Урок мужества "Отечественная война 1812 года»
классный час (6 класс) по теме

Курочкина Наталья Васильевна

Задачи:

- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;

- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;

- подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;

- акцентировать внимание учащихся на связи времен и значении сохранения и преумножения традиций прошлого;

- продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_otechestvennaya_voyna_1812_g.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока Мужества

"Отечественная война 1812 года»

Дата урока: «03» сентября 2012 г.

Классный руководитель: Курочкина Н.В.

Класс: 6Б

Задачи:

- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;

- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;

- подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;

- акцентировать внимание учащихся на связи времен и значении сохранения и преумножения традиций прошлого;

- продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.

Оборудование:

-учебная карта «Отечественная война 1812 г.»;

-схема «Причины Отечественной войны 1812 г.»;

-таблица «Основные события Отечественной войны 1812»;

- иллюстрации Бородинское сражение;

- видео фрагменты «Война и мир»

Ход классного часа:

Подготовку к войне оба государства начали в 1810 году. Французская армия насчитывала 680 тыс. человек. Ее называли армией двунадесяти языков, т.к. французы составляли лишь половину, остальные наемники захваченных европейских государств. Качество французского оружия было лучше русского, их ружья поддавались ремонту, лафеты в арт. орудиях опирались на металл. оси, что давало возможность быстрее двигаться. Команд. армии опытные маршалы: Мюрат, Дау, Ней. Во главе армии стоял Наполеон.

(Использование фрагмента французская армия, французские военачальники.)

Русская промышленность выпускала больше оружия, но оно было хуже по качеству. Использование деревянных осей создавало трудности. Командный состав не менее опытный Барклай де Толли, Багратион, Раевский, Дохтуров.

(Французская и русская армии. Русские военачальники.)

12 июня 1812г. французская армия перешла Неман и вторглась на территорию России. Русская армия была разделена на три части.

(Карта начала военных действий.)

Главная задача стояла в объединении, которое должно было состояться у г. Смоленск

Александр направляется в Смоленск, издаёт рескрипт, чтобы крестьяне вооружались чем могут, не давали пристанища врагу, т. е. разрешая партизанскую войну. Люди не зная о рескрипте сами вооружались и уходили в леса, таким образом, к Смоленску Наполеон  привёл армию в 200 тысяч человек.

22 июня 1812 года русская армия соединилась у Смоленска, тем самым, разбив решение Наполеона разбить русскую армию поодиночке. Во главе объединённой русской армии встал Барклай-де-Толи.

4-5 августа сражение под Смоленском, Барклай считает, что русская армия уступает французской, и даёт приказ отступать.

Александр в это время встречается с московским дворянством, которое выставляет в ополчение по 10 душ с каждой сотни крепостных, полностью вооруженных. Московское купечество собрало 2,5 мил. рублей. Городской глава выделил 50 тыс. рублей. С самого начала война стала отечественной по характеру, все люди поднялись на защиту своего отечества. Возвратясь в Петербург, Александр под давлением общественности назначает главнокомандующим Кутузова, который возвращается из Турции.

17 августа Кутузов встретил русскую армию у Царево-займицево.

 Даёт приказ отступать в расчёте на Московское ополчение.

Бородинское сражение.

К концу августа численный перевес был ещё на стороне Наполеона, но

Кутузов, понимая, что нельзя долго сдерживать армию, 22 августа главные силы русской армии подошли к с. Бородино на новой смоленской дороге, в 110 км. От Москвы войска расположились от Бородино до д. Утица на старой смоленской дороге, не дав восможность французам пойти на Москву.

Цели Наполеона.

Разгромить в генеральном сражении русскую армию и заставить Россию подписать выгодный для них договор.

Цели Кутузова

Остановить наступление французов и защитить Москву.

Русская армия насчитывала 132 тыс. человек (21 тыс. ополч.), а французская армия 135 тыс. человек. На бородинском поле возводились укрепления, редута, где было выставлено 18 орудий – батарея Раневского, около села Семёновское были сделаны земляные укрепления и расставлены 36 орудий под руководством Багратиона.

26 августа 1812 года началось Бородинское сражение. Наполеон проводит обходной манёвр в районе деревни Утица, но был остановлен. Основной удар был направлен на багратионовы флеши.

Осада продолжалась в течение 6 часов. Багратион получил смертельное ранение, командование перешло к Коновницыну, около полудня русские войска отошли к ближайшим холмам.

В тоже время были отбиты две атаки на батарею Раевского. Перед третьей атакой Кутузов направил в тыл   Французских войск под руководством атамана Платова и генерала Уварова.

Кутузов тем временим, направил подкрепление на батарею Раевского. Но под напором Французских войск русские отступают.

Потери: французская армия-58,5 тыс., русские-44 тыс. Кутузов дает приказ отойти.

1 сентября 1812г. в д. Фили состоялось совещание, на котором Кутузов поставил вопрос, дать ли под стенами Кремля еще одно сражение. Кутузов решает оставить Москву,  с Рязанской дороги перешли на Калужскую и, остановились у д.Тарутино,

Наполеон предлагает подписать мир, но Александр не отвечает.

Рефлексия:

Какой по характеру была война 1812 года? Почему?

Дайте оценку стратегии русской армии на начальном этапе войны!

Оценка деятельности Кутузова.

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою

Не праздник, ни приемный дар

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою

От ныне в думу погружен

Глядел на грозный пламень он

Тест:

 Какое событие произошло 12 июня 1812 года?
а) начало Отечественной войны;
б) Бородинская битва;
в) оборона Смоленска.
2. Кто собирался «сделать из России вторую Испанию»?
а) Наполеон Бонапарт;
б) Кутузов М.И.;
в) Александр I.
3. Как называлось временное военное формирование?
а) община;
б) народное ополчение;
в) армия.
4. Как Кутузов называл Смоленск?
а) ворота России;
б) ключ России;
в) сердце России.
5. Российская армия комплектовалась за счет:
а) всеобщей воинской повинности;
б) рекрутских наборов;
в) добровольцев.
6. Искусственные земляные укрепления для артиллерии
а) окопы;
б) редуты;
в) флеши.
7. Бородинское сражение было
а) 24 августа;
б) 26 августа;
в) 1 сентября.
8. Псевдопатриотизм, полная оторванность от народной среды присущи посетителям и
хозяевам гостиных:
а) А.П.Шерер;
б) дома Ростовых;
в) дома князей Болконских.
9.Действие романа Л.Н.Толстого происходит во времена правления:
а) Александра 2;
б) Николая 2;
в) Александра 1.
10. Кому принадлежат следующие портретные характеристики:
а) «...был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными
красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него
выйти...»;
б) «...был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными
сухими чертами...с усталым, скучающим лицом».
( ) князь Андрей
( ) Пьер
11. Борьба духовного с чувственным лежит в основе внутреннего развития:
а) Пьера Безухова;
б) Анатоля Курагина;
в) Бориса Друбецкого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Отечественная война 1812 года", 8 класс

Цель урока познакомить учащихся с ярчайшим подвигом российского народа во время Отечественной войны 1812 года....

Цикл уроков « Отечественная война 1812 года». Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.

Цикл интегрированных уроков с привлечением учителей географии и английского языка, с тестами и творческими заданиями....

Цитаты к уроку " Отечественная война 1812 года"

Данный материал можно использовать для оформления доски в качестве приложения к уроку....

Презентация к уроку "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства"

Презентация сопровождает урок "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства". Урок интегрированного курса история и изо, разработанного учителями Козиной Н.А., Неводовой О.А....

презентация урока "Отечественная война 1812 года" 8 класс

презентация темы: "Отечественная война 1812 года" 8 класс...

Презентация к уроку "Отечественная война 1812 года"

Презентация является сопровождением для урока. В ней используются картины знаменитых художников о событиях войны 1812 года. Презентация помогает создать настроение. На отдельных кадрах конкретные вопр...

разработка урока "Отечественная война 1812 года".

Данный разработку  урока можно применять на уроках истории в 8 и 10 классах. К уроку прилагается электронная презентация....