КТД. Масленица
методическая разработка по теме

Гонтарюк Наталья Николаевна

      В процессе воспитания коллективная  творческая деятельность занимает особое место. эта методика позволяет учитывать психологию подросткового возраста, пробуждает творческий потенциал и добрые чувства к своим товарищам.

       Представленная разработка предполагает посильное участие каждого в планировании, проведении и анализе коллективного дела. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом идут два важных процесса одновременно: сплочение классного коллектива и формирование личности школьника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gontaryuk_maslenica_opyt_466shkoly.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа 466

Курортного административного района

Санкт - Петербурга

Коллективное творческое дело

Масленица

Составитель:

Гонтарюк Наталья Николаевна,

    классный  руководитель 7 класса.

   

                                                     Санкт – Петербург

                                                        2008 г.

В процессе воспитания коллективная творческая деятельность занимает  особое место.

Эта методика позволяет учитывать психологию подросткового возраста, пробуждает творческий потенциал и добрые чувства к своим товарищам.

Представленная разработка предполагает посильное участие каждого ребенка в планировании, проведении и анализе коллективного дела.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 В процессе КТД  ребята приобретают навыки общения, учатся делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: сплочение классного коллектива и формирование личности школьника.

                                              

                                     Масленица.                                                                            

    Цель:

- сплочение ученического коллектива; выявление и развитие  индивидуальных способностей каждого ребенка, посредством вовлечения в коллективную деятельность.   

  Задачи:

-  развитие познавательного интереса, любознательности и интеллектуальных

   способностей учащихся;

-  воспитание  уважительного отношения к национальным традициям и обычаям  

   своего народа, формирующим высокую духовность школьника;

- воспитание потребности знать историю и культуру своего города и своей

  страны, фольклор и этнографию своего народа, родной язык;

- формирование  у учащихся представлений об общечеловеческих нормах морали

 (сострадании,  милосердии, миролюбии, терпимости к другим людям и опыта

 общения, основанного на гуманистических принципах);

- воспитание трудолюбия;

-развитие стремления учащихся к интересному и полезному  проведению досуга.

Этапы коллективного творческого дела «Масленица».

   1-ый  этап (подготовительный).

Этот этап я  провела  в форме «мозгового штурма». Сообщила  тему, цель, этапы работы. Вместе с детьми стали планировать дело: каждый предлагал свои идеи, способ действия и взять на себя ответственность за организацию и выполнение какого – то этапа. Таким образом был намечен план действий и распределены обязанности.

  2-ой этап (промежуточный).

Ребята подбирали  материал, выпускали газету, мастерили чучело Масленицы, учились печь блины, репетировали выступление, создавали слайды, выпускали брощюры рецептов выпечки блинов по старинным рецептам. На этом этапе каждый ребенок смог найти себе дело по душе,   самостоятельно выбирал форму и вид творчества, мог продемонстрировать свои способности в любой сфере деятельности.

 3-ий этап (итоговое мероприятие). 

Итоговое мероприятие мы  провели  в один из дней масленичной недели. Каждая группа представила результаты своей работы: одни пекли блины по старинным рецептам, другие накрывали стол, третьи представляли сделанную презентацию, четвертые – газету, пятые  - чучело, шестые – выступали. Каждый стал участником.

4-ый этап (рефлексия)

В последний день  Масленицы мы играли  на улице  в «Зимние забавы», сожгли чучело, а затем после   чашки чая обсудили:  что понравилось, что удалось,  что не удалось,  кто как себя проявил.

Сценарий мероприятия.

Классный руководитель:

       Ребята, давайте посмотрим за окно, что там?

Начало марта, а зима и не собирается уходить восвояси. Стужа затянулась. Уж, и солнце чаще светит, но, увы, мороз все крепчает да крепчает, да вьюжит  поземка. Кажется, весны нам не видать. Что же делать?  Правильно, весну зазывать!

 А кому нужна весна? А всем! И птичке-синичке, что жмется от холода к окну, и вам, дети, кому хочется поскорее на солнышке погреться, и нашим родным, ведь они скоро начнут рассаду на подоконниках выращивать. Весна нужна всем: и тем, кто постоянно работает на земле, пашет, засевает ее, собирает урожай, и лесу – всей нашей земле, и нам с вами, поэтому мы будем весну зазывать.

Как? Да как делали наши предки из года в год, на протяжении многих столетий, и независимо от того, где  они жили: в деревне ли, занимаясь крестьянским трудом, или в Петербурге, работая на производстве. Все праздновали проводы зимы и приближение весны – праздник Масленицы.

       Постоянной даты празднования Масленицы в году нет. Но постоянство есть: празднуется Масленица за неделю до Великого поста. Потом Пасха -  самый значительный православный праздник. К Пасхе полагается духовное и физическое очищение. Обряд очищения идет от древнего язычества: очищение себя, своего дома, природы путем заклинаний – призывов к Весне, Земле, Солнцу, чтоб дружно помогли человеку.

     Сущность праздника в том, что Масленица представляет границу между старым и новым как  в природе, так и в жизни людей. Масленичные обряды выявляют идею противостояния: холод – тепло, смерть – жизнь. Праздник приходится на рубеж зимне-весеннего состояния природы, когда к концу подходят запасы старого урожая. Это знак перехода от старого к новому. Известно, что всякое переходное состояние – время опасное,  и, стало быть, нужны магические действия, чтоб задобрить силы злые и ускорить приход добрых. Для этого люди объединяются. Они почитают мертвых, веря, что и умершие помогут, поэтому идут на кладбище с поминальной едой – блином. С блинами молодые навещают старших. Старшие привечают молодых также блинами. Идею единения выражает круг: блин -  круглое солнышко, круговое катание на лошадях, круговая пляска и складчина, т.е.  от каждого двора по полену или ветошь в общий очищающий костер, в котором  сжигают чучело Масленицы. Кто же она такая, почему ее и любят, и  …сжигают?

Попытаемся в этом разобраться.

      Итак, начинаем нашу Масленицу!

Скоморох:

Душа ль ты моя, Масленица,

Перепелиные косточки, бумажное твое тельце,

Сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости, на широкий двор

На горах покататься, в блинах поваляться,

Сердцем потешиться!

                    Посмотрите-ка, детушки, не едет ли Масленица?

Скоморох (обращается к прохожему):

                    Везешь ли Масленицу?

Прохожий: Нет, не везу!

Скоморох: Везешь ли Масленицу?

Прохожий: Да везу, везу!

Скоморохи вносят Масленицу и поют:

 Скоморох:  Наша Масленица годовая,

                     Она гостьюшка дорогая,

                     Она пешею да не ходит,

 Все на кониках разъезжает.

 Масленица, будь нашей гостьей!

Выходят 2 ученика на фоне музыки Стравинского из  балета «Петрушка» и слайдовой презентации идет рассказ  о праздновании Масленицы .

1-ый.:    Масленицу праздновали по всей России.

2-ой.:    А давайте перенесемся в наш город Петербург лет на сто пятьдесят назад и полюбопытствуем, как тогда праздновали?

1-ый.:   Самый центр Петербурга -  Адмиралтейство. Что видим? Привычного Александровского сада с роскошным фонтаном нет…  Он появится позже – к концу 19-ого века. Что это?

2-ой.:  Да это же знаменитые ледяные горы! Подойдем к одной из них. Только что построили! Терпко пахнет свежее дерево каркаса горы, безупречно гладким льдом переливается наклон, он направлен в сторону Дворцовой площади. Подняться или не подняться наверх? Страшновато, высоко. Для начала посчитаем ступени.

1-ый.:  Да не тут-то было – наше внимание отвлекает шум. Это шум от свистулек. Какие они такие разные: глиняные, расписные, музыкальные. Настроение – отличное! Поэтому хочется всюду поспеть, все увидеть, не пропустить.

2-ой.:  Там впереди – Скоморох – зазывала, как славно он нас в балаган зазывает. Забавно головой трясет, от этого у него бубенцы на «развесистой» шапочке серебристый звон издают. Торопимся в балаган. Это разноцветные палатки - временные легкие постройки для театральных зрелищ комического характера.

1-ый.:  Внутри поразительное представление идет – раек называется. Что-то вроде большого ящика с двумя отверстиями, снабженными увеличительными стеклами, для демонстрации зрителям различных картинок. Показ сопровождается пояснениями раешника.

2-ой.:   Говорят, итальянцы с французами завезли в Питер, а русскому народу понравился такой театрик. Как же не понравится? Там же правду говорят, причем такую, какую сам себе не скажешь, смелости не хватит.

1-ый.:  К примеру – вон гимназисты хохочут, да над кем?! Да над учителями…  Очень похоже копируют интонации!

 2-ой.:   Только – только мы посмеялись вместе с гимназистами, выйдя из балагана, сразу испугались…! Над ухом зверь зарычал. Повернулись – страсть-то какая – медвежище на толстой цепи лапами перебирает, вот-вот нас с вами заграбастает. А людям вокруг от этого весело, смеются, уверяют, что теперь ничего в жизни страшно не будет, «пуганы мы».

 1-ый.:   Теперь мы готовы на ледяную гору забраться, да с ветерком прокатится так, чтоб еще и удача в жизни была. Мы ловко сбираемся на самый верх и несемся вниз, аж,  дух захватывает!

2-ой.:   Поразительно: мы оказались на Дворцовой площади. Замечаем, что некоторые молодые офицеры с нетерпением поглядывают в сторону Миллионной улицы. Наконец, оттуда показались необыкновенной красоты сани. Это традиционное масленичное катание воспитанниц Смольного института благородных девиц. Их шеф -  сама императрица!

1-ый.:  А со стороны Мойки показалось дивное видение. Кавалькада оленей везет ребятишек, зовут всех нас на Крестовский остров.

2-ой.:   И вот мы по льду пересекаем Неву. Больше всего народу у здания Академии Наук – там конные бега.

Потом мы направляемся на Марсово поле, к концу 19-ого века  народные гуляния переместились туда.

  2-ой.:  А вот в 1724 году Масленица не удалась, так как всю неделю мела метель, и был жестокий мороз. Увы, стихия победила.

 1-ый.:  В деревнях, где балаганов, отродясь,  не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Они дружно возводили из снега крепость, чаще всего ставили ее на льду реки, а по середине прорубали полынью. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в проруби.

2-ой.:  Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях, а главным угощением на Масленицу были блины. Они пеклись и поедались в огромных количествах.

Выходит еще одна группа детей и представляет газету,

которую они оформляли

1-ый.:   На каждый день Масленой недели существовали определенные обряды.

               В понедельник – «Встреча Масленицы»,

 2-ой.:  Во вторник   –    «Заигрыши»,

3-ий.:  В среду         –     «Лакомки»,

2-ой.:  В четверг     –     «К теще на блины»,

1-ый.:  В пятницу зятья звали тещу на угощение,

2-ой.:   Суббота – «Золовкины посиделки».

3-ий.:  Воскресение называлось «Прощенным днем». В этот день все навещали родственников, друзей, знакомых и просили друг у друга прощение, если обидели словами или поступками.

Кл. руководитель:

Главный подарок в этот день – мыло, основная цель в этот день – очищение перед постом духовное и физическое. Каждому из нас тоже  есть у кого и за что попросить прощение.

Вопросы для беседы:

Кого и за что можно простить?

Что значит простить?

Прощали ли вы кого – нибудь и за что?

Всегда ли легко простить?

Подвести детей к выводу:  простить – это значит не копить зло, не таить обиду, не думать о мести

Кл. руководитель:

А сейчас мы с вами  проведем свой обряд «очищения».

 Подумайте и напишите на листочках свои недостатки, с которыми вам хотелось бы расстаться, качества, которые мешают вам лучше учиться, общаться  окружающими, одноклассниками и т. д.

Эти листочки мы положим в карман чучела и в последний день Масленицы сожжем,  чтобы все плохое ушло от нас.

Звучит лирическая музыка, дети выполняют задание и складывают

записки в карман масленицы.

Кл. руководитель:

Потрудились немного, да – да, не удивляйтесь заглянуть себе в душу и честно признаться в чем – либо – это нелегкий труд. А теперь и отдохнуть не грех.

Скоморохи поют частушки и приглашают всех на блины.

Скоморохи:

Я на Масленицу катался,

 трое санок изломал.

Ворона коня замучил,

А милашку покатал.

Купи, тятя, мне коня,

Вороные ножки.

Буду девочек катать

 по большой дорожке.

У меня четыре шали,

Пятая – пуховая.

Не одна я боевая,

Все мы здесь бедовые.

Пришла маслена неделя,

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица,

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор.

Друг на друга поглядели

И…блины-то все поели.

Кл. руководитель:

Мы вас тоже приглашаем на блины. Да блины – то испечены вами самими да по старинным рецептам. А рецепты вы можете взять с собой домой, попробовать испечь и порадовать своих родных.

Чаепитие с блинами.

.

 

   

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиев «Масленица».

Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души....

ОЙ, ТЫ МАСЛЕНИЦА – ЧУДО МАСЛЕНИЦА!

Сценарий праздника в ДОУ...

сценарий праздника Масленицы "Здравствуй, гостьюшка, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

сценарий праздника Масленицы "Дорогая гостья, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")

Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....