Час общения "Ты и Я"
классный час (6 класс) по теме
Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести отказ от насилия, добровольность выбора, искренность убеждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения. «Я и Мы.»
Цель: формирование толерантных взаимоотношений между детьми, развитие способности чувствовать, понимать, слышать и слушать себя и другого.
Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести отказ от насилия, добровольность выбора, искренность убеждений.
Учащиеся рассаживаются полукругом. Доска оформлена фотографиями людей: грустных и весёлых, русских и американцев, белокожих и чернокожих.
Выставка «Я во мне.»
Эпиграф «Терпенье – вот, мой друг, орудие героя,
Коль выбито из рук оружие другое »
К. Кулиев
«Не судите, да не судимы будете,
Ибо каким судом судите,
Таким будете судимы.»
Из Евангелия
Здравствуйте, дорогие ребята!
Вы сегодня такие нарядные, красивые!
Здравствуйте, уважаемые преподаватели!
А Вы, как всегда, добродушны и милы!
Очень приятно видеть у нас гостей.
Здравствуйте! Так говорят друг другу каждый день миллионы людей на планете, желая здоровья и благополучия. Мы подаём при встрече руку, приподнимаем шляпу, киваем, улыбаемся. Как приятно, когда люди умеют так замечательно приветствовать!
У нас сразу поднимается настроение, хочется улыбаться, совершать добрые поступки, дарить радость окружающим. Разве это не чудо?!
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем не знакомы :
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь? В. Солоухин
Хотелось бы, чтобы каждый день мы дарили окружающим душевное тепло, ласку, нежность.
Друзья мои,
Внушайте людям веру!
И чаще говорите: "Добрый день!"
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков
Действительно, это так просто! И всё зависит от каждого из нас. А какие мы???
Звучит песня в исполнении Софии Ротару
Я ,ты, он, она – вместе целая страна,
Вместе дружная семья
Славим мы сто тысяч Я.
Большеглазых озорных чёрных белых и льняных
Грустных и весёлых
В городах и сёлах!
Выполним несложное упражнение и получим ответ на поставленный вопрос. Группе детей даём по апельсину, просим познакомиться со своими апельсинами . Обследуйте их, понюхайте, приглядитесь .Через несколько минут собираем апельсины в корзину. Предлагаем каждому найти свой апельсин. Спрашиваем, как же они опознали. Ваши ответы побуждают к суждению о том, что и люди все разные, у них разные ямочки, и вмятины. После этого просим очистить свои апельсины и сложить все вместе. Найдите теперь свои апельсины. Теперь они стали абсолютно одинаковые. Возникает вывод: люди, как апельсины; такие разные снаружи, они оказываются очень похожими внутри.
Действительно, людей многое объединяет, но мы и очень разные. Для того чтобы было взаимопонимание, нам нужно быть терпимее, внимательнее.
Проведём небольшой тренинг.
"Умеем ли мы чувствовать друг друга"
"Пойми моё настроение"
"Испорченный телефон"
В следующей игре принимают участие все. Я буду просить встать тех, у кого есть та особенность, которую называю
Встаньте те, кто учится в 9 классе.
……………..,у кого длинные волосы.
…………….,у кого обувь черного цвета.
…………….,у кого есть часы.
…………….,кто считает себя добрым.
…………….,кто считает себя смелым.
…………….,кто считает себя умным.
Вот видите, стоит только захотеть, и о каждом из здесь сидящих можно узнать много нового.
Кто-то из вас похож чем-то с другим, а кто-то наоборот. Бывает, что мы критично, нетерпимо относимся к "непохожим" на других людям. Но мы должны признавать то, что не похожие, "не такие", по различным признакам люди, живут рядом с нами и нуждаются в нашем понимании. Нередко мы задумываемся о том, как живут, как смотрят на мир эти люди.
Вот мы и подошли к основной теме нашего разговора. Сегодня нам предстоит выяснить, Что же такое толерантность? В переводе с латинского - это терпимость к иного рода взглядам, привычкам. В современной психологии существует множество определений этого понятия. Вот некоторые из них.
Толерантность- это
сотрудничество, дух партнерства;
отказ от причинения вреда кому-либо;
терпимость к чужим мнениям;
признание своего равенства к другим и т.д.
Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Каковы же основные черты толерантной личности? Это:
- расположенность к другим людям;
- снисходительность;
-терпение;
чувство юмора;
-чуткость;
-доверие;
-терпимость;
умение владеть собой;
-доброжелательность;
-умение не осуждать других;
-гуманизм;
-умение слушать собеседника;
-любознательность;
-способность к сопереживанию.
Теперь разберёмся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличий довольно много, но мы остановимся лишь на некоторых.
-Знание самого себя.
Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих.
Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинить окружающих
У толерантной личности значительно больший разрыв между"Я – идеальным" и "Я – реальным".
У интолерантного человека оба "Я" практически совпадают.
- Защищённость
Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Они опасаются своего окружения и даже самого себя.
Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей.
- Ответственность
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне.
Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
(Фрагмент из фильма "Москва слезам не верит")
- Потребность в определении
Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различия между "своими" и "чужими" . Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет.
Толерантный человек. напротив, видит мир во всём его многообразии.
Вот человек, что скажешь ты о нём?
Ответил друг, плечами пожимая:
"Я с этим человеком незнаком,
Что про него хорошего я знаю?"
"Вон человек, что скажешь ты о нём?"-
Спросил я у товарища другого.
"Я с этим человеком незнаком.
Что я могу сказать о нём плохого?"
Р. Гамзатов
-Чувство юмора
Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, желанием сильной власти.
Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Помните, что все ваши слова, действия, поступки отражаются на людях. Проверяйте себя всегда: не причиняете ли вы людям, окружающим вас, неприятность, боль, обиду. Старайтесь жить так, чтобы людям было легче, когда вы рядом. Песня "Давайте говорить друг другу комплименты…"
Доброе слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, а может обернуться острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души.
Для того чтобы закрепить полученные знания о чертах толерантной личности, дадим вам возможность оценить степень вашей толерантности.
Раздаются листочки с основными чертами толерантной личности. Сначала поставьте знак"+" напротив трёх черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены. Знак "-" напротив трёх черт, которые у вас наименее выражены, и знак "*" напротив тех трёх черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности . Затем ведущий работает с перечнем черт толерантной личности, написанными на доске . Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил "*" первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в соответствующую колонку. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности. (с точки зрения данной группы).
"Волшебная лавка".
В вашей карточке знаком "-" отмечены качества, которых вам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Представьте себе, что существует лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к переживанию(эти качества записаны на доске)
Продавец обменивает одни качества на другие, Он может выбрать одну или несколько "вещей", которых у него нет. В качестве платы, то, что у вас в избытке, отмечено знаком"+", те, которые у вас в избытке.
Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно, в каких случаях он хочет быть терпеливым.
"Стул откровений"
Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений. Эти отношения надо строить не на унижениях, оскорблениях, а стараться внимательно выслушать, разобраться. Если что-то не получается, то поддержать, утешить, помочь. Благожелательность – общее определение таких взаимоотношений. Мы должны понимать, что отличие в речи, одежде, разрезе глаз, способностях не станут причиной сарказма, иронии, смеха, издевательств. Быть толерантным – значит уже бросать вызов ненависти, дискриминации.
В нашей школе учатся дети разных национальностей.
На "стул откровений" приглашается , который поделится с нами своими проблемами.
А сейчас я приглашаю на "стул откровений" ,которая переехала к нам не потому, что всю жизнь мечтала жить в этом райском уголке земли. Это был вынужденный переезд.
В нашем мире живут представители различных социальных групп, национальностей, религий
Следующий наш гость - отец Димитрий. Он расскажет нам о том, почему он другой, отличающийся от остальных людей, в чём сложность выбранного пути, когда и где в обществе встречает непонимание
Песня "Слава Богу за всё"
Дорогие друзья, наш разговор подходит к завершению. Я очень надеюсь, что он был вам интересен. Я думаю, вы все согласитесь, что каждому человеку очень важно знать и понимать всех, кто его окружает, но не менее важно – человеку знать самого себя.
Хочется искренне поблагодарить всех присутствующих за подготовку и проведение этого мероприятия. А вас, дорогие зрители, за внимание.
Закончить нашу встречу хотелось бы стихотворением Ф. Тютчева
Нам не дано предугадать.
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать.
Увы. не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые!
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны смириться (стремиться)