Методическая разработка урока по истории "Создание системы союзов и новые военные конфликты»
план-конспект урока по истории (11 класс)

Машталяр Юлия Александровна

Конспект урока составлен в помощь учителю( преподавателю) для организации урока истории ХХ - начала ХХI века по теме  занятия "Создание системы союзов и новые военные конфликты»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Кыштымская вечерняя школа»

Методическая разработка урока

Дисциплина     история  

Класс 11

Примерная программа среднего общего образования на базовом уровне по истории

Учебная тема (раздел): СССР – Россия и мир во второй половине XX века

Название учебного занятия: «Создание системы союзов и новые военные конфликты»

Педагогическая идея урока (эпиграф):«Мир и согласие для побежденных полезны, для победителей только похвальны»

 Марк Туллий Цицерон

Тип занятия:  урок изучения нового материала, комбинированное

1.Цель занятия

Ознакомление с внешнеполитическим курсом СССР в первые послевоенные годы

2.Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Продолжить формирование личности, ориентированной на общечеловеческие ценности

Метапредметные

Регулятивные: самостоятельно определять цели, задавать  критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; научить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено из того, что еще неизвестно; осуществлять пошаговый контроль;

Коммуникативные: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

Познавательные: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  

осуществлять развернутый информационный поиск

Предметные

Изучение понятий «Холодная война», «военно-политический блок». Формирование представления о внешнеполитической деятельности США и СССР, созданиисистемы союзов, выявить причины локальных конфликтов

Методы

Методические приемы

1 уровень –  объяснительно-иллюстративный

словесные: рассказ, лекция, беседа

наглядные: демонстрация  презентации

2,3 уровень – репродуктивный

решение тестов, фронтальный опрос

2,3 уровень –  проблемное изложение

Решение проблемной задачи

3 уровень – частично- поисковый

Составление таблицы

4 уровень – исследовательский

-

Тип занятия:  урок изучения нового материала,

Вид:комбинированное

Оснащенность занятия: АРМ учителя

наглядность:презентация «Создание системы союзов и новые военные конфликты», тесты, раздаточный материал

Литература (основная, дополнительная):

Основная: Всеобщая история. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. / Н.В. Загладин. – М.: Русское слово, 2008 г.

Дополнительная: Кирилов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. М.: Эксмо,2012.

Контрольно  – измерительные материалы  История России. Базовый уровень: 11 класс/ Сост. К.В. Волкова.-М.: ВАКО,2012

Интернет ресурсы:

 Интернетурок.https://interneturok.ru/istoriya/9-klass/noveyshaya-istoriya-pervaya-polovina-xx-v/itogi-vtoroy-mirovoy-voyny?seconds=0&chapter_id=2150

Основные понятия:  «холодная война», военно-политический блок,противоборство, локальный конфликт.

План темы:

1. Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе.

2. «Холодная война» в Азии.

3. Война в Корее и ее последствия

«Мир и согласие для побежденных полезны, для победителей только похвальны»

Марк Туллий Цицерон

№ этапа занятия

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

  1. Оргмомент

1  мин.

Приветствие обучающихся, проверка внешнего вида, отсутствующих, готовности к занятию.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Получают необходимые материалы к уроку

2.Цели и план занятия 2 мин.

Сообщение целей, хода занятия, актуальности данной темы.

Окончание 2-й мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Закончилась самая тяжкая война. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: Германия повержена, оккупирована победителями. В годы войны установилось сотрудничество между странами антигитлеровской коалиции, которое проявилось в согласовании политических подходов, экономической взаимопомощи, координации военных действий. Главный урок, который вынесло человечество – сохранить мир – нашел свое отражение в создании ООН, как международной организации поддержания мира и безопасности на планете.

Объективное развитие ситуации вело, однако, к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за их стремления усилить свои позиции на мировой арене. Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо просматривалась к концу 1946 г. Появился и термин, обозначавший это противоборство – «холодная война».Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической арене мира осталась одна сверхдержава – США, стремящаяся усилить свое влияние в мире.

На прошлом уроке мы с вами изучили тему«Холодная война» и раскол Европы.

Слушают учителя.

  1. Проверка знаний обучающихся

10 мин.

Тест23 « Начало холодной войны: внешняя политика СССР в новых условиях» Контрольно  – измерительные материалы  История России. Базовый уровень: 11 класс/ Сост. К.В. Волкова.-М.: ВАКО,2012

Выполняют задания. Проверка осуществляется учителем позже.

  1. Изложение нового материала –  25 мин.

Рассказ с опорой на презентацию

Формирование системы союзов в Европе ускорил конфликт между СССР и США, поставивший эти страны на грань военного столкновения. Конфликт был связан с нерешенностью германского вопроса. (слайд 2-3)

После победы территория Германии и ее столицы Берлина была поделена на зоны оккупации США, Англии, Франции и СССР. При обострении отношений между этими державами создание единого демократического Германского государства стало невозможным. Каждая из сторон опасалась, что ресурсы и потенциал Германии окажутся под контролем противника в «холодной войне».

В 1948 г. страны Запада активизировали меры по восстановлению экономики Германии в своих зонах оккупации. В частности, для стабилизации валюты была проведена денежная реформа. СССР использовал это как предлог, чтобы закрыть границу между зонами оккупации для предотвращения наполнения советской зоны, Восточной Германии, обесцененной старой валютой. Западный Берлин тоже подвергся блокаде, хотя это создало угрозу голода на его территории.

Руководство СССР надеялось использовать сложившуюся ситуацию, чтобы добиться уступок от стран Запада, но США категорически исключили какие-либо переговоры.

Военно-транспортные самолеты США прорвали блокаду, установили воздушный мост между западными зонами оккупации и Западным Берлином. При этом командование войск США в Германии не исключало возникновения прямого военного конфликта. С учетом того, что СССР имел превосходство в сухопутных силах, на базах США и Великобритании были развернуты бомбардировщики – носители ядерного оружия.

Берлинский кризис стал прологом к замораживанию вопроса о единстве Германии более чем на четыре десятилетия. В 1949 г. были созданы два германских государства – Федеративная Республика Германия (ФРГ) и Германская Демократическая Республика (ГДР), находившаяся в орбите влияния Советского Союза. Их территория превратилась в арену противостояния войск США и СССР в Европе.

В 1948 г. ускоренными темпами шло формирование военных союзов. Страны Запада в апреле 1949 г. сформировали военно-политическую организацию «Северо-Атлантический договор» (НАТО). 14 мая 1955 г. страны восточной Европы и СССР провели в Варшаве совещание и создали военно-политический союз «Организация Варшавского договора».

Используя текст учебника§ 31, заполните таблицу «Создание военно-политических блоков»

Вопросы для сравнения


Северо-Атлантический договор


Варшавский договор


Даты создания




Страны-участницы




Цели

Сделайте вывод о том, в чем была общность целей этих блоков и в чем различия.

О чем свидетельствуют даты заключения договоров?

Работа в группах:

Изучив параграф стр. 274-278 учебника, подготовить сообщение по плану:

  • Причины конфликта
  • Основные события
  • Итог

1группа - «Холодная война» в Азии.

2группа - Война в Корее

Проверка работы в группе.

Слушают, конспектируют

Заполняют таблицу

Фронтальный опрос

Работа с учебником, подготовка сообщения, устный ответ

5.Закрепление –  5 мин.

1.НАТО было создано в ... году:

1.1945   2. 1946   3.1949  4.1955.

2.Североатлантический союз (НАТО) был создан под эгидой:

1.США   2.США и Англии

3.Англии и Франции 4.Франции и Италии

3. Действенную помощь КНДР в корейской войне (1950-1953) оказали:

1.СССР   2.СССР и КНР

3.КНР и Венгрия   4.Польша и СССР.

4.В ходе холодной войны эти страны были расколоты на 2 государства

1.Германия, Корея   2.Германия, Япония

3.Корея, Чехословакия

Фронтальный опрос

6.Итоги. Задание на дом –3мин.

Какие уроки можно вынести из конфронтации двух блоков?

Проверка работы в группе.

 Оценка за урок средняя между самооценкой участников группы и оценкой экспертной группы.

Оценки тест выставляются индивидуально.

Спасибо  вам за урок. С вами было  приятно  поработать.

Фронтальный опрос

Домашнее задание § 31


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Холодная война» и раскол Европы Подготовил учитель Машталяр Юлия Александровна

Слайд 2

Проверка домашнего задания Какой урок вынесло человечество из ВМВ? Окончание войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики создание новой системы международных отношений. Закончилась самая тяжкая война. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она никогда не повторилась. Германия повержена, Советский Союз становится сверхдержавой , и на мировой арене их становится две. Как вы думаете, какие? Назовите их. На чем строилось могущество СССР и США?

Слайд 3

http:// oko-planet.su/politik/politiklist/308352-chtoby-pomnili-28-yanvarya-1992-goda-rech-prezidenta-ssha-busha-amerika-pobedila-v-holodnoy-voyne.html

Слайд 4

Как вы думаете, что дало ему основание выступить с таким заявлением. Как вы думаете что такое «холодная война»?

Слайд 5

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА – мировая конфронтация между двумя военно-политическими блоками во главе с СССР и США, не дошедшая до открытого военного столкновения. Понятие «холодная война» появилось в журналистике в 1945–1947 и постепенно закрепилось в политическом словаре.

Слайд 6

Причины Опасение дальнейшего распространения влияния СССР и США Наличие во всем мире сторонников двух систем ( социализма и капитализма) Необходимость сплочения перед угрозой со стороны противоположного лагеря. Борьба за ресурсы ,рынки сбыта Ослабление экономической мощи противника Тотальная борьба коммунистической и либерально- буржуазной идеологией.

Слайд 7

1945–1946 Создание на территории Ирана национальных автономий Требование к Турции дать согласие на размещение советских войск в районе Черноморских проливов Предложение США и Великобритании самостоятельно определить условия мирного договора с Италией в обмен на невмешательство в дела Болгарии и Румынии Вывод советских войск из Ирана

Слайд 8

Между союзниками по антигитлеровской коалиции существовали глубокие различия , связанные с различными социальными системами. Запад опасался усиления влияния СССР в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии. Борьба между двумя общественно-политическими системами поставила человечество на грань третьей мировой войны. Эта борьба получила название «холодной войны». Взрыв атомной бомбы ФОРМИРОВАНИЕ БИПОЛЯРНОГО МИРА

Слайд 9

Под давлением СССР влияние коммунистов в Восточной Европе возросло. Здесь возникла «народная демократия» с многопартийностью , различными видами собственности. Постепенно коммунисты и социалисты объединялись и захватывали власть. В 1947-1948 гг. были раскрыты «заговоры» в ряде стран и оппозиционные партии были разгромлены. Установились коммунистические режимы. Страны «Народной Демократии» ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Слайд 10

5 марта 1946 года в Вестминстерском колледже в Фултоне (штат Миссури, США) Черчилль произнес ставшую знаменитой фултонскую речь, которую принято считать точкой отсчёта «холодной войны».он призвал западные страны бороться с «экспансией тоталитарного коммунизма» цель « отбрасывание коммунизма

Слайд 11

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «железный занавес». За этой линией располагаются все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы: Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София, все эти знаменитые города с населением вокруг них находятся в том, что я должен назвать советской сферой, и все они, в той или иной форме, объекты не только советского влияния, но и очень высокого, а в некоторых случаях и растущего контроля со стороны Москвы… Коммунистические партии, которые были очень маленькими во всех этих восточноевропейских государствах, были выращены до положения и силы, значительно превосходящих их численность, и они стараются достичь во всем тоталитарного контроля.

Слайд 12

« Желе́зный за́навес » — политическое клише, введённое в активное обращение У. Черчиллем 5 марта 1946 года в его Фултонской речи, считающейся сигналом для начала холодной войны. Обозначало информационный, политический и пограничный барьер, изолирующий СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада.

Слайд 13

Доктрина Трумэна г Доктрина Трумэна (англ. Truman Doctrine ) — внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Она была направлена на пересмотр сформировавшейся ранее, при Рузвельте, системы международных отношений. Доктрина Трумэна явилась выражением борьбы США и их симпантов за необходимую им политико-экономическую однополярность мира.

Слайд 14

Гос. секретарь Джордж Маршалл План Маршалла 5 июня 1947 г. Дж. Маршалл предложил оказывать помощь странам, где в правительствах нет коммунистов. Это привело к усилению противостояния в Европе.

Слайд 15

Формы холодной войны. Противостояние военно-политических блоков Создание ОВД и НАТО Организация Варшавского договора была основана в 1955 г. странами соцлагеря . Североатлантический альянс (НАТО) был образован в 1949 году представителями 12 капиталистическими стран ами против СССР и его союзников. Плакат к десятилетию НАТО

Слайд 16

4 апреля 1949 г. – создание Организации Североатлантического договора Канада Великобритания США Франция Италия Бельгия Исландия Португалия Люксембург Голландия Норвегия

Слайд 17

14 мая 1955 г. - создание Организации Варшавского договора СССР Чехословакия Албания ГДР Румыния Польша Болгария

Слайд 18

Формы холодной войны. Поддержка своих сторонников. 1947г. США предложили план Маршалла», оказание экономической помощи европейским государствам пострадавшим в войне. В зависимости от их политической ориентации. СССР оказал помощь в восстановлении экономики и проведении социалистических преобразований в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а также Азии, в которых были сформированы правительства с участием коммунистических и рабочих партий

Слайд 19

Формы холодной войны . Гонка вооружений Но в 1949 г. Советский Союз успешно провел испытание своей ядерной бомбы. В 1952 г. американцы испытывают термоядерное устройство. В ответ в 1953 г. СССР взрывает водородную бомбу. Таким образом США обгоняли СССР по количеству ядерного оружия, но не по его качеству. Гонка вооружений вызвала протест во всем мире. Американская атомная подлодка «Наутилус»

Слайд 20

Формы холодной войны. Борьба за влияние в странах третьего мира, вовлечение их в орбиту своих интересов Использование различных средств негативного влияния на развитие экономики противника. Ожесточённая борьба разведок, военно-промышленный шпионаж Ограничение контактов между гражданами противоборствующих лагерей. Формирование образа « врага»

Слайд 21

Ракетно-космическое соперничество Новый виток противостояния был связан с освоением космоса. В 1957 г. СССР осуществил запуск 1-го искусственного спутника Земли. Американцы сделали это в 1958 г. Противники получили возможность доставлять ракеты в любую точку земного шара. 12 апреля 1961 г. СССР отправил в космос Ю.Гагарина. 5 мая 1961 г. космический полет осуществил А. Шепард. Ю.А. Гагарин после полета

Слайд 22

Формы холодной войны. Проверка противника в многочисленных локальных и региональных конфликтах Раскол Германии в 1949г. На два государства ФРГ и ГДР 7 сентября 1949- образование ФРГ 7 октября 1949 года образование ГДР война Вьетнама за независимость ( 1946-1954г. Радел его на Южный и Северный (ДРВ) Вьетнам Война в Корее( 1950-1953гг) Раздел Кореи на Южную Корею и КНДР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока экономики "Экономические системы"

Урок разработан в режиме презентации. Учебный материал, размещенный на слайдах, отражает основные понятия, характеристики и особенности каждой экономической системы...

Методическая разработка урока "Право в системе социальных норм" для учащихся 10 (общеобразовательного) класса с презентацией

Урок по обществознанию на тему «Право в системе социальных норм» 10 класс (общеобразовательный)Цель урока:-сформировать представления о сути, значении права, его становлении и развитии;- рассмот...

Методическая разработка уроков по теме "Системы счисления"

Представлен материал: теория, практика на закрепление и контрольная работа...

Методическая разработка урока английского языка в 9 классе по теме «Конфликты»,

Совершенствование навыков устной речи и активизация лексических навыков по теме «Конфликты».  Активизация и обобщение грамматического материала – Условные придаточные предложения....

Методическая разработка урока по "Истории" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы"

Вниманию читателей представляется методическая разработка урока по предмету "История" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы". В ней содержится кратк...

Методическая разработка урока по английскому языку по теме: "Новинки высоких технологий"

Изучение в условиях практической ситуации лексических единиц по теме Человек в информационном обществе (на основе материала по теме «Новинки высоких технологий»)...

Методическая разработка урока математики «Прямоугольная система координат в пространстве»

Методическая разработка урока изучения нового материала по дисциплине «Математика» по теме «Прямоугольная система координат в пространстве».Рассмотрены основные вопросы: поняти...