План-конспект тематического урока в 5 классе «300 лет со дня рождения М. В. Ломоносова»
классный час (5 класс) по теме

Михайлишина Елена Юрьевна

Классный час для учащихся 5 класса на тему "300 лет с дня рождения М. Ломоносова".

Технологии: ИКТ, игровые технологии.

Оснащение:

-мультимедиа

-раздаточный материал

- классная доска

К плану прилагается презентация, просмотреть которую Вы сможете по этой ссылке.

 

Данный классный час проводился в 2011 г. в 5 классе в День Знаний. Разработка содержит в себе основные факты из жизни М. Ломоносова, обсуждение "ломоносовских" мест в Санкт-петербурге, конкурс кроссвордов, викторину, дополнительное задание на выразительное чтение стихотворений М. Ломоносова. Класс делится на 2 или 3 команды, победителям можно приготовить небольшие поощрительные призы ко Дню Знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_urok_v_5a_klasse.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический урок в 5А классе «300 лет со дня рождения М. В. Ломоносова»

Подготовлен Михайлишиной Е.Ю.

Цели:

Образовательные:

- дать основное представление о жизни, деятельности и личности М.В. Ломоносова;

- способствовать накоплению сведений об истории родного города и страны;

- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь.

Воспитательные:

- формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории родного края и страны;

- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания;

- вырабатывать усидчивость и внимание;

- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.

Развивающие:

- развивать речевые способности;

- способствовать укреплению памяти;

- формировать логическое мышление.

Оснащение:

-мультимедиа

-раздаточный материал

- классная доска

План проведения

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня наш классный час посвящен теме «300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова».

Вы когда-нибудь слышали о нем? Посмотрите на портрет. (Слайд 1)

Если в этом году исполняется 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова, скажите, в каком году он родился?

2. Основные факты биографии М.В. Ломоносова

Об этом гении,  во всех сферах деятельности, которыми прославил себя М.В.Ломоносов А.С.Пушкин сказал так: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, механик, Минералог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник».   (Слайд 2).

Сегодня мы проведем небольшой конкурс посвященный М.В. Ломоносову, а предшествующим этапом будет рассказ о годах жизни Ломоносова, приготовьтесь внимательно слушать и смотреть- это вам поможет в работе с кроссвордом.

Михайло Ломоносов, родился 19 ноября 1711 года в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Это современное название. (Слайд 3: Слева - Земля Ломоносова - живописный Холмогорский край – сегодня; справа - Макет деревни Мишанинской с домом, где родился Михайло Ломоносов).

Во времена Ломоносова оно звучало так – Архангельская губерния, Куростровская волость Двинского уезда, деревня Мишанинская (около середины XVIII века она слилась с соседней деревней Денисовкой, которую ошибочно стали считать его родиной). В настоящее время Денисовка и другие слившиеся с ней деревни образовали село Ломоносово. (Слайд 4. План мест, прилежащих к Куростровской волости, где родился М.В. Ломоносов. 1788.)

Михайло был единственным сыном зажиточного крестьянина- помора Василия Дорофеевича и Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых.Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать Михайло Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. После этого отец дважды женился. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой» (Слайд 5. Деревня Мишанинская).

Лучшими моментами в детстве Михайло Ломоносова были его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Он начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом будущий учёный в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасные плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями ((Слайд 6. Место, где находился дом Ломоносова. Модель гукора).

Слайд 7. М.В. Ломоносов всегда стремился к знаниям. Ещё от матери Михайло Ломоносов научился читать и  получил охоту к чтению. Позднее грамоте обучал его дьячок местной Дмитровской церкви С.Н.Сабельников. (слева – Дмитровская церковь). К 14 годам Михайло выучил наизусть и назвал «вратами учёности» «Грамматику» Мелентия Смотрицкого, «Арифметику» Л.Ф.Магницкого, «Стихотворный псалтырь» Симеона Полоцкого. В эти годы юный помор грамотно и чётко писал (справа - страницы из «Арифметики» Л. Магницкого).

Слайд 8. Побуждаемый жаждой знания, Ломоносов в 1731 ушел с обозом в Москву, где был принят в “Спасские школы”. (справа - Фрагмент картины художника Н.И. Кислякова «Юный Ломоносов на пути в Москву». 1948.) Много горя и нужды претерпел здесь Ломоносов: укоры отца, “несказанная бедность”, насмешки школьников. Однако за первый год будущий ученый освоил сразу 3 класса. Способности, примерное прилежание и быстрые успехи Ломоносова были замечены. В 1736 в числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской академии он вызван в Петербург для учения при Академии наук (слева - Московская славяно-греко-латинская академия(Спасские школы)).

Слайд 9. В сентябре того же года Ломоносов был послан в Германию (Марбург) к Христиану Вольфу, для изучения химии и горных дел, причем вменялось в обязанность “учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидраулике и гидротехнике”. В Марбурге Ломоносов пробыл до 1739, затем он учился в Фрайберге, и, в общей сложности, пробыл в Германии до 1741 г., после чего вернулся в Петербург. (Слева - Вид города Марбурга XVIII века. Акварель. Справа- Вид города Фрейберга XVIII века. Акварель.)

К концу жизни Ломоносов успел завершить грандиозную работу над «Российской грамматикой», построить собственную мозаичную мастерскую, организовать домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, создать ряд навигационных приборов, написать многие исторические, географические работы, две первые части поэмы "Пётр Великий" и так далее, так далее, так далее.., Он уже не только профессор Петербургской Академии наук, но и член Академической канцелярии – высшего административного органа Академии. Назначен директором Географического департамента Петербургской Академии наук, становится во главе Академической гимназии и Академического университета. Его избирают почётным членом Шведской академии наук, членом Болонской академии наук (слайд 10).

Слайд 11. Сколько сделано, изучено, открыто, а сколько ещё хотелось! Сам Ломоносов составил перечень своих научных работ, назвав его" Роспись сочинениям и другим трудам советника Ломоносова", собрал отзывы о своих работах и оформил их как "Свидетельства о науках советника Ломоносова". ( нижнее изображение - Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж).

4 апреля 1765 года в пять часов вечера Михаил Васильевич Ломоносов скончался.  (слева - Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре).

Слайд 12. Места Ломоносова в Санкт-Петербурге. Михаил Васильевич Ломоносов учился и жил в Петербурге до самой смерти, поэтому очень многие места в нашем городе напоминают нам о нем. Одно из этих мест вы уже можете назвать сами – оно было изображено на предыдущем слайде.

В здании Кунсткамеры (левое верхнее изображение), где раньше находилась Петербургская Академия Наук, сейчас открыт музей М. В.Ломоносова, а на здании Кунсткамеры вы можете увидеть мемориальную доску с надписью «В этом здании, колыбели русской науки, с 1741 по 1765 год работал Ломоносов».

Площадь Ломоносова в Санкт-Петербурге (правое верхнее изображение), которая находится на набережной реки Фонтанки, в историческом центре города. Она является предмостной площадью моста Ломоносова (нижнее правое изображение). К площади также подходит улица Ломоносова.

В Санкт-Петербурге также находится Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова — Ломоносовский фарфоровый завод /ЛФЗ/ (1925—2005 гг.), который ранее назывался Императорский фарфоровый завод.

3. Конкурс.

Класс разделен на 4 команды. Между ними проводится соревнование.

А) Разгадывание мини-кроссворда (Время – 5 мин. За каждое отгаданное слово –1 балл).

3

у

1.г

е

р

м

а

н

и

я

с

2.с

т

1.л

т

к

о

2.м

и

х

а

й

л

о

м

х

м

о

и

е

н

р

3.м

о

з

а

и

к

а

с

о

в

По вертикали:

1. Назовите фамилию человека, которому посвящен сегодняшний урок?

2. Какие произведения, кроме научных, прославили Ломоносова?

3. В каком здании в Санкт-Петербурге находится музей им. М. В. Ломоносова?

По горизонтали:

1. В какой стране, кроме России, учился М. В. Ломоносов?

2. Как звали Ломоносова в детстве? Этим именем он подписывал все свои работы.

3. Каким видом искусства увлекался Ломоносов?

Б) Викторина (Команды по очереди получают от ведущих по 2 вопроса (по 1 дополнительному вопросу при наличии времени), на обдумывание каждого даётся по 30 сек. За верный ответ- 1 балл, за дополнение – 0,5 балла).

1. Назовите места в Санкт-Петербурге, связанные с именем М.В. Ломоносова. (всего 5: Алксандро-Невская Лавра (могила Ломоносов), Площадь Ломоносова, Мост имени Ломоносова на Фонтанке, улица Ломоносова, Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова).

2. Вспомните даты рождения и смерти М. В. Ломоносова (1711 – 1765)

3. Назовите 2 книги, которые Ломоносов впоследствии назвал «вратами учености» («Арифметика» Л. Магницкого, «Грамматика» М. Смотрицкого).

4. Вспомните место рождения М.В.Ломоносова (село Ломоносово (дер. Мишанинская) Холмогорского р-на Архангельской области).

5. Вспомните имена родителей М.В. Ломоносова (Василий Дорофеевич Ломономов, Елена  Ивановна Сивкова).

6. Как назывался гукор (корабль), приобретенный отцом Ломоносова? («чайка»)

7. Вспомните, как называлось учебное заведение в Москве, куда приехал молодой Ломоносов? («Спасские школы»)

8. Постарайтесь вспомнить города, где учился М. Ломоносов? (Москва, Санкт-Петербург, Марбург, Фрайберг)

9. Личность этого человека всегда была для Ломоносова примером в жизни, ему посвящены его стихи, неоконченная поэма, картины. Этот человек был первым императором всея Руси (*и основал город Санкт-петербург). Кто он? (Петр 1).

10. Назовите явление, которое описывает ломоносов в этих строках:

С полночных стран встаёт заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

(Ответ: северное сиянье)

11. Какую книгу по примеру Смотрицкого написал Ломоносов? («Российская грамматика»)

12. Ломоносов изобрел прибор. Который назвал «ночезрительная труба». Как вы думаете, что это был за прибор, и для чего он был предназначен? (один из первых приборов ночного видения).

 

4. Подведение общих итогов. Награждение победителей конкурса, активных участников.

Как вы думаете, какие черты характера были присущи Ломоносову? Почему? Может ли этот человек послужить для вас примером?

*Дополнительное задание: выразительное чтение стихотворений М.В. Ломоносова.

1. Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

2. Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Великое светило миру,

Блистая с вечной высоты

На бисер, злато и порфиру,

На все земные красоты,

Во все страны свой взор возводит,

Но краше в свете не находит

Елисаветы и тебя.

Ты кроме той всего превыше;

Душа ее зефира тише,

И зрак прекраснее рая.

3. О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов9

И быстрых разумом Невтонов10

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде11.

4. Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"

Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...

План-конспект и презентация урока по математике 5 класс: "Обыкновенные дроби"

Тема: «Обыкновенные дроби»Раздел программы: «Доли. Обыкновенные дроби»Тип урока:  повторительно-обобщающийЦель урока:   повторить и обобщить знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКОЙ СИСТЕМЫ «ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ»

План-конспект и презентация урока математики в 5 классе с применением сингапурской системы. Используемые структуры: Джот Тотс, Тик-Тэк-Тоу, Релли Робин, Тэйк оф - Тач даун...

План-конспект открытого комбинированного урока по физике в 9 классе. Тема урока "Динамика свободных колебаний».

Разработка комбинированного урока, по освоению новых знаний. Урок проводился в рамках школьного семинара "Современные педагогические технологии как условия формирования социальных и коммуникативн...