поведение в коллективе, формировать в себе личность).

Формировать учебную компетенцию (умение управлять своей учебной деятельностью с использованием эффективных стратегий, настроиться на позитивный результат деятельности, мотивировать свои действия, самостоятельно находить необходимую информацию в различных источниках).

Формировать деятельностную компетенцию (умение планировать свою деятельность, прогнозировать ожидаемый результат и вырабатывать навыки сотрудничества в парах, творческих группах и классной работе).

Развитие творческого мышления, памяти.

Формирование культурной компетенции (способность ориентироваться в музыке, поэзии, получать удовольствие от художественного творчества).

Вопросы проекта:

Значение поэзии в годы Великой Отечественной войны и её вклад в дело Победы советского народа над гитлеровской Германией.

Связь времён через поэтические художественные произведения, музыку и изобразительное искусство.

Сохранение семейных традиций и памяти о погибших на войне родственниках обучающихся.

Предполагаемый продукт: Внеклассное мероприятие к Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне для параллели 5-6 классов на основе интеграции литературы, информатики, музыки и изобразительного искусства.

Мотивация к познанию: Личностный интерес учащихся.

Знания, на которые нацелен результат: Песни военных лет. Поэты и композиторы, посвятившие свои произведения теме войны. История семьи обучающихся (жизнь родственников – участников Великой Отечественной войны).

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Необходимое оборудование:

Тексты песен В.И.Лебедева-Кумача, А.А.Суркова, В.Г.Харитонова, Р.Г.Гамзатова, В.Г.Агатова, Е.Г.Аграновича.

Видеоролики с песнями «В землянке», «Тёмная ночь», «День Победы», «Журавли», «Вставай, страна огромная», «Давно закончилась война», «От героев былых времён…», «Священная война», запись голоса Ю.Б.Левитана.

Презентация  «Песни военных лет. История создания песен военных и послевоенных лет».

Работы учащихся, посвящённые жизни своих близких – участников Великой Отечественной войны.

Рисунки учащихся на военную тему.

Этапы работы и даты:

Литература. Тема Великой Отечественной войны в советской поэзии (поиск авторов и произведений, отбор материала) – 9-13.04.2012

Литература. Обсуждение списка литературы, объединение в группы и пары (по желанию) для выполнения предложенных заданий – 16-20.04.2012

Литература и русский язык. Написание сочинений об участнике Великой Отечественной войны. 16-27.04.2012

Изобразительное искусство. Создание рисунков на тему «Какой я представляю себе войну».16-27.04.2012

Информатика.  Создание презентации «Песни военных лет. История создания песен военных и послевоенных лет» - 23.04 – 3.05.2012

Литературно-музыкальная композиция «Песни военных лет», посвящённая Дню Победы – 7.05.2012

              Литературно-музыкальная композиция "Песни военных лет"

                                             Дню Победы посвящается...

                                                                      (Слайд 1)

1-й ведущий:   

Сегодня будет день воспоминаний,

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний

О подвиге и доблести отцов.        

(Слайды 3-5)

Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили! Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько их... прекрасных и незабываемых? Каждая из военных песен - истинный шедевр, с собственной жизнью и историей. Мы родились и выросли в мирное время. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшнюю встречу.

                                                                              (Слайд 6)

1-й ученик:

Грустные ивы склонились к пруду,

Месяц плывет над рекой,

Там, у границы, стоял на посту

Ночью боец молодой.

Черные тени в тумане росли,

Туча на небе темна.

Первый снаряд разорвался вдали –

Так началась война.

Юрий Борисович Левитан.  О начале войны 22 июня 1941 в 4:00 (Прослушивание записи)

                                                                           (Слайд 7)

2-й ведущий:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой!..        

                                                                        (Слайды 8-9)

Стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну. Уже 27 июня в Музыкальном издательстве была подписана к печати и вскоре вышла десятитысячным тиражом листовка с песней на эти стихи, музыку к которым написал композитор Матвей Исаакович Блантер. Она была первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны. Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. За считанные дни зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

                                                                           (Слайд 10)

Исполнение песни "Священная война".

                                                                           (Слайд 11)

2-й ученик:

Ты прости, что письмо,

Торопясь, отрываясь, небрежно

Я пишу, как мальчишка дневник

И как штурман - журнал.

Вот опять начинается... Слышишь?

С третьей скоростью мчится

Огнем начиненный металл...

                                                                          (Слайд 12)

3-й ученик:

Мы скоро вернемся, я знаю, я верю,

И время такое придет.

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем.        

                                                                          (Слайды 13-14)

1-й ведущий: 

Одна из самых лирических песен военных лет "В землянке" родилась совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Александровича Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Яковлевича Листова, что тот написал для них музыку. 25 марта 1942 года песня "В землянке" была опубликована в "Комсомольской правде". К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.

                                                                             (Слайд 15)

Исполнение песни "В землянке".

                                                                              (Слайд 16)

1-й ведущий: 

На страницах застыли года…

Двадцать два ему будет всегда.

"Мама, я здоров и живой..."

А наутро последний бой.

                                                                            (Слайд 17)

5-й ученик:

Мои братья и сестры родные,

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить.

                                                                         (Слайд 18)

2-й ведущий:

Агранович Евгений Данилович на фронт ушел добровольцем, прошел через всю войну, начинал с защиты рубежей Москвы, воевал в составе 22-го отдельного истребительного батальона и стал автором известной по кинофильму "Офицеры" песни "От героев былых времен не осталось порой имен..." и целого ряда других стихотворений и песен на военную тему. В поэтике, в песнях Аграновича основное место все же принадлежит военной лирике. "Я человек счастливый, - говорил он о себе всегда. - Ведь мои песни знает и любит народ!" Автор музыки - Хозак Рафаил Матвеевич.

                                                                          (Слайд 19)

Исполнение песни из кинофильма "Офицеры".

                                                                          (Слайд 20)

6-й ученик:

На улице полночь, свеча догорает,
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь.

                                                                    (Слайды 21-22)

1-й ведущий: 

История создания всенародно любимой песни "Темная ночь" очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом "Два бойца", у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Леонид Луков поспешил к композитору Никите Владимировичу Богословскому, который уже через 40 минут предложил другу мелодию. Поэт Владимир Гариевич Агатов, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так была создана любимая и поныне песня "Темная ночь". Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от... слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет "Темная ночь" вышла только со второй матрицы.

(Слайд 23)

Исполнение песни ''Темная ночь".

2-й ведущий:

Путь к победе был очень долгим, 1418 дней и ночей.

Юрий Борисович Левитан. О победе и капитуляции Германии 4 мая 1945.

                                                          (Прослушивание записи)

                                                                         (Слайд 24)

7-й ученик: 

Этот день особенный, желанный.

Солнце светит ярко в вышине.

День Победы - праздник долгожданный

Отмечается у нас в стране.        

                                                                   (Слайды 26-27)

1-й ведущий: 

Главная "победная" песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным.

Песня "День Победы" была создана поэтом Владимиром Гавриловичем Харитоновым и композитором Давидом Фёдоровичем Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены коммунистической партии остались недовольны композицией. Но на концерте песня "День Победы" настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого "День Победы" навсегда остался в репертуаре военных песен.

                                                                     (Слайд 28)

Исполнение песни "День Победы".   (Вместе.)

2-й ведущий:

Победа – это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Ещё раз всмотритесь в лица тех, кто уходил на войну (фотографии). Лица простые и одухотворённые, юные и не по годам умудрённые, с ясным взглядом. Героическое поколение победителей. Каждый день – задумайтесь – день поминовения – 1418 дней. На сотнях памятников и обелисков не увидишь имён, лишь количество захороненных. Они пали за свободу и независимость нашей Родины. Да, время неумолимо идёт вперёд, но вместе с тем оно не властно над памятью народной.

1-й ведущий: 

Сегодня мы хотим вспомнить родных и близких собравшихся в этом зале, тех, кто воевал и приближал День Победы, кто отдал жизнь за свободу нашей Родины и за наше счастливое будущее – без войны и без смерти.

Будем достойны их великого подвига! Вечная память!

                                                                    Лента памяти.

(Учащиеся, у кого кто-то из близких им людей воевал, выходят и прикрепляют фотографию на ленту памяти, зажигают свечу. Ведущие в это время называют имена оставшихся в живых и погибших на фронте, кратко сообщают, где воевали, как погибли).

                                                                          (Слайд 31)

8-й ученик:

Дни весны наступающей им уже не даны.

На минуту встаньте, товарищи,

В память всех не пришедших с войны.

Минута молчания.

(Видео)

                                                                             (Слайд 32)

9-й ученик:

(Слайд 33)

Не забывай кровавые закаты,

Когда в руинах был родимый край

И как на землю падали солдаты

Убитыми... Живой, не забывай!

2-й ведущий:

                                                                       (Слайды 34-36)

В исполнительской манере Марка Бернеса решающую роль играла интуиция. Именно благодаря ей он стал на эстраде новым художественным явлением - певцом-рассказчиком. Песню "Журавли" он записал уже будучи смертельно больным. Записал без репетиций и дублей. Автором стихотворения "Журавли" был поэт Расул Гамзатович Гамзатов. Перевод этого стихотворения с аварского языка на русский попал в руки Марка Бернеса, и
оно глубоко взволновало его. Он посчитал, что оно должно стать песней и он будет ее петь. Он посоветовал заменись слово "джигиты" в четверостишии словом "солдаты". Музыку написал композитор Ян Абрамович Френкель. Песня "Журавли" стала классикой. Когда Бернес исполнял ее, у него на глазах были слезы. "Моя песня, - говорил он тихо и спокойно, - всегда о том, что ее волнует. Счастлива ли она? А что надо песне для счастья? Чтобы ее слушали, чтобы ей верили, чтобы волновались ею... Я не люблю
сытых, благополучных песен. Пусть будет нужной людям".        

                                                                           (Слайд 37)

Исполнение песни "Журавли".

2-й ведущий:        

                                                                           (Слайд 38)

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

  Ведь эта память - наша совесть,

  Она, как сила, нам нужна.        

                                                                              (Слайд 39)

Исполнение песни «Давно закончилась война».

1-й ведущий:  

На этом наша встреча, посвященная песням военных лет, подошла к концу. Спасибо огромное за ваше участие и внимание. До свидания!

                                           

                                     ПАСПОРТ

                         

                         ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ

                                               2012

        


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Мне кажется порою, что солдаты..." (из истории создания военных песен)

Внеклассное мероприятие, целями которого является познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры, воспитание патриотизма, любви к Родине, интерес к творчес...

Конспект интегрированного урока " История создания песен о Великой Отечественной войне поэтами и композиторами Тверского края."

Урок проведен в рамках работы РМО учителей музыки 24.02.1011 г.Цель урока: развитие  интереса учащихся к изучению исторического прошлого Тверского края.Интегрированный урок музыки и краевед...

Попурри из песен военных лет.

Сценарий выступления учащихся 7- го класса в общешкольном концерте, посвященном празднованию дня Победы....

Сценарий конкурса песен военных лет

Сценарий конкурса песен военных лет, посвященный 9 мая...

История создания двух песен: «В лесу родилась ёлочка» и «Jingle bells»

Рождество и Новый год считаются самыми добрыми, весёлыми и любимыми  праздниками для детей и взрослых. Поздравляя друг друга с Рождеством и Новым годом,  англичане говорят: «Merry Christmas!...

Методическая разработка урока по истории "Создание системы союзов и новые военные конфликты»

Конспект урока составлен в помощь учителю( преподавателю) для организации урока истории ХХ - начала ХХI века по теме  занятия "Создание системы союзов и новые военные конфликты»...


 

Комментарии

Зарубина Валентина Борисовна

В выполнении проектного задания были задействованы учащиеся 5,6,7 классов, ведущие - учащиеся 9 класса.