Классный час на тему: Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни. Школа самоуважения.
классный час по теме

Михайлова Марианна Викторовна

Содержание классного часа позволит дать информацию об общих принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения. Обосновать право любого человека на самоуважения и уважение со стороны других, обучит простейшим приёмам формирования адекватного поведения. Рекомендуется проводить в 5-7 классах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu._shkola_samouvazheniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни. Школа самоуважения.

Цель занятия:

Обучающая: Дать информацию об общих принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения.

Воспитательная: Обосновать право любого человека на самоуважения и уважение со стороны других.

Развивающая: обучит простейшим приёмам формирования адекватного поведения.

                                        Ход занятия.

                                «Вы не в состоянии научить человека чему-либо.       Вы

                                 можете лишь помочь ему обнаружить это внутри  

                                 себя».

                                                                        Галилео Галилей.

Материалы к уроку: заголовок на доске: Школа самоуважения; цитаты (написаны на доске или напечатаны на А4). На ватмане заготовлен яркий зонтик для оформления школы самоуважения класса, но заранее не вывешивается, представлен на доску во второй части работы со студентами; маркер для работы на листе ватмана.

 I часть. Вступление.

Учитель.(обращается к студентам). Попробуйте ответить на вопрос: что такое здоровье?

Предполагаемые ответы студентов: «здоровье – это когда ничего не болит», «здоровье – это когда проснулся и горы хочется своротить».

Если мы посмотрим в словарь, то можем найти определение Владимира Ивановича Даля «Здоровье – состояние животного или растительного тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке». А современные гигиенисты утверждают, что здоровье – это «состояние полного социального, психологического благополучия, когда все функции организма человека уравновешены с окружающей средой – природной и социальной».

        Безоговорочно признавая верность этих формулировок, я бы дала ещё более краткое определение здоровья – это радость каждого дня. Проснулся – и ничего не болит. За ночь накопилось столько энергии, что готов горы своротить. Но это – итог. А что необходимо для естественного желания жить лучше? Это здоровье! Мы с вами являемся членами общества и каждый из нас должен нести ответственность за состояние своего здоровья. Здоровье не является только личной собственностью, принадлежит государству. Только здоровое общество способно построить процветающее государство. В мире и в Казахстане становится всё больше людей, которые активно заботятся о своём здоровье и здоровье окружающих.

        Ситуации, опасные для здоровья, возникают очень часто. В обществе существует достаточно много негативных соблазнов – это табак, наркотики, алкоголь, «свободная любовь», несовершенство законов и их нарушение при продаже табачной и алкогольной продукции несовершеннолетним детям,  а также жестокость и терроризм в жизни и с экранов телевидения и другие факторы. Несомненно нужный опыт приобретается в течении жизни, и достаточно быстро. Нужно только быть внимательным, стараться вовремя определить, есть ли реальная угроза вашему здоровью и, если есть, насколько она велика.

        Вы должны научиться в жизни правильно принимать решения в той или иной ситуации. Важным фактором принятия решений, их выполнение и оценка последствий является самоуважение. Если самоуважение человека достаточно высоко, он лучше контролирует своё поведение, понимает, что важнее всего для него самого и людей, которые его окружают. Такой человек в большей мере отвечает за свои поступки и решения. Он также меньше зависит от чужих мнений и оценок.

        Самоуважению научить нельзя, оно развивается по мере того, как мы видим себя глазами тех людей, с которыми мы общаемся. Люди, ощущающие себя  хорошими, достойными, рады, когда другие чувствуют себя так же, поэтому у них нет необходимости относится к людям нечестно, жестоко, оскорбительно.  Когда мы относимся друг к другу с уважением и доброжелательностью, мы помогаем другим и самим себе ощущать себя хорошими людьми. Когда мы причиняем боль другим людям, мы можем повлиять на то, что они будут ощущать себя плохими людьми и также плохо думать о нас. Это может привести к конфликтам и нездоровым отношениям.

Содержание тренинга.

Учитель раздаёт студентам по листу чистой бумаги и просит нарисовать зонтик. Пока они рисуют, убедитесь в том, что они изображают спицы, поддерживающие его, а не только ткань и рукоятку.

Затем дайте небольшое объяснение чувства самоуважения. Скажите учащимся, что оно напоминает зонтик. Самоуважение подобно ткани зонтика, а все металлические спицы, поддерживающие его, - это то, что поддерживает и создаёт чувство самоуважения в каждом из нас. Объясните, насколько важно, чтобы их собственный зонтик самоуважения был как можно более прочным. Это то, в чём нуждается каждый из нас для того, чтобы принимать решения, чувствовать ответственность за собственную жизнь и заботить о своём собственном здоровье.

        Затем попросите каждого студента подумать обо всех вещах, которые по их мнению, вносят вклад в то, чтобы иметь хорошее мнение о себе. Каждая из этих составляющих может быть представлена в виде спицы, поддерживающей зонтик. Если места недостаточно, можно наносить несколько составляющих на одной и той же спице.

Перечень пунктов может включать следующее:

Хорошие взаимоотношения с друзьями

Чувство уверенности в себе

Способность мыслить самостоятельно

 способность разумно воспринимать ошибки

мне доверяют окружающие

способность выдвигать аргументы

хорошие взаимоотношения с родителями и друзьями

настойчивость в достижении цели

Бескорыстный, щедрый

Люблю заботиться о других

Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

Способен признавать свою неправоту

Хорошая успеваемость

Доверие окружающих

Отсутствие страха перед ошибкой

Готовность к разумному риску

Обсуждение:

Учитель отмечает индивидуальность каждого зонтика, а следовательно индивидуальность каждой личности. Размер зонтика символизирует уверенность в себе, чем больше зонтик – тем более человек увереннее в себе.

Затем учитель предлагает высказаться студентам (по собственному желанию, не следует заставлять).  В это момент можно наблюдать растерянность некоторых студентов. Здесь необходимо отметить, что признание наших достоинств, которые мы ценим, и положительных поступков не является хвастовством или бравадой. Оно представляет собой честную, необходимую и важную оценку. После комментария некоторые студенты становятся более смелыми и могут высказаться вслух.

Обобщение:

Посмотрите на ваш зонтик. Вы видите, что ваше уважение к себе во многом зависит от того, как складываются ваши отношения с окружающими, удаётся ли вам наладить с ними хорошие отношения, доверяют ли они нам, дают ли нам возможность почувствовать вашу собственную ценность. Люди сильно влияют друг на друга. Уважение к себе и к людям – это нормальное состояние нормального человека. Если они относятся друг к другу хорошо, с уважением и заботой, они помогают друг другу развить в себе самоуважение. Но бывает и так, что к человеку многие люди относятся плохо, пренебрегают им, унижают его. Часто человек, который (по своей вине или вовсе без вины) попал в такую ситуацию, теряет уважение и к себе, и к окружающим. Такой человек в жизни быстрее попадает в беду (наркомания, алкоголизм, правонарушения, суицид и т.д.).

        Однако имейте в виду: сформировать самоуважение невозможно, лёжа на диване и повторяя: «я очень ценный человек, я себя очень уважаю». Путь к самоуважению – это путь действия. Действуйте так, как  если бы вы уже были тем замечательным, всеми любимым человеком, которым вы хотите стать.

Продолжение тренинга:

Учитель предлагает каждому студенту назвать те действия, которые он считает нужным совершить в первую очередь для того, чтобы обрести самоуважение. Студент свои действия записывает на лист бумаги.

Перечень пунктов может включать следующее:

Повысить уровень успеваемости

Бороться с леностью

Изжить излишнюю амбициозность

Научиться управлять своими эмоциями

Научиться самостоятельно работать

Научиться быть ответственным

Больше читать литературу, повышать свой  интеллект

        Учитель предлагает студентам прокомментировать свои действия (по желанию студентов).

Заключение: студенты анализируют цитаты и записывают в свой лист ту из них, которая могла быть для них девизом в жизни для работы над совершенствованием своей личности.

II часть.

Учитель проводит тренинг «Школа самоуважения» класса. Для этого ученик работает на листе ватмана у доски, а учитель методом дискуссии работает с классом. Все предложения учащихся записываются на зонтике. Например:

Мы уверены в себе;

Уважаем друг друга;

Любим соревноваться друг с другом и учащимися других классов;

Обладаем чувством юмора…

Далее учащиеся определяют путь к самоуважению класса (запись оформляется на листе ватмана ниже зонтика). Например:

Бороться с эгоизмом, жадностью, грубостью в отношениях с одноклассниками;

Развивать сплочённость, взаимопомощь;

Быть терпимыми к ошибкам других;

Изживать в коллективе недоверчивость, подозрительность…

Рекомендуется повесить зонтик в классном уголке, чтобы он служил напоминанием.

В завершении работы учитель благодарит всех участников за работу, за активное участие в дискуссии, за умение высказаться по данному вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа в 7 классе на тему «Жить- здорово! Или главные заповеди здорового образа жизни»

Многие задают себе вопрос: "Как прожить, чтобы не стареть?" И себе отвечают: "Так не бывает". Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой ...

Формирование ответственного поведения здорового образа жизни.

Родительское собрание на тему: "Формирование ответственного поведения здорового образа жизни"....

Выступление на МО учителей физической культуры школы по теме: "Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у обучающихся."

          Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровом...

Профилактический классный час "Принятие ответственности за свой образ жизни" 7 кл.

Цель занятия : способствовать формированию ответственности за себя, свои действия.Задачи занятия:формировать навыки принятия решения;формировать умение противостоять давлению группы;формировать с...

Классного часа к дню здоровья «Поможем всем, особенно себе, да здравствует здоровый образ жизни!»

Классного часа к дню здоровья «Поможем всем, особенно себе, да здравствует здоровый образ жизни!»...

Методическая разработка Классный час для обучающихся 7 классов «Принятие ответственности за свой образ жизни».

Цель занятия : способствовать формированию ответственности за себя, свои действия.Задачи занятия:формировать навыки принятия решения;формировать умение противостоять давлению группы;формировать с...