Разработка урока по теме "Деление десятичных дробей на натуральные числа" для конкурса Мой лучший урок
методическая разработка по математике (5 класс)

Чульдум (Хомушку) Долалай Мерген-ооловна

Данные разработки  для учителей на конкурс Мой лучший урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Анкета-заявка

 На участие  в I  Республиканском конкурсе профессионального мастерства педагогов

"Мой лучший урок" по _естественно-научному_ направлению 
(анкету-заявку надо отправить вместе с работой).2016-2017 учебный год

1.Фамилия, имя, отчество автора (полностью)____Чульдум Долалай Мерген-ооловна _____________________________

2. Год, месяц день рождения ____30 сентября 1989__________________________________

3. Место работы___МБУ Ийская СОШ_____________________________________ 

полный адрес: индекс 668532 город с.Ий улица_ Советская 15_____________________ _____________ телефон/факс ________________

E-mail __tyva_school_183@mail.ru.______________________________ (указать обязательно)

4. Должность__учитель математики______________________________________________

5. Педагогический стаж работы__4_________________________________________________

6. Преподаваемый предмет___математика__________________________________________

7. Класс проведения урока ___________ количество детей  в классе ___22______________

8. Домашний адрес автора (полностью)  индекс 668532 город__с.Ий_______________ телефон___________ Сотовый телефон _89632530599_________ Е- mail _dolalaj89.@mail.ru

9. ФИО руководителя образовательного учреждения __Саны Светлана Хемер-ооловна______________________________ ____________________ телефон для связи телефон________________факс_________________

e-mail:______________________________

Подпись руководителя образовательного  учреждения ______________________________ 

 М.П.                                                                          Дата заполнения___________

Пояснительная записка

Программа:  Математика 5-6 классы.

Авторы учебника:  Виленкин  Н.Я. , Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

Учебник:  Математика. 5 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2013.

Направление: естественно-научное.

Автор урока: Чульдум Долалай Мерген-ооловна, учитель математики  МБУ «Ийской СОШ» , с.Ий.

Тема: «Деление десятичных дробей на натуральные числа».

Класс(характеристика класса): 5 «А», Общеобразовательный класс со средним или выше 
среднего показателем качества обученности.

Тип урока: урок закрепления, обобщения и систематизация знаний.

Организационная форма общения: индивидуальная и групповая.

Цели урока: создать условия для совершенствования практических навыков деления десятичных дробей на натуральные числа, применение способов действий в измененных условиях и нестандартных ситуациях.

Задачи:

Обучающая: Продолжить работу над формированием умения выполнять деления десятичных дробей на натуральные числа.

Развивающая: Развить речь русского языка, логического мышления, чтения и внимания.

Воспитательная: Воспитывать культуру общения и взаимодействия на уроке, воспитания уважения к изучаемому .

Оборудование: доска, мел, индивидуальные карточки с надписями «5» и «4»;карточки с примерами; надписи для развития зрительной памяти « РУЧКА, ЛИНЕЙКА, ЛАСТИК, ТЕТРАДЬ»; ПК; презентация урока; призы для игры: ручка, линейка, ластик, тетрадь; магнитные рисунки «яблочки(целые и не целые)» для качества урока.

Структура урока:

  1. Организационный этап.(1мин)
  2. Настрой на урок. (1 мин)
  3. Актуализация опорных знаний учащихся.(5 мин)
  4. Работа с учебником.(8 мин)
  5. Игровой этап.(10 мин)
  6. Физминутка.(2 мин)
  7. Самостоятельная работа.(10 мин)
  8. Домашнее задание.(1мин)
  9. Подведение итогов.(2 мин)

Список литературы

  1. Математика 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. Учреждений / Н.Я. Виленкин, и др.,- 31-е изд. – М.: Мнемозина, 2013.
  2. Елисеева О. Как сделать урок интересным. -2000. - №38. –С.1.
  3. Статья из журнала «Башкы».№1.-2014.
  4. Интернет статья « Использование творческих форм работы на уроках математики для развития познавательного интереса школьников».

Технологическая карта урока

 Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявляют широкий и устойчивый интерес к способам решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, осознают и принимают социальную роль ученика, объясняют свои достижения, понимают причины успеха в учебной деятельности.

Регулятивные – в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и используются ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные – проговаривают выводы в виде правил «если …, то …».

Коммуникативные – умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.  

  Действуют по самостоятельно выбранному алгоритму решения задачи; критически оценивают полученный результат

Основные понятия, изучаемые на уроке: деление десятичных дробей на натуральные числа          

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Организационный этап. (Приветствие, знакомство, сообщение темы, цели урока)

Цель: включение в учебную деятельность

Включение в деловой ритм. Устное  сообщение учителя.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вам буду ввести сегодня урок математики, меня зовут Чульдум Д.М. (я учитель математики в МБУ Ийской СОШ).

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

  Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Подготовка класса к работе, знакомство с учащимися.

2. Настрой на урок. 

Прежде чем начну урок, я прочту вам стишок!

                                        Долгожданный дан звонок,

          Начинается урок.

         Сегодня будем мы опять

       Решать, отгадывать, считать!                 (Слайд 1)

- На сегодняшнем уроке будем повторить тему «Деление десятичных дробей на натуральные числа»              

 (Слайд 2)

- Кто сегодня в классе дежурный?

- Сколько человек отсутствует на сегодняшнем уроке?

- Записали сегодняшнее  число и тему( на доске записать дату, тему урока)

- Чтобы решить задачи, сначала вспомним правило деления десятичных дробей на натуральные числа. (Чтобы разделить десятичную дробь на натуральные числа, надо: 1) разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую; 2) поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части)

Что должны знать: правила деления десятичных дробей на натуральные числа.

Что должны уметь: складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби.

дежурный встает

называет отсутствующих, а учитель отмечает в журнале

Формулировка правила деления десятичных дробей на натуральное число 

Настрой на доброжелательное сотрудничество.

Репродуктивные методы: самостоятельность, внимание‚

 активность.

Создание комфортной обстановки.

3. Актуализация опорных знаний учащихся. Закрепление изученного материала.

Организует уч-ся по исследованию проблемной ситуации.

Задание 1. Примеры заранее записываются на доску (вызываются два учащихся)

На доске записаны:

772,8:12=      (отв.64,4)                             93,15:23=      (отв.4,05)            

(Слайд 3)

- Каждый ученик комментирует свое решение и проговаривает правило деления десятичной дроби на натуральное число.

- Молодцы, садитесь!

Задание 2. Устный счет на карточках

Задание на деление десятичной дроби на 10,100,1000…

0,8 : 10     18,9 : 100     15,8 : 1000

(Приложение 1)

( Чтобы разделить десятичную дробь на 10,100,… надо перенести запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы )

Составляют план достижения цели

Индивидуальная работа с проверкой за доской.

Ребята проговаривают правило и решают примеры.

Проговаривают правило деления десятичной дроби на 10,100,1000

Решение примеров, выдвижение гипотез и их обоснование, коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске  и выборе информации.

4. Работа с учебником. (учебник математики, автор Н.Я. Виленкин и др., п.35 стр. 208)

- А теперь все вместе открыли учебники, будем решать № 1375 на странице  учебника 212          

 (слайд 4) 

      буквы  а, б ,и– 1 ряд

      буквы  в, г – 2 ряд

      буквы д, е ,л– 3 ряд

- Каждый ряд решает свои буквы, даю на задание 3 минуты

- Все закончили? Если, да. Проверим, как вы решили?

- А теперь, обмениваемся тетрадями  с соседом, и сверим  ответы  

(каждый сверит с ответами  на слайде)               (слайд 5) 

а) 10,7                б) 0,25

в) 0,08                г) 0,55

д) 0,028             е) 0,025

и)0,9607           к)0,014706

л)0,000142

- Молодцы! Считаем свои «+»

Каждый ученик работает индивидуально

Проверка производится друг у друга, ставим «+»- правильно,

 «-« не правильно

Самостоятельность, взаимопроверка

  1. Игровой этап.

- А сейчас, немножко поиграем!

- Игра называется «Распродажа учебных принадлежностей»

- Итак, внимательно слушаем условие игры        (слайд 6)

- Кто быстро и правильно найдет «цену» (т.е решит выражение),  возьмет «деньги» на столе и купит нужную вещь. (Приложение 2)

- Спасибо за участие! Молодцы те, кто участвовали! Каждый получает свой приз. (призы выдаются следующим образом: кто решил какую вещь, тот получает такой приз )

Ребята правильно и быстро решают примеры

Быстрота решений, выявление сильных учащихся.

Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностический уровень усвоения системы знаний и умений каждого ученика.

6. Физминутка.

Цель:  здоровьесбережение, умение заботиться о своём здоровье.

 - А теперь, ребята немножко отдохнем.

Вот мы руки развели,  словно удивились.
И друг другу до земли  в пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились, наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись.А теперь ребята встали,  быстро руки вверх подняли.
Повернулись влево, вправо,  тихо сели, вновь за дело.

-А сейчас глазками, смотрим на слайд      (Слайд 7)

Выполнение упражнений.

Коммуникативные - сотрудничество в выполнении упражнений. Личностные - какое значение имеет для меня физминутка.

7. Самостоятельная работа Цель: проверить знания, создать ситуацию успеха, учить работать индивидуально.

- Все те,  кто участвовали в игре получают пятерки, а остальным вам задача такая.

Задание: Кто хочет получить оценки  «5» и «4» можете решить примеры в «кармашках».

В приложении карточки с заданиями (Приложение 3)

Кармашка «5» содержит 5 карточек с 3 заданиями, а кармашка «4»  также 5 карточек с 2 заданиями.

       Ребята индивидуально решают примеры.

Задания для слабых учащихся.

Каждый ученик самостоятельно выбирает себе задание с одной из двух «кармашек»

Самостоятельность, толерантность, рефлексия, организованность, аккуратность, внимание, самоопределение.

8.Домашнее задание.

Цель: дать возможность детям самостоятельно выбрать посильное задание.

Даётся варианты домашнего задания.

- Открыли дневники, запишем домашнее задание.

(Слайд 8)

 п.35, стр. 208 повторить, решить

№ 1375(з-м), 1379(в,г,д,е), 1382(задача)

Записывают домашнее задание

Рефлексивность,  ответственность, любознательность.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком.  (Слайд 9)
-Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания  вызвали у вас затруднения и почему?

- Было ли интересно ?

- Тем, кто понравился  урок прикрепляем яблочки (целые) на тарелочку, а если нет, то прикрепляем яблочки(не целые). (Приложение 4)

- Спасибо всем за урок!  Молодцы ребята!    (Слайд 10)

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения.

Анализ, оценка, самоопределение.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 . Карточки с заданиями для устного счета.

0,8 : 10                        18,9 : 100                                15,8 : 1000

Отв.0,08                       отв.0,19                                 отв.0,002    

Приложение 2. (игра распродажа учебных принадлежностей)

На доску прикрепляются надписи

РУЧКА(цена 48,6:6=)           ЛИНЕЙКА (цена 12,09:3= )          ЛАСТИК (цена 77,14:7=)           ТЕТРАДЬ (цена 22,22:11=)

  На столе лежат бумажки «деньги» с цифрами (ответами):

8,1 руб (цена ручки)

4,03 руб (цена линейки)

11,02 руб (цена ластика)

          2,2 руб (лишнее)

2,02 руб (цена тетрадки)

Приложение 3. Кармашки. 

 Заранее приготовьте 2 кармашки с надписями «5» и «4».

 Кармашка  «5»                                                                                                             Кармашка «4»

1 карточка   1) 5,015:5=(1,003)                                                                                   1карточка  1)261,6:8=(32,7)                        

                     2) 0,23:10= (0,023)                                                                                                      2) 4,8:32=(0,15)

                     3) 827,4:84=(9,85)

          2 карточка   1) 17,78:7=(2,54)                                                                                      2 карточка 1)  2,3:40=(0,0575)                              

                2) 827,4:84= (9,85)                                                                                                      2) 316,02:46=(6,87)  

                     3) 2,3:40=(0,0575)

          3 карточка   1) 316,02:46=(6,87)                                                                                  3 карточка 1)  32,72:8=(4,09)                      

                     2) 32,72:8= (4,09)                                                                                                         2) 12,09:3=(4,03)                            

 3) 0,23:10=(0,023)

          4 карточка   1) 5,015:5=(1,003)                                                                                    4 карточка 1)827,4:84=(9,85)  

                     2) 12,09:3= (4,03)                                                                                                         2) 17,78:7=(2,54)

                                3) 48,6:6=(8,1)

5 карточка   1) 0,04:2=(0,02)                                                                                      5 карточка   1) 5,015:5=(1,003)                        

                     2) 0,23:10= (0,023)                                                                                                       2) 0,23:10=(0,023)

                               3) 22,22:11=(2,02)

Приложение 4. Магнитные яблочки.

На доске (магнитной) нарисуем тарелочку, там учащиеся будут прикреплять «яблочки с магнитиками»: яблочки (целые) и яблочки (не целые ). «Яблочки» Заранее вкладываются на парты каждому учащемуся перед началом урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок поматематике "Деление десятичной дроби на натуральное число".

Урок по математике в 6 классе на тему:"Деление десятичной дроби на натуральное число". Урок подходит для учителей, работающих по УМК ДорофееваГ.В, Шарыгина И.Ф. и др. Урок сопровождается презентацией,...

Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.Форму работы с классом я выбрала, опира...

Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.Форму работы с классом я выбрала, опира...

Методическая разработка урока "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Урок для 5 класса по ФГОС  "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". К уроку добавлено приложение и презентация....

Деление десятичных дробей на натуральные числа Форма: парусная регата (урок - обобщения).

Цели и задачи:·         Обеспечить усвоение учащихся знаний деления десятичных дробей на натуральное число.·         Сис...

Технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число"

Создана технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число" для 5 класса по учебнику Виленкина Н Я для работы в соответствии с ФГОС . Данный урок-  к...