Классный час "О доброте"
классный час (6 класс) по теме

 

         "От добрых слов - к добрым делам" 

                                                  «Добрые дела красят человека»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_ch_o_dobrote.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 6-го класса на тему:

         "От добрых слов - к добрым делам"  

                                                  «Добрые дела красят человека»

Цель: воспитывать у  учащихся доброту и уважение к окружающим,

расширить знания школьников о добрых словах и  поступках ;  их применении в

жизненных ситуациях, развивать умение оценивать поведение окружающих и

собственные поступки;  формировать навыки  толерантного поведения;

экологическое воспитание на примерах проблем в природе родного края.

Учитель:

- Ребята, иногда можно услышать такое выражение: “Поговорил с человеком,

что родниковой воды испил”. Как вы понимаете это выражение?

(На душе стало приятно, радостно, легко и т.д.)

- А почему?

(Этот человек добрый, умный, с чувством юмора и т.д.)

- А иногда бывает наоборот. Человек и внешне красив, и одет прилично, и

работник хороший, а поговоришь – на душе плохо, какой-то осадок, как будто

прикоснулся к чему-то, неприятному. Почему?

(Человек злой, всех обсуждает, завидует и т.д.)

- Вот сегодня наш разговор на тему добра и зла, будем читать стихи, узнаем

новые пословицы, прочитаем  мудрую притчу, и, я надеюсь, вы будете стараться

приучать себя к добрым поступкам.

Учитель:

- Итак, добро и зло. Оказывается, ученые, изучающие нравы и обычаи народов

и племен, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного, даже

самого дикого племени, которому были бы чужды  понятия  о добре и зле.

Многие нецивилизованные дикие племена стоят также высоко по своим

понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Значит,

каждый человек, кто бы он ни был – чувствует мир, радость и удовлетворение,

когда делает добро.  И, напротив, чувствует беспокойство, скорбь, душевный

дискомфорт,  когда делает зло. Хорошо, если человек задумывается, что он несет

людям – мир, радость, тепло или от него веет холодом, злобой.

- С какими словами ассоциируются слова добро и зло?

Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.

- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?

(Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и

даже умереть)

Послушайте притчу.

                      Притча о старике

  Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали,

зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали

сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать

старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное

одеяло, которым укрывали лошадей.

Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели,

что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал

одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет, папа, когда

ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.

Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они

обижали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо

относиться к старику.

На вопрос: почему сын оставил половину одеяла отцу на будущую старость

можно ответить пословицей: (прочитать на доске).

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

   Бездушие сына и невестки по отношению к отцу повернется против них. Как

человек  относится к матери и отцу, так и его дети будут относиться к нему.

Равнодушие к отцу-матери не прощается.

Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего

Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца.

                        Старик забрел

в лужу, и это рассмешило  подростков. Насмеявшись,  они вернулись к колодцу,

набрали в ведра воды,  пошли поливать капусту бабушки. Подростки  шли

делать доброе дело, они как будто и  сделали его, но какова цена добра, если оно

не  подкреплено   благородными  побуждениями?  Человек  становится

моральным калекой, если  творение добра для  него точно  такое же задание,

как выучить урок, если не  познает он  ни  разу, что такое  добро  по велению

сердца. У таких мальчиков, как эти  шестиклассники, все случайно  -  и  добро,

и  зло.  Трудно  предвидеть,  что  сделает такой подросток,  выйдя  из  дома  наулицу:  благородный  поступок  или попадет в милицию за нарушение норм

общежития.

Учитель:

- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком,

а утром вдруг стал добрым.

(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу: нужно прилагать усилия,

работать над собой ежедневно)

- Очень хорошо об этом сказал поэт Н. Заболоцкий в своем стихотворении

(Читает ученик).

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться.

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб.

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай нее узды.

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя безжалостно сорвет.

Смелей хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.- Да, человек должен хотеть быть добрым, и даже можно приучить себя к

добрым поступкам, но этого недостаточно. Какие качества, кроме желания,

необходимы человеку?

I. Большой чувствительностью к добру и злу обладает совесть. Если бы все жили

по совести, то не нужен бы был письменный закон. Совесть могла бы верно

руководить всеми поступками.

Что же такое совесть? Этот вопрос я вам задала и попросила ответить

письменно. (Зачитываю ответы выборочно)

1. Совесть мучает за плохие поступки, она заставляет анализировать свое

поведение.

2. Совесть – это чувство внутри человека, которое побуждает человека

стыдиться.

3. Совесть – характер человека, она характеризует человека. Человек ,  у

которого нет совести ведет себя не так , как все: врет, выражается

нецензурной бранью и т.д.

4. Совесть – внутреннее чувство человека. Человек с совестью умеет

осознавать свои поступки.

5. Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение

перед окружающими людьми или обществом.

6. Совесть – это то, что есть у человека. Иногда человек делает что-то

плохое, его мучает совесть.

7. Совесть – это способность человека осознавать и переживать за свои

какие-либо поступки, оценивать  свои мысли, желания, мечты.

8. Совесть- это когда ты сделал что-нибудь плохое,  напакостил  другому, а

потом тебе становится как-то плохо. Ты понимаешь, что натворил, а

исправить уже не можешь.

С последним высказыванием как-то не совсем хочется соглашаться.

II. Да добро без совести невозможно. А что еще очень важно? Что является

лучшим лекарством от обиды?

(Прощение!)

Послушайте стихотворение и подумайте над смыслом.

Цветы прощения

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов. .                              

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек,

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток. Гладили кудрявую головку

Солнышка волшебные лучи.

А она счастливая девчонка,

Целовала розы лепестки.

И в глазах – лучащихся росинках,

Полыхала цветью неба синь,

И вот-вот, казалось, что пушинкой

Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестоко брошенной рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

И мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника),

Убежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

Бросьте в них прощения цветы.

- Какой смысл стихотворения? (На зло отвечай добром)

Все люди совершают ошибки. Поэтому надо уметь признавать свои ошибки,

свою вину и уметь прощать обидчикам.

Есть, по крайней мере, три способа дать человеку понять, что прощаешь его:

1. Сделать доброе дело тому, кто нанес вам обиду или причинил

неприятности.  (Как в стихотворении.)

2. Принять извинение того, кто осознал, что виноват, и просит его извинить.3. Написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.

- А что значит простить?

Простить – это значит:                        

• не таить обиду;

• перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев);

• перестать упрекать человека за нанесенную обиду;

• не ждать, пока обидчик исправит свою ошибку и первым придти

мириться.

Томас Фуллер (философ) сказал: “Худшие из людей те, кто не хочет прощать”.

- А как чувствует себя человек, которого простили? (Поет, танцует)

(Чтение учителем пословиц)

О покаянии(пословицы)                

1. Есть слезы – есть и совесть.

2. Упавшего не считай за пропавшего.

3. Кайся, да опять за старое не принимайся.

4. Тому тяжело, кто помнит зло.

III. Послушайте следующее стихотворение и скажите каким еще важным

качеством должен обладать человек, чтобы творить добрые поступки.

(Читает ученик)

Бревно

Лежало на пути бревно,

Мешало путникам оно.

Один сказал: “Нехорошо”,

Сказал и знай ,себе пошел. .                            

Второй взглянул, потом вздохнул

И то бревно перешагнул.

А третий путник промолчал

Он с виду был и хил, и мал.

Он молча скинул полушубок

И в сторону бревно убрал.

- Как поступили первые два путника? (Равнодушно)

- А третий путник? (Проявил великодушие, заботу о людях)

(Ребята приводят примеры из жизни)

IV. Чтобы быть добрым надо еще любить.Любовь бывает разная:

• эгоистичная (низшая ступень проявления любви);

• дружеская, братская – для нее характерны взаимопомощь,

взаимовыручка, взаимная поддержка, прощение (вторая ступень

проявления любви);

• жертвенная любовь, когда готов отдать даже собственную жизнь (самая

высокая ступень проявления любви).

- Для кого характерна такая любовь: не брать, а отдавать, кто вас так сильно

любит, что готов отдать все, даже жизнь? (Мать. Любовь матери самая высокая)

Любовь – это высшее проявление доброты к человеку, к людям.

Прочитайте пословицу: “Любовь вершит великие дела, чего не может сотворить

си сабля, ни стрела”. (Разбор ее смысла)

Вывод: не было бы вражды – не было бы войн.

V. Вас никогда не будут считать добрым, не будут уважать, если вы не будете

щедрыми, не будете делиться с товарищами, т.е. чем-то жертвовать.

- Чем вы можете пожертвовать? (Примеры из жизни: временем, книгой,

напечатать на компьютере, сбережениями,  угостить и т.д.)

Хочу обратить внимание на пословицу: “Кто добр поистине, тот добро в

молчании творит”. Как вы ее понимаете?    

Добро (Чтение стихотворения)  

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся,

Но только прошу, не жалуйся                                    

Пожалуйста мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою

За те нежданные радости

Подаренные добротою.

Добро – не доблесть!

Не жалуйся.

Добро совершать не бойся.

Помог человеку и радуйся,

Награды не нужно большей.

Учитель:

- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге

“добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, идела добрые “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица.

Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

  ! Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и

плохие дети. Старость - неотвратима, смерть - неумолима, перед этими

несчастьями, никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом

можно уберечь, как и от огня.  И это зависит не только от родителей, но и от вас

самих - детей. Умейте чувствовать душевные движения матери и отца. Не

приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтобы жизнь родителей была

отравлена  вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и

болезнь нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения,

переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердце, за вас дети, седеют

волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа

не остаётся. А рана от обидных слов заживает, но глубокий след оставляет.

Будьте  добрым сыном, доброй дочерью до самой старости.

Анкета.     На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”.

1. Можно ли человека заставить быть добрым?

2. Можно ли стать добрым на время?

3. Нужно ли быть добрым к любому человеку?

4. Легко ли быть добрым?

5. Есть ли у вас желание делать добрые дела?

Учитель. У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к

добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит радость

окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих

недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо учиться быть добрыми

ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми нужно

отвечать добром.

 А теперь поиграем. Игра называется “Собери пословицы и поговорки”.

Объясни значение.                                    

Добрые дела красят человека

Делать добро Спеши

Без добрых дел нет доброго имени

Жизнь дана  на добрые дела

Злой не верит что есть добрые люди

Скромность каждому к лицу

Скромность украшает человека

За добро добром и  платятYI. Мы говорили с вами о том, что надо совершать добрые дела и

поступки по отношению к окружающим нас людям. Но не менее важно по

доброму относиться и к окружающей нас природе, родному краю, планете, на

которой мы живем. У технического прогресса есть и оборотная сторона медали -

нарушение экологической чистоты и равновесия в природе. Отходы

современных производств нередко отравляют атмосферу, водоемы, плодородный

слой почвы. Это приносит вред здоровью людей, животных и растений. Уже

сейчас есть место на нашей планете, которое признано всем мировым

сообществом самой «грязной» точкой планеты. Как вы думаете, где это место?

Оказывается, ребята, это рядом с нами в Челябинской области – город Карабаш.

Посмотрите фотографии этой местности и убедитесь сами, что живой природе и

человеку нанесен серьезный урон.

- Берегите Землю,

Землю берегите!

Берегите жаворонка

В голубом зените.

- Берегите горы,

реки и леса,

Пусть не исчезает

В жизни красота!

  Учителям нашей школы  хочется , чтобы в списке ваших добрых дел и

поступков , и сейчас, когда вы еще школьники, и потом , когда вы станете

взрослыми, забота о природной среде обитания была бы не на последнем месте.

    В заключении нашего классного часа я хочу пожелать, посоветовать вам, мои

дорогие шестиклассники, приучать себя к добрым поступкам. Обдумайте и

выберите хотя бы один конкретный поступок, в котором уже сегодня проявится

ваша доброта и забота о людях; или возьмите на эту неделю обязательство,

выберите действия (поступки) и слова и осуществите свой замысел.

Это может быть:

• говорить “пожалуйста”;

• не перечить родителям;

• замечать в людях хорошее;

• не сквернословить;

• относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе;

• не смеяться над товарищами из-за ошибки

• идя по улице с мамой, помогать нести ей тяжелую сумку.

• писать письма домой, друзьям, когда уезжаете.

• защищать девочек, маленьких детей.

• не допускать грубости.

• стараться во всем помогать ближним.     YII.  Игра «Снежный ком».

Сейчас один из вас назовет какое-то пусть маленькое, но доброе дело, которое он

совершит уже сегодня или завтра. Каждый следующий сначала повторяет все

сказанное предыдущими, а потом называет свое доброе дело.

  До прихода родителей с работы можно выполнить очень много домашних дел:

привести в порядок квартиру, вымыть посуду, купить в магазине продукты,

постирать рубашку или кофточку, отгладить свою одежду, почистить ботинки,

сходить в детский сад за младшим братом или сестрой. Какая радость

отразиться в глазах матери, отца, если вы дети своевременно и по

собственной инициативе возьмётесь выполнять часть общих домашних дел.

Вы должны помнить, что на все хорошее, что для вас делается людьми, нужно

отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам,

младшим, а так же быть добрым по отношению к животным.

                                            Далее следует игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классные часы о доброте

2 разработки.Цели. формировать нравственные знания;развивать у детей чувство товари щества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;воспитание стремления совершать...

Презентация к открытому классному часу "Доброта и красота спасут мир"

Классный час на тему толерантности.Материал использовался на открытом классном часе для параллели 5-7 классов. В мероприятии принимали участие учащиеся 7-И класса, МБОУ СОШ№7 города Когалыма....

Сценарий классного часа "Доброта"

Цель классного часа: Становление нравственно-зрелой личности....

Сценарий и презентация к классному часу "Вежливость культура доброта" в 5 классе

Сценарий и презентация к классному часу "Вежливость культура доброта" в 5 классе...

Урок доброты . Разработка классного часа.

Открытый классный час о доброте....

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА В 5 КЛАССЕ. ТЕМА: «17 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ СПОНТАННОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ДОБРОТЫ».

1.помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать нравственные установки.2. Познакомить с понятиями «милосердие», «благотворительность»,«доброжелательность и т.п....

Разработка классного часа "Доброта- как мы ее понимаем"

Классный час подготовлен для учащихся 9 класса .Проходит в форме беседы о нравсткенных ценностях....


 

Комментарии

Классный час о доброте