План-конспект и презентация урока по математике 5 класс: "Обыкновенные дроби"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Лыгина Ольга Владимировна

Тема: «Обыкновенные дроби»

Раздел программы: «Доли. Обыкновенные дроби»

Тип урока:  повторительно-обобщающий

Цель урока:   повторить и обобщить знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби», формирование предметных компетенций по теме.

Задачи  урока:

  • Образовательная: закрепить и систематизировать правила сравнения, сложения, вычитания обыкновенных дробей, нахождения дроби от числа.
  • Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, математически грамотную речь, познавательный интерес.
  • Воспитывающая:  воспитывать аккуратность письма, стремление к самосовершенствованию, настойчивость в достижении поставленной цели.

Методическое оснащение урока:

  • материально-техническая база:
    • кабинет математики
    • компьютер
    • мультимедиа-видеопроектор
  • дидактическое обеспечение:
    • карточки для рефлексии
    • опорные конспекты
    • ватман с лестницей достижений
    • ватман с нотной таблицей
    • карточки для групповой работы

Методы обучения:

  • словесные: беседа
  • наглядные
  • практические: упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

                                                            План  урока

                                                   по математике в 5 классе

 Разработку урока выполнила

 учитель математики МАОУ СОШ №24

 Лыгина Ольга Владимировна

Тамбов

 2013


Тема: «Обыкновенные дроби»

Раздел программы: «Доли. Обыкновенные дроби»

Тип урока:  повторительно-обобщающий

Цель урока:   повторить и обобщить знания учащихся по теме «Обыкновенные дроби», формирование предметных компетенций по теме.

Задачи  урока:

  • Образовательная: закрепить и систематизировать правила сравнения, сложения, вычитания обыкновенных дробей, нахождения дроби от числа.
  • Развивающая: развивать коммуникативные способности учащихся, математически грамотную речь, познавательный интерес.
  • Воспитывающая:  воспитывать аккуратность письма, стремление к самосовершенствованию, настойчивость в достижении поставленной цели.

Методическое оснащение урока:

  • материально-техническая база:
  • кабинет математики
  • компьютер
  • мультимедиа-видеопроектор
  • дидактическое обеспечение:
  • карточки для рефлексии
  • опорные конспекты
  • ватман с лестницей достижений
  • ватман с нотной таблицей
  • карточки для групповой работы

Методы обучения:

  • словесные: беседа
  • наглядные
  • практические: упражнения

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная работа с классом
  • парная работа  
  • самостоятельная работа

Ход урока                                                                     время

1. Организационный момент                                     2 мин

2. Сообщение темы, цели и задач урока                   2 мин

3. Актуализация знаний учащихся                            2 мин

4. Повторение ранее изученного материала             4 мин

    4.1 ВЫБиРАЙ- КА                                                   4 мин

5. Решение упражнений на закрепление

    5.1 Эстафета.

    5.2 Работа в парах.

    5.3 Решение задачи.

                15 мин

6. Физкультминутка                                                    1 мин

7. Рефлексия                                                                 1 мин

8. Подведение итогов урока                                        2 мин

                             

 


Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель:

- Добрый день. Пожелаем улыбкой и стихами друг другу удачи: говорите в рифму.

Каждый может за версту

Видеть дробную черт.

Над чертой -  числитель, знайте.

Под чертою - знаменатель.

Дробь такую непременно

Надо звать обыкновенной.

Садитесь.

     2.Сообщение темы, целей урока

Цель:  развитие познавательной и социальной мотивации  

          - Ребята, что вы видите на слайде?

Учащиеся: Герб России.

Учитель: Верно. Он является символом государства. Символом   сегодняшнего урока является дробь. Тема нашего урока: ”…..Обыкновенные дроби”. Человечество пользуется не только целыми числами, но и дробными. Готовясь к уроку, я обратила внимание на замечательное высказывание Л.Толстого о сути человека, о его внутреннем, душевном богатстве: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает.    Чем больше числитель, тем больше дробь». Я бы добавила: « Чем меньше разница между числителем и знаменателем, тем совершеннее человек в глазах других людей и в своих глазах». Замечательно, когда сходится самооценка человека и его оценка другими. Но под оценкой понимается не балл «5», а мнение, суждение о нём других. Желаю вам достичь подобного совершенства.

       Учитель:

 На сегодняшнем уроке  по теме «Обыкновенные дроби» мы повторим основные правила, будем решать упражнения на сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей, узнаем немного интересного о дробях. Я надеюсь, что это занятие поможет каждому из вас повысить числитель дроби ваших знаний. Предполагаю, что знаменатель - это  математические знания которые вы должны усвоить по теме, а числитель же для каждого человека свой. Это  ваши математические знания.

 3. Актуализация знаний

    Цель:

      Учитель:

 Накапливать математические знания мы будем,  поднимаясь  по лесенке. На первой ступени мы достанем  из тайников вашей памяти ценное, на следующих ступенях, при решении упражнений, надеюсь, восхитимся глубокими знаниями, и, наконец, подсчитаем числитель дроби ваших знаний.

4. Повторение.

 4.1 «Выбирай-ка»- задание первой ступеньки    

       Цель: повторить определение правильной и неправильной дроби, правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем, умение выделять целую часть из неправильной дроби.

  Учитель: Перед вами цепочка обыкновенных дробей.                              

На её основе   мы проведём несколько видов работ:

                    1. Индивидуальная работа по карточкам у доски, 2 человека

                                            1 карточка

       1. Выполните сложение всех правильных дробей.

       2. Вычтите из наибольшей дроби наименьшую.

       3. Сравните полученную дробь с единицей.

                                            2 карточка

      1. Вычтите из наибольшей дроби наименьшую.

      2. Какая дробь получилась? (неправильная)

      3. Выделите целую часть.

                            Взаимопроверка   работ друг друга.

Письменная работа в тетради с взаимопроверкой

    а) Расположите дроби в порядке возрастания.

    б) Выпишите правильные дроби.

     в) Выпишите дробь равную единице.

         

Вывод:  Мы с вами достали из тайников памяти   знания о правильных и неправильных дробях. Оцените их. Подсчитайте количество верно выполненных заданий. Запишите в числитель дроби первой ступеньки  количество верно выполненных заданий. Их не должно быть больше 3-х.

5.Решение упражнений

Учитель: переходим к следующей ступени

               5.1 «Эстафета»- вторая ступенька

Цель: формирование умения работать в команде на математическом материале, воспитание ответственности

     Участвовать в любой эстафете трудно, потому что это командная игра, как в спорте –  легкоатлетическая или лыжная эстафета. В виде эстафеты проводятся соревнования по биатлону. В школе – это «Весёлые  старты», «Весёлая спартакиада».

    Проведём математическую эстафету  в команде «Мой ряд».  Соедините стрелками сумму и её значение. Каждый выполняет одно задание и передаёт эстафетный листок следующей парте. Ученик, решивший последнее задание, поднимает листок. Условие математической эстафеты: быстро и правильно соединить стрелками сумму и её значение.

   Проверьте, правильно ли ваш ряд выполнил задание,  назовите ответ.

    Вывод: запишите цифру 4 в числитель дроби на второй ступени, если ваша команда не допустила ошибок, и меньше, если была ошибка: на результаты эстафеты влияет успех каждого.

    Примечание: проверить это задание по компьютеру при условии, что были допущены ошибки.  

5.2 «Работа в парах»- третья ступенька

      Цель: повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел,  правило нахождения уменьшаемого.

   При подготовке к уроку я составила таблицу на сложение и вычитание смешанных чисел, но не успела сохранить все данные и часть из них пропала. Помогите восстановить таблицу. Поработайте в парах постоянного состава: кто с кем сидит.


а




b




a+b


a-b


Через три минуты проверяем. На слайде появляются ответы, которые ребята называют по очереди.

Вывод: Подсчитайте количество правильных ответов и запишите в числителе дроби на третьей ступеньке, количество верных ответов.

- Кто выполнил  верно все примеры?

 - У кого одна ошибка?

- Две ошибки?

Итак, вы успешно справились с этим заданием. Молодцы! Но чтобы знать математику, недостаточно   уметь  решать примеры, надо уметь составлять их,  например, на основе задач.  

 

5.3 Решение задачи - четвертая ступенька

цель: повторить правило нахождения части от числа.

Учитель:   Математики  говорят: «Недостаточно просто понять задачу. Необходимо огромное желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, а при наличии такового - возможно. Будет желание, найдётся и путь». А желание решить следующую задачу, я думаю, у вас будет, потому что она поможет вам правильно  выделить из режима дня очень важный режимный момент.  

 - Назовите режимные моменты вашего будничного учебного дня

Учащиеся:

Сон, занятия в школе, отдых, приём пищи, подготовка домашнего задания, просмотр телепередач, гигиенические процедуры…

Учитель:

  Ребята, сколько времени вы тратите   на приготовление уроков? на сон? на отдых?

Ответы учащихся.

Рекомендуется тратить на каждый из этих  этапов определённое время  ежедневно.  Когда организм человека, особенно ребёнка, ЕЖЕДНЕВНО в одно и то же время выполняет ОДНИ И ТЕ ЖЕ ДЕЙСТВИЯ,  формируется привычка. И тогда любая работа выполняется быстро и качественно.

1. Самостоятельная  работа у доски (1 человек).

    Пятикласснику на сон необходимо – суток. Сколько времени  в сутки он может смотреть телевизор, если оно не должно превышать  времени сна?

2.  Работа за партой (2 человека).

1)Пятикласснику на сон необходимо – суток. Сколько времени  в сутки у него должно отводиться на занятия в школе ,если оно не должно превышать  времени сна?

 2)Пятикласснику на сон необходимо – суток. Сколько времени  в сутки у него должно отводиться на досуг, если оно не должно превышать  времени сна?

           3.  Работа на местах (все остальные ребята).

  Пятикласснику на сон необходимо – суток. Сколько времени  в сутки он должен выполнять домашнее задание, если оно не должно превышать  времени сна?

         

 Решив следующую задачу, вы узнаете ответы на эти вопросы.

Учитель: 

Можем ли мы ответить на вопрос задачи сразу?

Учащиеся: 

Нет.

Учитель: 

Почему?

Учащиеся:

Мы не знаем, сколько времени отводится на сон.

Учитель: 

Можем узнать это время? Как?

Учащиеся:

Надо найти,  сколько составляют  от 24.

Учитель: 

Зная время, отведённое на сон можно ответить на вопрос задачи? Как?

Учащиеся:

Да. Нужно найти  от времени сна.

Учитель:

Во сколько действий решается данная задача?

Решите задачу самостоятельно без краткой записи. Напишите ответ.

Проверка задачи   с помощью компьютера.

- сколько времени пятиклассник должен тратить на выполнение дом. зад.-3ч

- сколько времени пятиклассник должен тратить на  занятие в школе – 6ч

- сколько времени пятиклассник должен тратить на  просмотр теле. –1ч

- сколько времени пятиклассник должен тратить на  досуг  – 3ч

Кто из вас именно столько тратит времени на эти режимные моменты?

    Вывод: Поставьте  на четвертой ступеньке лестницы в числитель дроби   2 при условии, что на домашнее задание вы тратите 3 часа,1- если тратите меньше. 

Физкультминутка(включить музыку)

Учитель:

Вы немного устали. Сядьте поудобнее. Вспомните самое приятное, что происходило с вами во время каникул. Улыбнитесь этому. Представьте себе ласковое весеннее солнышко. Потянитесь к нему. И с таким прекрасным настроением продолжим нашу работу.

5.4 Решение музыкальной задачи - пятая ступенька - в конец урока

Цель: решение задачи  пропедевтического уровня

Учитель:

Сейчас мы слушали приятную музыку, а как вы думаете, есть ли связь между музыкой и дробями?

Оказывается есть. Сейчас мы  решим с вами музыкальные примеры, а для этого надо вспомнить схему длительности нот:

                                         Целая нота считается на 4 счёта

                                           

                                                Половинные считаются на два счёта каждая

                                               Четверти считаются на один счёт каждая

             

                                                             Восьмые считаются на полсчёта каждая

Попробуем решить музыкальные примеры?

Музыка

Математика

Музыка

 +  

       

                               +

         

                             +

                     

         

Учитель:

Ребята, трудными для вас были эти примеры?

(Исторический материал)

Действия с дробями в далёкие времена считались очень сложными. Существовала даже такая поговорка «попасть в дроби», т.е. попасть в затруднительное положение.

Посмотрим, сможете ли вы успешно «выйти из дробей». Я предлагаю вам выполнить задания на сравнение дробей. Каждый из вас выберет сам, какой вариант он хочет и сможет выполнить. Более сложные задания оцениваются выше.

Самопроверка по образцу.

 6. Шестая ступенька - Сравните:

         1.    ?   ;        ?  ;        ?  .

     2.  Вместо        поставьте цифру так, чтобы неравенство было верным:

       ;       ;           .

Учитель:

7. Седьмая ступенька-«Математика это музыка, это союз ума и красоты». В том,  что математика и музыка взаимосвязаны, мы уже убедились. А сейчас, выполняя графический диктант, вы увидите, что математика ещё и красива. Заштрихуйте на рисунках части, соответствующие дробям:

Проверьте друг друга (взаимопроверка по образцу). Выставьте оценку в числитель дроби на ступеньке.

8.Рефлексия

Подсчитайте сумму всех дробей на вашей лесенке. Запишите её на верхнюю ступеньку.

У кого получилась дробь равная единице?

                                 

У вас на партах различные геометрические фигуры. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению. Поднимите вверх. Посмотрите, какая красивая геометрическая мозаика получилась. Я рада, что она такая яркая. Значит и настроение у вас такое же радостное.

8.Подведение итогов урока

Это не удивительно. Ведь каждый из вас сегодня хорошо поработал. Вы успешно выполняли задания на сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей. Повысили числитель дроби своих знаний. Лестницу достижений вы возьмёте домой, покажите родителям, а затем вложите в портфолио. Вам на память остаётся и опорный конспект, который можно использовать как справочник.


                                             Тема: Обыкновенная дробь

                                                1.Первая ступенька

                                            1 карточка

       1. Выполните сложение всех правильных дробей.

       2. Вычтите из наибольшей дроби наименьшую.

       3. Сравните полученную дробь с единицей.

                                  Тема: Обыкновенная дробь

                                                1.Первая ступенька

                                            2 карточка

      1. Вычтите из наибольшей дроби наименьшую.

      2. Какая дробь получилась? (неправильная)

      3. Выделите целую часть

                                                      3.Третья ступенька


а




b




a+b


a-b



а




b




a+b


a-b



а




b




a+b


a-b


1. у доски: телевизор

    Пятикласснику на сон необходимо – суток. Сколько времени  в сутки он может смотреть телевизор, если оно не должно превышать  времени сна?

2. 2 чел – за партой – занятие в школе, досуг

1)Пятикласснику на сон необходимо – суток. Сколько времени  в сутки у него должно отводиться на занятия в школе ,если оно не должно превышать  времени сна?

 2)Пятикласснику на сон необходимо – суток. Сколько времени  в сутки у него должно отводиться на досуг ,если оно не должно превышать  времени сна?

           3.  остальные вместе  –  домашнее задание

  Пятикласснику на сон необходимо – суток. Сколько времени  в сутки он должен выполнять домашнее задание, если оно не должно превышать  времени сна?


Тема: «Обыкновенные дроби» 


21


21


21


21


21


21


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по математике "Сравнение дробей с разными знаменателями" 6 класс

Технология проведения урока по формированию УУД с использованием системно-деятельностного подхода....

Урок в 5 классе Обыкновенные дроби

Урок в 5 классе Обыкновенные дроби...

Урок в 5 классе Обыкновенные дроби

Урок в 5 классе Обыкновенные дроби...

Обобщающий урок в 5 классе "Обыкновенные и десятичные дроби"

Действия с дробями требуют большой отработки, для этого на уроке представлены различные приемы активизации учебной деятельности учащихся.  Разноуровневые занимательные и творческие задания способ...

презентация к уроку в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Определение обыкновенной дроби, обыкновенная дробь как часть заштрихованной фигуры, наглядное пособие к уроку...