Обобщающий урок в 5 классе "Обыкновенные и десятичные дроби"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Сергеева Наталья Викторовна

Действия с дробями требуют большой отработки, для этого на уроке представлены различные приемы активизации учебной деятельности учащихся.  Разноуровневые занимательные и творческие задания способствуют повышению интереса к математике, а работа в группах и парами формирует навыки самоконтроля, взаимопомощи, чувство товарищества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass_drobi_1.docx40.1 КБ

Предварительный просмотр:

                          Открытый урок по математике в 5д классе.

Учитель:     Сергеева Н.В.

Дата:             26.04.2018

Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей.  

Тип урока:   Контрольно-обобщающий (урок-путешествие «В дорогу с дробями»)

Цели урока:

  • отработка навыков сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
  • повышение интереса к математике, предлагая разно-уровневые занимательные и творческие задания;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • способствовать развитию взаимопомощи, чувства товарищества.

Оборудование:  плакат, раздаточный материал.

Формы организации урока: работа в парах, индивидуальная, работа в группах.

Используемые технологии:

  • игровые технологии;
  • технология создания ситуации успеха на уроке;
  • личностно-ориентированные.

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1.Сообщение

Темы и цели урока

Вызов уже имеющихся знаний

В парах повторяют правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями

Слушают собеседника

Следят за правильностью ответов

2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе по рядам

Решают уравнения  и

в таблице с ответами находят соответствующую букву, чтобы отгадать ключевое слово урока

Работают по плану, предложенному учителем. Оценивают свою работу

3.Самостоятельная работа по вариантам

Инструктирование по выполнению заданий

Выполняют действия

с дробями

Выставляют оценки

Используя бланк ответов, осуществляют взаимопроверку

4.Выполнение разно- уровневых занимательных заданий в группах

Инструктирование по выполнению заданий

Уровневый подход при выборе заданий

Учатся договариваться, взаимодействуют друг с другом, принимают общее решение

Обсуждают решение

в группе

5..Проверка и обсуждение полученных результатов

Выставляют оценку каждому в своей группе

Оценивают свою работу, используя бланк ответов

6.Постановка домашнего задания

Объявляет

о творческом задании: составить карточку-лото, показывая образец

7.Итог урока

Задает вопросы: что нового узнали на уроке? Что для вас было трудным и почему? Называют оценки каждого ученика

Высказывают своё мнение об уроке

Анализируют и оценивают свою деятельность

Ход урока

Слово учителя:

- И так, у нас сегодня заключительный урок по теме: « Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», причём необычный урок: урок – путешествие «В дорогу с дробями».

Чтобы изучать последующие разделы математики мы должны быть твёрдо уверены, что имеем хороший и прочный багаж знаний по данной теме.

Это нам и предстоит сегодня доказать!

Дроби и действия с ними не всем легко давались в начале изучения. Многие норовили «упростить» сложение дробей, складывая числители с числителями, а знаменатели со знаменателями, и обижались, узнав, что так делать нельзя. Сейчас всё сказанное мной вам кажется смешным потому, что вы имеете навыки и умения выполнять действия с дробями.

Устные  упражнения

  1. В парах  повторить правила сложения м вычитания дробей с разными знаменателями.
  2. Выполнить действия: Промежуточные ответы можно записывать на черновике.

5,5+         

-3     

     

+         

-1   

+         

-      

_______

  ?

Ответ:  1

Слово  учителя

Для того, чтобы начать путь по нашему маршруту, нужен старт и чтобы получить его давайте решим по рядам следующие уравнения:

1)      у -                             К доске вызываются шесть учеников

                                                       

2)      

3)      х +  

4)      в -  

5)        

6)      m -  

В пустые клетки впишите букву, под которой находится ваш ответ

Ь

П

В

У

Т

!

Ответ: в путь!

Самостоятельная  работа

Слово  учителя

        Вот теперь, после того как был дан старт, мы можем отправиться в дорогу с дробями. Все вы знаете, что любое путешествие не обходится без преград, и мы вынуждены сделать первый причал, чтобы справиться с возникшим препятствием в пути.

       От вас требуется выполнить самостоятельную работу по вариантам. У каждого на парте лежит набор заданий. Сейчас вы делаете работу, используя первый лист. Все  действия выполняете устно, записывая в тетради только ответ под номером задания, причём ответ должен быть записан в виде несократимой дроби и с выделенной целой частью. После выполнения работы осуществляете взаимопроверку, используя бланк ответов, который также находится в наборе заданий.

Лист №1

Действия  с   обыкновенными   дробями

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

№1.Найдите значение выражения:

1) 1;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6)

7) ;

8) ;

9) ;

10) ;

№1.Найдите значение выражения:

1) 1;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6)

7) ;

8) ;

9) ;

10) ;

№1.Найдите значение выражения:

1) 1;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6)

7) ;

8) ;

9) ;

10) ;

№1.Найдите значение выражения:

1) 1;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6)

7) ;

8) ;

9) ;

10) ;

№2.Решите уравнения:

1)  х + ;

2)      y ;

3)  0,5 + х = ;

4)    х   

№2.Решите уравнения:

1)    х   

2)       ;

3)   y + 0,4 ;

4)    х   

№2.Решите уравнения:

1)    + х ;

2)    ;

3)   y +   = 0,9;

4)  0,8  х = ;

№2.Решите уравнения:

1)  х ;

2)    ;

3)    + х = ;

4)      y ;

Бланк ответов к листу №1

Вариант 2.

Вариант 1.

Вариант 4.

Вариант 3.

1)  

2)   1

3)  

4)  

5)   1

6)   6

7)   =  1

8)    

9)   

10)  

1)   х =

2)     =

3)   y  =

4)   х  =

1)  

2)  1

3)  

4)  

5)  

6)  1

7)  

8)  

9)   

10) 

1)   х =

2)     =

3)   y  =

4)   х  =

1)  

2)  1

3)  

4)  

5)  

6)  1

7)  

8)  

9)   

10 

1)   х =

2)    =

3)   х  =

4)   y  =

1)  

2)  1

3)   =1

4)   

5)  

6)  1

7)  

8)  

9)   

10)  

1)   х =

2)    =

3)   y  =

4)   х  =

Критерии оценок:

«5» - 0 ошибок

«4» - 2,3 ошибки

«3» - 4,5 ошибок

Слово  учителя

- Не все участники нашего маршрута преодолели предыдущее задание, не испытывая затруднений. Но тем не менее мы двигаемся дальше. И что мы видим: на нашем маршруте отмечен очередной привал.  А  чтобы  не было отстающих в пути, я предлагаю выполнить следующее  задание в группах.

Листы с заданиями для каждой группы лежат на партах. Сейчас я только вручаю командирам групп листы для выставления оценок. В конце урока вы должны проверить выполненную группой работу, используя бланк с ответами, и оценить работу каждого учащегося в своей группе.

Задания первого уровня

  1. В следующих равенствах вместо звёздочек запишите знаки действий

«+» или «-» так чтобы эти равенства были верными:

а)  * =

б)  * =

в)  * =  

г)  * =  

  1. Решите уравнения  и узнайте, какое слово зашифровано в этой таблице. Для каждого из уравнений даны под своим номером в строке пять разных ответов. Найдите  верный из них и запишите букву, соответствующую ему. В результате получите слово.

М

В

С

А

У

1)   х += 

2)   y = 

3)  1   х =

4)      х =

5)   y  

1

2

3

4

5

Задания  второго уровня

  1. Знаете ли вы, что в Антарктиде обитает зверь более крупный, чем морж?!

Узнайте название этого животного.

Десятичные дроби обратите в обыкновенные, затем вычислите.

0,6

0,4

0,75

Ответы для проверки найдите в таблице, каждый раз зачеркивайте ответ и соответствующую ему букву. Если выполните все верно, то в таблице найдете ответ на вопрос.

3,2

4,5

3,15

2,4

0,7

Ю

М

П

О

Р

Д

С

К

К

О

Й

Д

С

Е

Л

М

О

Н

2)  В следующих равенствах вместо звездочек запишите знаки действий  

«+» или «» так чтобы эти равенства были верными:

а)     *  =

б)     *  *   =

в)     *  *  *  = 0

Задания  третьего уровня

1) В следующих равенствах вместо звездочек запишите знаки действий  

«+» или «-» так чтобы эти равенства были верными:

а)      *   * 0,2 =

б)      * 0,6  *    =

в)      * 0,4  *    =

г)      *    * 0,2 = 1

2) Вставьте в пустые клетки квадрата такие дроби, чтобы сумма чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали была равна

3) Придумать задание, аналогичное упражнению под цифрой ДВА

Подведение итогов урока

- Вот мы и достигли конечного пункта нашего пути, имея следующие результаты: ………(называется оценка каждого ученика).

   Домашнее задание:  составить 12 примеров на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями для карточки лото.