Классный час в форме дискуссии "Хочу ли я чтобы моё будущее было связано с будущим Боханского района""
классный час (10 класс) по теме

Красинская Елена Валентиновна

Предложенный материал содержит описание классного часа, построенного в форме дискуссии. Несмотря на то, что информация на основе которой построен классный час носит довольно узкий, краеведческий характер, разработка может быть использована в качестве прототипа для создания как классных часов, так и уроков по различной тематике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_-diskussiya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-составитель: Красинская Елена Валентиновна

Классный час

«Хочу ли я, чтобы моё будущее было связано с будущим Боханского района»

(Видеоряд по ходу классного часа воспроизводится программой для презентаций  Microsoft PowerPoint)

Необходимое оборудование:

Проекционный экран

Проектор

ПК или ноутбук

Звуковоспроизводящее и усиливающее оборудование

Слайд-фильм «прошлое и настоящее Боханского района»

Фактический материал о достижениях и проблемах Боханского района для трех групп участников дискуссии

Правила дискуссии – написанные на листах для каждой группы участников

Классный час проводится в форме дискуссии, посвященной 350-летию г.Иркутска и 90-летию Боханского района

Цели:

Воспитательная – воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю

Образовательная – ознакомление учащихся с элементами истории Боханского района, с информацией о положительном и отрицательном в жизни района в настоящее время

Развивающая – развитие умения работать в команде, анализировать представленный материал, вести дискуссию

Оформление классной доски: карта Иркутской области, карта Боханского района, герб и флаг  Иркутской области. Надписи «Иркутску – 350!» «Боханскому району – 90!» Фото -пейзажные зарисовки природы Боханского района

План классного часа:

  1. Организационный момент.
  2. Информационный блок «Прошлое и настоящее Боханского района».
  3. Дискуссия по теме «хочу ли я чтобы моё будущее было связано с будущим Боханского района?»

– Работа в микрогруппах.

– Обсуждение.

- Первый раунд. Заявление позиции.

- Второй раунд. Контраргументы.

- Третий раунд. Поиски компромисса.

  1. Послесловие.
  2. Заключительное слово.
  3. Подведение итогов(рефлексия

Ход классного часа:

1. Организационный момент

Учитель представляется, сообщает учащимся тему классного часа, а также то, в какой форме будет проходить классный час (дискуссия), предлагает учащимся разделиться на команды, для этого сначала дети выбирают 3 капитанов, капитаны набирают команды, вызывая по очереди учеников класса, команды занимают свои места за столами (для каждой из команд поставлены вместе два стола, вокруг столов расставлены стулья). Учитель объясняет, что для того чтобы дискуссия имела организованный характер, в её ход будут внесены некоторые элементы запрограммированности – командам будут определены задания, приглашает подойти капитанов для жеребьевки. Капитанам предлагается вытянуть листки с названием того направления, которое они будут озвучивать в ходе дискуссии: «Патриоты», «Наблюдатели», «Наблюдатели», капитаны команд «Патриоты» и «Оппоненты» получают листы с материалами для ведения дискуссии,, учитель предлагает членам этих команд ознакомиться с материалами для дискуссии, сам в это время объясняет команде «Наблюдателей» какой будет их роль в ходе дискуссии – давать оценку действиям групп «Патриоты» и «Оппоненты». После этого педагог уточняет у двух других команд, понятна ли им их задача.

Вступительное слово:

Классный руководитель. Сегодня мы проводим дискуссию по очень важной проблеме,с которой рано или поздно сталкивается любой человек в своей жизни, это проблема выбора места жительства. Дискуссия - это обсуждение спорного вопроса, в ходе которого высказываются различные точки зрения и вырабатывается решение проблемы. К проблеме выбора места жительства в нашем обществе отношении неоднозначное. Многие считают, что современная Россия это далеко не самое лучшее место на планете, с которым стоило бы связывать свою дальнейшую жизнь. Постараемся в ходе дискуссии выработать единую точку зрения на эту проблему. Кроме того, дискуссия - это целое искусство: умение найти веские доказательства, отстоять свое мнение, умение слушать, уважать чужую позицию, не поддаваться давлению окружающих.Чтобы дискуссия проходила цивилизованно, нужно соблюдать правила. Они записаны на доске (читает).

Прежде чем начнется дискуссия, учитель предлагает командам ознакомиться с правилами ведения дискуссии (представители команд по очереди прочитывают по одному из правил ведения дискуссии)

Правила ведения дискуссии

Хотелось бы сказать, что наш классный час сегодня пройдет в несколько необычной форме – в форме дискуссии. Дискуссия – это коллективное обсуждение спорного вопроса, проходящее в борьбе мнений с целью поиска его оптимального решения. Это ни в коем случае не базар, и не спор. Мы хотели бы ознакомить вас с правилами ведения дискуссии, которых вы должны придерживаться.

  1. Умей слушать.
  2. Уважай чужое мнение.
  3. Анализируй разные точки зрения.
  4. Говори четко, кратко и по теме.
  5. Не переходи не личности.
  6. Сдерживай эмоции.
  7. Не повторяйся!

Или:

1. Я критикую идеи, а не людей
2. Моя цель не в том чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.
4. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
5. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого основания

2. Информационный блок «Прошлое и настоящее Боханского района».

Слайд-фильм «Прошлое и настоящее Боханского района»

  1. Боханский район был образован 9 января 1922 года. Боханский район расположен в юго-восточной части Иркутской области, по правой стороне реки Ангара и входит в состав Усть-Ордынского Бурятского округа.
  2. Численность населения 27084 человек. Национальный состав разнообразен: буряты, русские, украинцы, татары, поляки, белорусы
  3. На территории района имеются месторождения следующих полезных ископаемых: горючий газ, каменный уголь, каменная соль, глины, пригодные для изготовления кирпича и огнеупоров, гравий.
  4. Агроклиматические условия Боханского района благоприятны для земледелия и скотоводства
  5. На территории района значительные запасы биологических ресурсов – лесных и охотничье-промысловых, имеющих большое хозяйственное значение. На территории района имеется свыше трехсот видов лекарственных растений.
  6. На территории Боханского муниципального образования три крупных предприятия: ОАО «Боханский маслозавод», Боханская типогрфия, Кировский лесхоз и множество более мелких предприятий различных форм собственности.
  7. Несмотря на экономические потрясения 90-х годов району удалось сохранить ряд социальных достижений и даже приумножить их. На территории района работает 52 образовательных учреждения, 14 средних, две основных, начальные малокомплектные школы, школы-сады, дошкольные образовательные учреждения, вечерняя школа, Дом детского творчества, детско-юношеская спортивная школа, профтехучилище, педагогический колледж, филиал бурятского государственного университета.
  8. Медицинскую помощь жители района получают в ценральной районной больнице, четырех участковых больницах, трех врачебных амбулаториях, 28 фельдшерских пунктах.
  9. Современная система культурно-досугового обслуживания населения района включает в себя 18 сельских домов культуры, 11 клубов, районный методический центр, 26 библиотек, Детскую школу искусств, Олонский краеведческий музей им. В.Ф. Раевского.
  10. В районе действуют четыре православных храма

3. Дискуссия по теме «хочу ли я чтобы моё будущее было связано с будущим Боханского района?»

Классный руководитель. Начинаем дискуссию. В ней принимают участие группы «Патриоты», «Оппоненты», «Наблюдатели». У представителей каждой из них - своя точка зрения на обсуждаемую проблему. Нам предстоит обсудить такой вопрос: имеет ли смысл связывать свое будущее с будущим Боханского района?

Обсуждение

Первый раунд. Заявление позиции

Классный руководитель. Начинаем обсуждение. Первый раунд - заявление позиции. По 1 минуте получает каждая команда для обоснования своей позиции. Прошу соблюдать правила дискуссии.

(Учитель дает слово представителям каждой команды.)

Мы выслушали различные групп партий по заявленной теме. Чьи аргументы оказались самыми убедительными? Предлагаю наблюдателям высказать свое мнение  и проголосовать.

(Учитель называет группы, наблюдатели поднимают руки, учитель считает количество голосов.)

Пока самая сильная позиция у группы (название).

Второй раунд. Контраргументы

Классный руководитель. Второй раунд - контраргументы. По 3 минуты получает каждая группа, чтобы ослабить позицию противников, найти в ней уязвимые места.

(Учитель дает слово представителям каждой команды.)

Второй раунд завершен, проводим интерактивное голосование. Чьи контраргументы оказались самыми убедительными?

(Учитель называет группы , наблюдатели поднимают руки, учитель считает количество голосов.)

По мнению наблюдателей, самыми убедительными были (название группы).

Третий раунд. Поиски компромисса

Классный руководитель. Заключительный раунд дискуссии - поиски компромисса, выработка общего мнения. Предлагаю группам сформулировать свою позицию с учетом мнений противников.

(Учитель дает слово представителям каждой команды.)

Итак, группам все же удалось найти компромиссное решение. Прошу наблюдателей проголосовать, какая группа вела дискуссию более активно и доказательно.

(Учитель называет группы, наблюдатели поднимают руки, учитель считает количество голосов.)

По мнению наблюдателей, лидерами обсуждения стали (название группы).

Послесловие

Классный руководитель. Дискуссия закончилась. Группы нашли компромиссное решение. Но кто-то все же остался при своем мнении. Даю слово тем, кого не убедили доводы противников.

(Если есть такие ученики, они высказываются.)

Есть ли такие, кого доводы противников заставили изменить свою точку зрения? Что именно заставило сменить позицию: логика, четкость, точность аргументов, эмоциональность, убежденность оппонентов?

(Если есть такие ученики, они высказываются.)

  1. Заключительное слово

Классный руководитель. В ходе сегодняшней дискуссии мы затронули одну из самых сложных проблем современной жизни России - проблему выбора жизненного пути. И мы попытались решить эту проблему в ходе дискуссии. Диспуты и дискуссии - это не только поиск истины, это хороший урок конструктивного общения. Во время диспутов мы учимся отстаивать свое мнение, убеждать, доказывать и спорить. При этом учимся уважать чужое мнение, искать компромиссы, учимся делать шаги навстречу друг другу, учимся быть терпимыми и толерантными.

  1. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что вам дало участие в дискуссии? Что понравилось, а что нет? Почему вы объединились именно вокруг этой позиции? Хорошо ли вы понимали друг друга? Возникали ли у вас моменты несогласия внутри вашей партии? Как вы действовали в этой ситуации? (Ответы детей.)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает под себя. (Юрий Левитанский)

Примерные аргументы групп

«Патриоты»

  1. Боханский район – это наша малая Родина, здесь живут наши родственники, друзья, близкие нам люди.
  2. Боханский район многонационален, для его жителей характерны веротерпимость и отсутствие проявлений национализма
  3. В районе есть все необходимые условия для самореализации и нормальной жизни.
  4. Проживание в районе дает возможность сохранить национальную самобытность и национальный менталитет.
  5. В районе спокойная экологическая обстановка, это очень важно, т.к. позволяет сохранить собственное здоровье и здоровье будущих детей.
  6. Во многом сохранено традиционное производство продуктов питания из экологически чистого сырья
  7. Район находится на оптимальном удалении от областного центра и основных транспортных магистралей.
  8. В сравнении с крупными городами страны, в районе низкий уровень употребления наркотиков, наркотизация населения не имеет масштабов эпидемии.

«Оппоненты»

  1. В современном мире становятся все более значимыми проблемы глобализации, когда человек чаще позиционирует себя «гражданином мира», и для полной самореализации может выбирать любое место жительства на планете.
  2. В современном мире утрачивают свою значимость родственные связи, гораздо более важны социальные связи, которые появляются у человека в течении его жизни.
  3. Национальное самосознание в современном мире постепенно утрачивает свое значение, совсем необязательно сохранять свои культурные традиции и национальный менталитет.
  4. В Боханском районе нет возможности заниматься очень многими видами деятельности, неразвито промышленное производство, очень узок рынок труда для специалистов технической сферы.
  5. В районе идет неумеренная вырубка лесов, что рано или поздно ухудшит экологическую ситуацию.
  6. Сельское хозяйство района находится в очень сложных экономических условиях, а после вступления России в ВТО, положение сельхозпроизводителей станет еще более сложным.
  7. Иркутская область в целом, и Боханский район в частности, находятся в зоне интересов Китая, что в обозримом будущем может привести к массовой экспансии граждан Китая в регион и вытеснению местного населения.
  8. В районе растет количество лиц употребляющих наркотики и алкоголь, а также количество ВИЧ-инфицированных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в форме театрализованного представления "Масленица - как это было 100 лет назад"

Данный материал может использоваться как методическое пособие при подготовке классных часов, связанных с историей древней руси, а также при подготовке внклассного мероприятия в период празднования Мас...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Чтобы будущее было светлым

Премия «Светлое прошлое» является одним из официальных брендов Южного Урала и вручается знаменитым землякам, проживающим в настоящее время за пределами Челябинской области, за выдающиеся з...

Классный час "Будущее моей страны – мое будущее"

Классный час на тему будущего нашей страны призван воспитать в ребенке патриотические чувства, мотивировать в его сознании желания благотворно влиять на развитие своей Родины. Стать частичкой общего д...

Квест -игра "Моя милая, тихая родина. Боханский район.

Творческий игровой проект по краеведению, квест -игры «Моя милая, тихая родина. Боханский район», может быть полезен педагогам при работе с детьми 7-11 классов, основного, общего и дополни...

Программа учебного спецкурса "География Боханского района"

Факультативный спецкурс «География Боханского района» направлен на расширение и углубление знаний учащихся по вопросам региональной географии, краеведения, биологии и экологии, формирование инт...