Особенности профориентационной работы в школе в современных экономических условиях
статья (9 класс) на тему

Зайцева Маргарита Юрьевна

На протяжении нескольких лет отвечаю за  профориентационную работу  в школе. Контингент  обучающихся нашей школы - дети из неблагополучных и малообеспеченных детей, которые встречаются с трудностями при выборе профессии. В школе создана система работы по данному напрвлению. Представляю мою работу  "Особенности профориентационной работы в школе в современных экономических условиях".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности  профориентационной работы в школе в современных экономических условиях.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность, поэтому вопросам  профориентации выпускников школ в настоящее время необходимо уделять должное внимание. В Конституции  РФ отмечено: « Профориентация призвана способствовать осуществлению  права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда».

Профессиональную ориентацию следует рассматривать как составную часть всей учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий. Она должна быть тесно увязана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, труду и проводиться на всем протяжении обучения в школе.

Контингент обучающихся  нашей школы – это дети из неблагополучных и малообеспеченных семей (37%),  которые встречаются с трудностями  при выборе  своей будущей профессии.  Коллектив школы столкнулся с тем, что некоторым выпускникам сложно определиться с дальнейшим поступлением в учебные заведения города,  т.к. во многих ССУЗах и ВУЗах обучение на платной основе ,а иногда,  встречая трудности при продолжении  обучения,  подростки просто не ходят на занятия.   Для решения этих проблем  в школе  создан Центр профориентационной работы.

В состав Центра профориентационной работы входят:

  1. Координатор Центра  профориентационной работы
  2. Классные руководители
  3. Учителя  технологии
  4. Школьное самоуправление
  5. Служба комплексного  сопровождения обучающихся.
  6. Родительский комитет
  7. Школьная библиотека

Всю работу  по профориентации с обучающимися  мы разделили на этапы:

1.Этап актуализации проблемы выбора профессии (1—4 классы).

Цель: Сформировать первоначальное представление о мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями.

Педагогические задачи:

1.  Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде.

2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них.

3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям.

 4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной   деятельности.

2. Этап формирования профессиональной направленности. (5—7 классы).

Цель: Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения

образования. Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.

Педагогические задачи:

1..Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах.

2. Выявление и развитие профессиональных интересов.

3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.

4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания.

5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда.

3. Этап формирования профессионального самосознания  (8—9 классы).

Цель: Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения

образования.

Педагогические задачи:

1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.

2. Развитие качеств, необходимых для овладения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств.

3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.

4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

4. Этап формирования профессионального самосознания  (10—11 классы).

Цель: Сформировать убежденность в правильности выбора профессии.

Педагогические задачи:

1. Формирование знаний и умений по определенной профессии.

2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессии.

3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии.

 Особенностью работы является составление на каждого обучающегося, начиная с 5 класса,  персональной  профориентационной  карты, в которой отражены следующие позиции:

  1. изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся (результаты тестирования);
  2. результаты анкетирования учащихся;
  3. результаты анкетирования  родителей;
  4. участие в тренинговых занятиях по профориентации;
  5. посещение дней открытых дверей в вузах и сузах города;
  6. посещение ярмарок профессий и выставок;
  7. участие в тематических и комплексных экскурсиях на предприятия;
  8. встречи с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Специалисты службы комплексного сопровождения  способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; оказывают педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения.

 Важную роль в  самоопределении обучающихся играет диагностика,  разработанная специалистами Службы комплексного сопровождения, которая помогает подростку сориентироваться  в выборе профессии:

7-8 классы:

  1. Диагностика интересов, потребностей и склонностей:

- карта интересов;

- диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках.

  1. Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;

- анализ результатов досуговой деятельности;

- проведение экспресс-диагностики (определение типа мышления).

  1. Анкетирование родителей:

- анкета “Мнение”.

9 класс

  1. Изучение интересов, потребностей и склонностей:

  - карта интересов;

  - диагностика свойств  личности.

  1. Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;

- анализ результатов досуговой деятельности;

- проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта).

10-11 класс:

  1. Изучение интересов, потребностей и склонностей:

  - карта интересов;

  - диагностика свойств  личности.

  - анкета “Ориентация”

  - опросник Дж. Голланда;

  1. Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;

- анализ результатов досуговой деятельности;

- проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта).

- анкета “Стили познания”.

В работе метод объединений педагогов предусмотрено  рассмотрение вопросов методики профориентацнонной работы, обмен опытом ее проведения:

“Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”.

“Система образования в России”;

“Система профориентащюнной работы в городе, в школе”;

“Методика профориентационной работы по возрастным группам”;

“Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”;

“Методические основы профориентации во внеклассной работе”;

“Работа с учащимися по интересам”;

“Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации”;

“Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”;

“Профориентация в процессе изучения основ наук”.

Разработаны тематические родительские собрания  с 1 по 11 класс:

  1. «Хочу, могу, надо» Изучение склонностей и способностей ребенка
  2. «Индивидуальная программа развития ребенка в школе»
  3. «Что значит - выбрать профессию?»
  4. «Первые итоги»
  5. «Программа допрофессиональной подготовки школьника»
  6. «Развитие ребенка во внеурочной деятельности»
  7. «Когда не поздно выбирать профессию?»
  8. «Профильные классы в школе»
  9. «Особенности запроса района и области на профессии»
  10. «Образовательные услуги, предоставляемые районом, областью»

Одной из важных особенностей работы нашей школы является то, что на протяжении 3 лет, мы отслеживаем дальнейшее обучение или работу наших выпускников  9 и 11 классов, что дает хорошие результаты. Итогом работы Центра профориентации является то, что за последние 3 года все выпускники школы либо дальше продолжают учиться, либо работают.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности профориентационной работы в условиях современного образования

Рассмотрены вопросы актуальности профориентационной работы в школе, форм деятельности и роль классного руководителя в профориентационной работе с учащимися....

«Какая профессия будет МОЕЙ?», или особенности организации и проведения профориентационной работы в школе.

Профориентационная работа в школе– важная составляющая работы воспитательной службы в целом. В данной статье описан опыт работы по организации системы профориентационного воспитания в средней шко...

Особенности профориентационной работы в школе

Выбор профессии - социально значимая задача.  Выбор интресной, важной профессии - уверенность в своем будущем, дело, которому хочешь посвятить свою жизнь! Важную роль в выборе профессии играет и ...

«Особенности профориентационной работы со слепыми и слабовидящими детьми в школе-интернате»

В настоящее время наблюдается становление рыночных отношений в стране и десятки миллионов людей нуждаются в экстренной социальной помощи, в защите и социализации. Не являются исключением и инвалиды п...

Профориентационная работа в школе на современном этапе развития образования

Данная преззентация раскрывает основные аспекты профориентационной работы в школе...

Особенности профориентационной работы в коррекционной школе

Задачи, направления и формы профориентационной работы со старшеклассниками с интеллектуальными нарушениями. Пример деловой игры по проблемам профориентации школьников старшего звена...

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия...