50 способов сказать "НЕТ"
классный час на тему

Волокитина Евгения Юрьевна

 

Одна    из    эффективных    форм       в    работе    по    профилактике злоупотребления ПАВ и относится к категории мероприятий первичной профилактике наркомании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 50_sposobov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

« 50 СПОСОБОВ СКАЗАТЬ НАРКОТИКАМ - НЕТ!»

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы профилактики наркомании среди детей и молодежи комментариев не требует. Согласно статистическим данным, за последние десять лет отмечается рост числа наркологических заболеваний в десять раз.

Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ (ПАВ). Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 10-13 лет, отмечены случаи употребления ПАВ детьми 6-7 лет.

Разные специалисты - врачи, педагоги, психологи, социальные работники -говорят о том, что это является следствием рискованного стиля поведения детей, в частности молодежи, отсутствием необходимых для сохранения здоровья навыков и информации. Поэтому профилактическую работу необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать закреплять необходимые жизненно важные навыки на всех ступенях обучения. Особенно актуальна профилактическая работа в раннем подростковом возрасте. Подростковый возраст важная и во многом определяющая фаза жизненного цикла - это время больших возможностей для формирования здорового образа жизни.

Актуальность   проведения   работы   по   профилактике   злоупотребления

психоактивными   веществами   в   раннем   подростковом   и   подростковом

возрасте обусловлена следующими причинами:

•    Идеалистический бунт. В подростковом возрасте человек начинает примерять на себя взрослые роли. Подростки стремятся избавиться от своего детского подчиненного положения, стремятся быть равными взрослым.. Способность отличить желаемое от реального у подростков не всегда развита. Они видят мир идеальным, а взрослый реальный мир им кажется порой тотально несправедливым. Это провоцирует собственную внутреннюю борьбу — бунт.

•    Кризис креативности. Принято считать, что подростки менее креативны, чем дети. Снижение креативности связано с тем, что подростки испытывают сильное давление и со стороны сверстников, и со стороны общества и вынуждены приспосабливаться и объединяться в группы, чтобы противостоять этому давлению. В результате они подавляют свою индивидуальность

•    Способность принимать решения. Подросток стремится скорее попасть в мир взрослых и все решения принимать самостоятельно. Теоретически он знает, из каких этапов состоит процесс принятия ответственного решения и обладает способностью творческого решения проблем. Тем не менее, у него далеко не всегда, получается, использовать эти знания в жизни. Причиной этого может быть и низкая самооценка, и давление сверстников.

• Принадлежность к группе. По мере расширения круга знакомств подростки все сильнее начинают ощущать потребность в присоединении к какой-нибудь группе. Для них главной целью становится признание ребятами из компании, которая их привлекает. Тех, кто не соответствует параметрам, группа лишает своего внимания. Поэтому подростки считают умение подстраиваться одним из важнейших условий популярности в группе. Одновременно с этим для того, чтобы добиться признания группы, необходимо обладать какими-то качествами. Хорошо, если личные качества (характер, умение дружить, манера поведения) являются важными факторами успеха среди группы сверстников. Возможна ситуация, когда в группе ценятся в первую очередь проявления рискованного асоциального поведения. В этом случае те нравственные ценности, на которые подросток опирался раньше, быстро отходят на задний план — над ними доминирует желание любыми путями быть признанным этой группой. То есть один из способов, с помощью которого подростки стараются добиться внимания сверстников, — культивировать в себе качества, которые вызывают восхищение других, и овладеть такими социальными навыками, которые способны гарантировать одобрение со стороны товарищей.

Сказанное выше во многом объясняет, почему эпидемия наркомании распространяется, прежде всего, среди подростков. Ключевую роль в этом процессе играет наличие группы, а потребность в группировании является естественной и необходимой именно в подростковом возрасте. В условиях эпидемии подростковой наркомании крайне высока вероятность того, что группа, которую подросток выберет в качестве референтной, будет заражена наркотическим «вирусом». У такой группы система ценностей и принятые модели поведения в той или иной степени подчинены наркотику. Устанавливая с ней связь на различных уровнях, и впадая в дальнейшем в эмоциональную зависимость от группы, подросток начинает перенимать эти модели и оказывается связанным с наркогенной средой, а значит, наркотиком.

Наркотики выступают в качестве «заместителя» и бьют «по слабому месту». Есть проблемы в эмоциональной сфере — наркотик «поможет» успокоиться или, наоборот, взбодриться; не хватает смелости для того, чтобы влиться в компанию - при помощи психоактивного вещества можно на какое-то время преодолеть чувство стеснительности.

В работе с подростками наибольший эффект может принести использование такого группового метода работы, как «мозговой штурм», когда они сами являются генераторами способов отказа от наркотиков (а не взрослый им навязывает свои), и сами оценивают их действенность. Критично перебирая все придуманные способы, подростки сами выбирают лучшие и поощряют их авторов, что является немаловажным для сверстников.

Классный час по профилактике « 50 способов сказать наркотикам - НЕТ!» является    одной    из    эффективных    форм       в    работе    по    профилактике злоупотребления ПАВ и относится к категории мероприятий первичной профилактике наркомании.

Цель: Расширить репертуар поведения в ситуации предложения пробы ПАВ.

Задачи:

- Информировать подростков о правильных, аргументированных, не агрессивных способах отказа от употребления наркотиков.

- Актуализировать тему отказа от употребления наркотических веществ.

Контингент: учащиеся 7-9 классов.

Метод работы: мозговой штурм (генератор идей). Это способ быстрого включения всех детей класса в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.

Оборудование: листы бумаги, ручки

Структура работы:

•   Введение. Знакомство учащихся с психологом, обозначение целей

•    Ознакомление с инструкцией и работа с применением мозгового штурма

•   Выбор наилучших способов отказа, их озвучивание

•    Дискуссия с обсуждением «правильных» способов отказа

•   Информирование об аргументированных, не агрессивных отказах.

Критерии эффективности:

•    Осознание своей позиции по отношению к употреблению психоактивных веществ

•    Усвоение «компетентных» способов отказа от наркотика:

- с использованием Я- высказываний;

- аргументировано;

- с отсутствием агрессии;

•   Активность участия класса в обсуждении.

Эффективность проведения классного часа отслеживается методом наблюдения за активностью участия подростков в работе, степенью свободного выражения своего мнения, автоматизацией алгоритма компетентного отказа. ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ведущий: « Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами на одну очень важную тему. Мне хотелось бы знать мнение каждого из вас. Вы все, наверное, слышали по радио и видели по ТВ, что в настоящее время очень актуальна проблема наркомании. Что сейчас участились случаи приобщения подростков к психоактивным веществам и наркотикам на дискотеках, вечеринках и различных «тусовках». Наркотик может быть предложен Вам в качестве платы, «благодарности» за решенную контрольную работу или реферат, подсказку. И проблема состоит в том, что не все из вас смогут правильно, аргументировано, и без провокации отказаться от предлагаемых проб. Сейчас вы попытаетесь придумать «правильные» способы отказа, а потом мы все вместе их обсудим».

Примечание: ведущий сообщает и записывает на доске тему занятия, обговаривает правила взаимодействия для создания безопасной атмосферы:

- нет правильных или не правильных ответов, важно мнение каждого из вас;

- оценки вам ставить не будут, и ругать тоже;

- не стоит употреблять слова «кайф», «приход», «вставляет» (слова- жаргоны наркоманов);

-   не следует перебивать друг друга, отвлекаясь, можно упустить что-то важное, и т.д.

Ведущий: « А теперь послушайте, пожалуйста, задание: Представьте себе, такую ситуацию- ваш(а) друг(подруга) пригласили вас пойти на вечеринку в незнакомую вам компанию. В разгар вечеринки кто-то предлагает вам попробовать наркотики (примечание для ведущего - вид наркотика не уточняется). Ваша задача - отказаться любыми известными Вам способами.

Сейчас вам в течение 15 минут необходимо придумать и записать у себя на листке все способы отказа от наркотиков. Время пошло.

Время вышло. Я попрошу вас прочесть внимательно то, что вы написали.

Скажите, какие отказы на ваш взгляд самые удачные? Почему?»

Примечание: ведущий записывает на доске предложенные способы отказов. Когда все способы названы и записаны, ведущий предлагает обсудить плюсы и минусы каждого отказа.

Если подростки затрудняются, подвести их к тому, что различные способы отказов могут повлечь за собой агрессивную реакцию со стороны «предлагающего» и подвести их к способам отказа без агрессии, аргументировано, с высказыванием Я-позиции.

Молодцы, вы все очень хорошо справились с заданием!

А теперь давайте вместе выберем самые лучшие способы из записанных на доске и поаплодируем ребятам, которые их придумали».

Примечание: итогом дискуссии должны стать следующие выводы:

•    Осознание своей позиции по отношению к употреблению психоактивных веществ

•   Расширение репертуара способов отказа от наркотика:

- с высказыванием Я-позиции; 1                   -аргументировано;

~~~                   - без агрессии

—■.           Ведущий  информирует ребят  о  службах поддержки и  помощи  в  сложной

--^           жизненной ситуации (см. в приложении).

чд

?%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений

Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека...

Стратегия выбора решения задачи рациональным способом при возможности ее решения несколькими способами

Статья об обучении в выборе стратегии при решении задач несколькими способами....

Стратегия выбора решения задачи рациональным способом при возможности ее решения несколькими способами

Статья об обучении в выборе стратегии при решении задач несколькими способами....

Памятка "20 способов сказать" спасибо" на английском языке и 12 способов ответить на "спасибо". (подготовка к ЕГЭ)

В повседневной жизни мы часто выражаем свою благодарность другим людям. Каким именно способом воспользоваться зависит и от ситуациии и от того, за что мы благодарим. Как сказать СПАСИБО на английском ...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочленов на множители способом вынесения общего множителя за скобки и способом группировки"

Урок закрепления и обобщения знаний и способов учебных действий. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, по цепочке, фронтальная. В конце урока использован эффект незавершенного действия....

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....