Идея гуманизма в литературе военного и послевоенного периода (на основе анализа произведений 40-60 годов)
творческая работа учащихся по литературе (9 класс)

Елаева Гузель Рафаилевна

Итоговый индивидуальный проект по литературе. 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_individualnyy_proekt.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый индивидуальный проект

Идея гуманизма в литературе военного и послевоенного периода (на основе анализа произведений 40-60 годов)

Выполнила: ученица 9_ класса

МБОУ «Гимназия №_»

 _________________________

Руководитель: Елаева.Г.Р.

Казань - 2020

Введение

Тема : «Идея гуманизма в литературе военного и послевоенного периода (на основе анализа произведений 40-60 годов)».

Цель:  проанализировать развитие идеи гуманизма в литературе военного и послевоенного периода, понять роль литературы ВОв в культурной жизни страны, ее влияние на формирование советского характера, человека-патриота, гуманиста.

Задачи:

  • Изучить тематику произведений
  • Изучить жанровые особенности
  • Сравнить произведения первого периода  и поздних этапов ВОв

Актуальность: Актуальность работы диктуется современной реальностью, когда в силу изменений, происходящих в оценке событий второй мировой войны, роли Советского Союза в победе над фашизмом, назрела потребность в переосмыслении темы Великой Отечественной войны в творчестве художников слова того периода как свидетелей событий той эпохи.

План проекта

  1. Вступление – стр.4
  2. Основная часть: - стр.5-12

а) Идеи гуманизма

  • Зарождение
  • Развитие

б) Послевоенное время

  1. Вывод – стр.13-14
  2. Список использованной литературы – стр.15

Вступление

У человека есть свой час памяти, обращенный в прошлое. Сегодня – это пора тревожных раздумий о судьбах мира и самой жизни планеты Земля. «Что сутки! – целые года вмещаются, как смысл в слова», замечает Егор Исаев в поэме «Двадцать пятый час» о емкости этого часа, уводящего к памяти, оставленной второй мировой войной в сознании человечества.

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд  литературы о Великой Отечественной войне.

Литература военных лет  - это и летопись жизни народной и лирический дневник одновременно. Поэзия Великой Отечественной войны представляет собой целую поэтическую вселенную, состоящую из множества поэтических миров – ярких, индивидуальных, вместе с тем составляющих идейно-художественное единство. В основе этого единства – патриотизм, мужество, красота и щедрость души народной, сопричастность отдельного человека всенародному подвигу.

Основная часть

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года – в день, когда на территорию СССР вторглись немецко-фашистские захватчики, а также их союзники. Она длилась четыре года и стала заключительным этапом Второй Мировой войны. Всего в ней приняли участие около 34000000 советских солдат, более половины из которых, погибло. Великая Отечественная война – событие, которое отразилось на судьбе всей России. Каждый в той или иной степени коснулся ее. Художники, музыканты, писатели и поэты также не остались равнодушными к судьбе своей страны.

Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М.Шолохов, Л.Леонов, А.Толстой, А.Фадеев, Вс.Иванов, И.Эренбург, Б.Горбатов, Д.Бедный, В.Вишневский, В.Василевская, К.Симонов, А.Сурков, Б.Лавренёв, Л.Соболев и другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет. Литература стала тем, что давало надежду людям, давало силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства.

Литература стала тем, что давало надежду людям, давало силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства.

Поэзия в военные годы оказалась очень востребованной: во всех газетах страны одно за другим печатались стихотворения на тему Великой Отечественной войны. На фронте стихотворения пользовались популярностью: их читали, заучивали, превращали в боевые песни. Сами солдаты сочиняли новые стихи, пусть даже и несовершенные, но трогательные и искренние. Невозможно даже представить, что творилось в душе у солдат, переживающих военные годы. Но поражают внутренние качества русского характера: в сложных и суровых условиях думать о стихах, сочинять, читать, заучивать.

Русская литература в период Великой Отечественной войны была многожанровой и многопроблемной. В начале периода преобладали «оперативные», то есть, малые жанры.

Основные жанровые группы военных стихов:

  • Лирическая (ода, элегия, песня)
  • Сатирическая
  • Лирико-эпическая (баллады, поэмы)
  • Проза
  • Малые формы литературы (такие как рассказ и повесть) пользовались особенной известностью. Искренние, несгибаемые и, по истине, народные характеры вдохновляли советских граждан.

Огромную роль в духовной жизни народа приобретает публицистика, так как тяжелое, полное тягот  время требует от жанров малых форм.

Основные публицистические жанры военного времени:

  • Статьи
  • Очерки
  • Фельетоны
  • Воззвания
  • Письма
  • Листовки

Крупные  произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В.Гроссмана «Народ бессмертен». В повести «Народ бессмертен» автор раскрывает читателю черты русского характера. Речь идет о наших частях, попавших в засаду, и о прорыве вражеского кольца. Герои повести - простые люди, призванные в армию в один день. Этот эпизод символизирует единство народа. Главный герой - колхозник из Тульской области Игнатьев.

Идеи гумнизма

Основной идеей того времени становится гуманизм. При всей исключительности, неожиданности вставших перед нею задач советская литература военных лет закономерно развивала творческие принципы, которые определили ее путь в предшествующие годы. Идея мира была и остается главенствующей идеей советской литературы, утверждающей пафос мирного творческого труда как основу развития полноценной человеческой личности.

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.

Зарождение

При всей исключительности, неожиданности вставших перед нею задач советская литература военных лет закономерно развивала творческие принципы, которые определили ее путь в предшествующие годы. Идея мира была и остается главенствующей идеей советской литературы, утверждающей пафос мирного творческого труда как основу развития полноценной человеческой личности.

Этот благородный гуманистический пафос был вместе с тем пафосом действенного гуманизма, полного воли к жизни и готового к борьбе за нее. Неудивительно, что крылатыми для советских людей, вставших на битву с фашизмом, стали слова А.Твардовского.

В идейных, нравственных, психологических качествах, обнаруженных советскими людьми в дни войны, проявились черты, в несколько иных формах сложившиеся ранее в героике революции, гражданской войны и будней социалистического строительства. Большую роль в воспитании поколений, на долю которых выпало отстоять Родину от фашистских полчищ, сыграли традиции советской литературы и искусства предвоенных десятилетий, с их верой в человека, любовью к Родине, ясностью и величием жизненной цели. Идеал человека, за которого с самого своего возникновения боролась советская литература, противостоял всем своим существом фашистскому мракобесию. И противостоял активно. Герои советской литературы и их создатели - мастера слова чувствовали себя бойцами-антифашистами. Все это, как эстафету, приняли те, на чью долю выпало пройти через все испытания войны. Среди них - люди, которые впоследствии пополнят поредевшие ряды писателей.

Преемственность героических традиций, которой была насыщена вся атмосфера суровых военных лет, явилась условием и мощного взлета литературы. Лучшие произведения советской поэзии, художественной публицистики, прозы и драматургии были верны суровой правде времени, в них мужественно звучала тема партии - подлинного вдохновителя и руководителя масс, тема народа, - героя, творца великой победы.

В стихах публицистического стиля особое место занимали мотивы ненависти и мести. В этом ракурсе обращает на себя внимание стихотворение К. Симонова «Убей его!», написанное в 1942году, в котором не только оправдывается убийство, но его отсутствие расценивается как предательство родины.
В стихотворении «Убей его!» (позже озаглавлено «Если дорог тебе твой дом...») Симонов смоделировал ситуацию экзистенциальной безысходности индивида в условиях войны, максимально «очеловечив» эту ситуацию, приблизив ее к читателю. В этом смысле последняя строфа особенно характерна именно своей доступностью каждому — «не ты, а он». В это время было важно взбодрить и зарядить народ на победу. Победа была нужна, любой ценой. Стихотворение носит ярко выраженный агитационный характер.

О действенной силе стихов  Константина Симонова говорил А.Сурков: « Я в августе 1942 года приехал в порядке очередной командировки под Ржев. Тогда мы под Ржевом наступали. В двух с половиной километрах от переднего края наших войск, на развилке дорог, стоял столб. На столбе была огромная фанера, и на этом огромном фанерном щите были написаны четыре строки из стихов одного из наших советских поэтов, напечатанных три дня назад в газете «Красная звезда». Уже на этом щите были следы от минных осколков и пулевые следы. И когда я на этот щит посмотрел, я решил для себя: хорошо бы, если бы эти четыре строчки были мои»

Развитие

Чем изнурительнее, чем бесчеловечнее и противоестественнее была война, сеющая горе и смерть, тем сильнее сказывалась жажда жизни. Жизнь утверждала свои права вопреки смерти и наперекор ей, в союзе с самой природой, со всем живым миром. И это великое противостояние с упрямой силой выплеснулось в творчестве художников слова. Всеволод Вишневский в своем фронтовом дневнике записал знаменательные строки: «Мы, писатели, в 1941-42 годах дали народу чудовищный заряд ненависти к врагу… Но мы и передовики, и у нас уже есть предощущение гуманистическое. Я пропитан – в силу своего опыта – человеческим отношением к людям. И конец войны, мир будет ознаменован не истреблением, не призывом: «Убей его» - мудрым практицизмом и гуманностью. Определенных фашистов-немцев будем судить… Но в целом проблема должна быть решена с учетом будущих десятилетий. К этому выводу я пришел твердо.»

Стихотворение Анны Ахматовой «Мужество» было написано в 1942 г., когда поэтесса пребывала в эвакуации в Ташкенте. “Мужество” было написано еще в самом начале войны. В своем произведении автор призывает всех к защите своей Родины от несчастья, которое ее настигло — от войны. Все содержание стиха заключается в его названии. Данное стихотворение — это крик души поэта, наставление гражданам — не опускать руки и быть мужественными. Образом русской речи в стихотворении подчеркивается единость русского народа. Именно речь является тем, что связывает вместе всех советских людей. Защищая русскую речь, Великое русское слово — мы защищаем Родину, именно это пытается донести до нас в строках своего стиха Анна Ахматова.

Стихотворение «Соловьи» Михаила Александровича Дудина написано в 1942 году. Он считает не ненависть подлинной движущей силой. Он призывает жить на радость другу, а не назло врагу. И исцеляющая, вечно обновляющаяся природа здесь выступает с ним в союзе. Поэт несколькими деталями создает тонкий психологический рисунок умирания бойца. Свою последнюю минуту он встретил без отчаянья, под пение соловьев, которые, кажется, точно знают, что будущее наступит – и оно будет мирным.

К числу бесспорных шедевров лирики военных лет относится стихотворение К. М. Симонова «Жди меня...», которое вошло в цикл «С тобой и без тебя», начатый в годы войны и завершенный уже после ее окончания. По форме стихотворение является убеждающее страстным монологом-заклинанием, обращенным к любимой женщине.
Это настоящее послание, которое можно с легкостью причислить к любовной лирике. Каждая строчка — это обращение, которое может написать каждый солдат в письме к своей избраннице и Симонов написал. Он написал заклинание, призывая любимую ждать. Ждать и верить, что он вернется. Ждать даже в лютую зиму, в знойную жару, в любое время года. Писатель в стихе призывает женщину ждать даже тогда, когда все уже не будут верить в чудо, когда поднимут рюмки за упокой души. Нужно ждать, когда друзья устанут, когда уже всем надоест ждать. В произведении Симонов призывает не отчаиваться, не терять надежду, верить до последнего, ведь именно эта вера помогает выживать и возвращаться домой каждому солдату. Именно ожиданием своим женщины спасают любимых от смерти. И как пишет писатель, он вернется всем смертям назло, потому что его умели ждать. И так должна поступать каждая женщина: ждать, верить, надеяться.

Послевоенная литература

«Память войны» из памяти народной перешла и в сознание литераторов, которым не довелось защищать Родину с оружием в руках. В годы войны им не вышел призывной возраст, но их личная память слилась с памятью исторической. Тревожной нотой отозвавшись в их творчестве.

В повести «Сашка»  Вячеслав Леонидович Кондратьев хорошо раскрывает  проблему нравственного выбора в экстремальных условиях. На долю главного героя выпадает немало жизненных испытаний, способных как нельзя более точно отобразить истинную сущность человека.

Одним из наиболее острых и эмоционально сильных эпизодов является пленение Сашкой немца. В пылу борьбы солдатом движет лишь желание одолеть врага, но затем в пленном немце он видит обычного человека. Он достойно проходит испытание властью, не причинив вреда безоружному человеку и пообещав ему сохранение жизни. Не в силах выполнить приказ комбата и расстрелять беззащитного юношу, Сашка сам подставляет себя под удар.

Весьма показательной является сцена, в которой Сашка вступается за своего нового знакомого, и берет его вину на себя. Его благородный поступок невольно вызывает чувство восхищения, поскольку герой ставит интересы товарища выше собственных. В своем произведении автор выделил простую и старую, как мир, идею – нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не убивать в себе то доброе и светлое начало, заложенное в каждом человеке при рождении. Мир может спасти только доброта, милосердие, сострадание.

Вывод

Даже самая жестокая и кровавая война в истории человечества не смогла заставить наш народ утратить человечность. Героизм русских солдат шёл рука об руку с гуманизмом. Тема войны неиссякаема. Появляются всё новые и новые произведения, которые вновь и вновь заставляют вернутся к огненным событиям теперь уже более семидесяти пятилетней давности и увидеть в современном человеке то, что мы ещё недостаточно осознали и оценили. И этот гуманизм  продолжается в русской литературе 70-80 и последующих  годов. Война была страшным испытанием для народа, но даже в жестоких условиях наши соотечественники проявляли человечность.

Бойцы помогали раненым товарищам, выносили их с поля боя, делились последним куском хлеба и сострадали оставшимся в оккупации людям. Болью проникнуто отношение к детям, которые угодили в страшное колесо войны. Но показательный акт милосердия – это отношение к пленным.

Солдаты безжалостно истребляли врагов на поле боя, однако к захваченным в плен проявляли гуманизм, несмотря на справедливую ненависть. Об этом немало написано советскими писателями.

Война опустошает душу, калечит человека нравственно и физически, но даже в период массового противостояния есть место гуманности и состраданию.

В наше время, когда подвиг наших прадедов пытаются забыть, сносят памятники русским солдатам, разрушают могилы наших героев, хочется обратиться к этим вандалам словами  поэта Станислава Куняева:

Опять разгулялись витии –

Шумит мировая орда:

Россия! Россию! России!...

Но где же вы были, когда

От Вены и до Амстердама

Европу, как тряпку кроя,

Дивизии Гудериана

Утюжили ваши поля?...

Нет, все-таки взглянем сквозь годы

Без ярости и без прикрас:

Прекрасные ваши «свободы» –

Что было бы с ними без нас?!

Недаром легли как основа

В синодик гуманных торжеств

И проповедь графа Толстого

И Жукова маршальский жезл.


Литература

  1. Анализ стихотворения К.М. Симонова: Жди меня, и я вернусь… – Сочиняшка.ру 2018г.
  2. Великая Отечественная война в художественной литературе Национальная библиотека республики Татарстан 2014г.
  3. Лирика военных лет – Гуманизм - как основная черта военной литературы
  4. Проблема проявления гуманизма на войне  – Критика24.ру 2018г.
  5. Редакция «Правмира» 2018г – Стихи о войне 1941-1945 годов




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектное задание "Песни военных лет. История создания песен военных и послевоенных лет"

Проект разработан на основе интеграции литературы, информатики, музыки и изобразительного искусства....

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.Правительство Российской Федерации постановляет:1. Утвердить прилагаемую Концепцию фе...

История военной подготовки в системе образования в послевоенный период

Законодательные акты СССР и Российской Федерации по вопросам военной подготовки в системе образования...

Обобщающий урок «Деятельность человека». На основе анализа произведения «Конь с розовой гривой»

Интегрированный урок по обществознанию и литературе для 6 классаРазработка Чудецкого А.Н. и Чинокаловой К.В....