Классный час Человечество как едино-цельная
классный час по теме

Мухортова Наталья Викторовна

Показ тесной исторической  взаимосвязи народов и различных культур на земле. Развитие толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovechestvo_kak_edinnaya_planitarnaya_sistema_.doc84.88 КБ

Предварительный просмотр:

План

Классного часа

Тема: «Человечество как едино-цельная

социально-планетарная система»

Цель урока: Показать тесную историческую взаимосвязь народов и различных культур на земле. Развитие толерантности.

Мухортова Н.В.: Добрый день ребята, поздравляю вас с новым учебным годом! На нашем первом уроке я бы хотела поговорить с вами об обществе в котором мы существует и о тех событиях свидетелями которых нам приходится быть. Скажите пожалуйста ребята, что чаще всего привлекает наше внимание когда мы включаем телевизор? Правильно мы постоянно слышим о различных терактах, войнах, бомбежках, пострадавших.

Недавно закончилась Израильско-Ливанская война. Кто прав, кто виноват трудный вопрос, но мне бы сегодня хотелось рассказать вам о взгляде на человечество как единую социально-планитарную систему.

Никакое общество реально не существует как нечто вполне самодостаточное, пребывая в гордом одиночестве. И чем дальше развивается то или иное общество, тем больше оно вступает во все во всевозможные контакты с другими государствами, образуя все орлее  сложные связи и отношения. Это имело место уже у первобытных  племен. С тех пор взаимные связи сообществ и обществ все более  усиливались и усложнялись.  Люди  как по  своей биологической  природе, так и по вселенским законам, в которые они вписаны из начально,  и по своей социальной сущности — члены единой «планетарной семьи». Каждый из нас, являясь гражданином того или  иного государства, одновременно в широком смысле гражданин и всего человечества. Ведь в какой-то мере он несет на своих плечах  туз моральной ответственности за все, что происходит в мировом сообществе.

    Как бы ни  была гениально богата духовная жизнь того или  иного человека, каким бы  фонтаном ни била сила его разума, она все же не самодостаточна  и ограничена, если не усвоит  духовных  ценностей человечества, не почерпнет из кладезя других  народов и истории. Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного общества  и тем более отдельного человека. По самой своей сути народы призваны «устроиться» на Земле  всемирно. Человечество можно  уподобить к единому соборному существу: оно росло из поколения в поколение  подобно тому, как отдельный человек растет со сменой своих возрастов. А в своем росте, подчиняясь общечеловеческому принципу  прогрессивного развития, каждое общество и каждая нация призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при этом  в той или иной мере вступая  во всеобщую мировую взаимосвязь.     Вдумавшись в суть жизни общества и в историю человечества  как единого  целого, мы должны признать, что огромную роль в  нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется,  те, которые оказались достойными быть воспринятыми в потоке истории человечества. Постижение  минувших времен и стран мира  — украшение и пища для человеческого духа.    История в определенном смысле являет собой  священную  книгу народов, своего рода зеркало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и принципов поведения, завет предков потомству, дополнение, осмысление настоящего и пример будущему. Гуманистически мыслящие умы убеждены, что ни один народ не одарен  какой-то особой способностью по сравнению с другими. В мире нет

 народа, вошедшего в историю, который можно считать недостойным исторической значимости, как нет и такого, который можно  было бы считать особо избранным.Можно сказать так: человечество в нас, а мы — во всем человечестве.     В России были времена, когда мы широко пользовались мировым опытом для блага Отечества.

Скажите ребята какой русский царь «прорубил окно в Европу»?

Ответ: Петр 1

Мухортова Н.В.: правильно ребята  Петр I «прорубил окно в  Европу», его мысли и деяния не знали национальной  ограниченности

    «Любовь к отечеству совместима с любовью ко  всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем  государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем  больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума»'.

    Ныне благодаря новейшим средствам связи, массовой инфор мации общение народов небывало возросло,  стало все более ощутимо для всех, что человечество являет собой единое целое. Теперь  можно смело сказать: «Нет Запада без Востока, нет Востока без  Запада». Достижения науки и техники помогают нам почувствовать  не  только многоликость, но и целостность  мира, что открывает

 новые возможности для обмена материальными и духовными ценностями.

    При этом нельзя утверждать, будто уделом Запада всегда было  изобретать, а Востока — перенимать. Прогресс больше похож на  Улицу с двусторонним движением: в разные часы доминируют разные потоки.

Скажите откуда к нам пришли цифры?

Ответ: с Востока

Мухортова Н.В.: правильно именно с Востока пришли к европейцам арабские •Цифры, многие достижения математики, астрономии,  медицины;  китайцы дали миру бумагу, компас,  порох, утюг.  Французских просветителей энциклопедистов XVIII в. вдохновляла идея древнекитайского  философа Конфуция, который еще 2500 лет назад говорил, что  Принцип «жэнь» (гуманность,  человечность) должен быть основой общественных  отношений.

А знаете ли вы, что Древние римляне очень ценили комфорт и еще в 1 в н.э. создали систему центрального отопления. Немецкий физик Ханс Гейгер изобрел прибор для измерения уровня радиации. Француз Тимонье - швейную машину, Англичанин Тревитик придумал и создал паровоз, английский столяр Брэйма - унитаз, ксерокс придумали американцы, венгры -  шариковую ручку и.т.д

   Даже такие религии, как христианство и ислам, не могли

Избежать взаимных влияний: около тысячи лет самым крупным христианским храмом считался Софийский собор  в Константинополе  возведенный с непостижимым для средневековья мастерством. Захватив Константинополь, султан Мехмед повелел превратить Софинский собор в мечеть. Украшавшую храм византийскую мозаику  покрыли штукатуркой и к зданию пристроили два минарета. Чтобы   превзойти  прославленный памятник христианской  архитектуры,

новые хозяева города, переименованного в Стамбул, построили Голубую мечеть. Однако, будучи более чем на тысячу лет моложе Софийского собора, она копирует его всеми своими архитектурными   тонкостями. Христианский храм — прототип мусульманской мечети! Это пример того, что культуры взаимно обогащают друг друга.   Большое искусство тем и велико, что преодолевает не только национальные, но и религиозные границы.

Скажите ребята после услышанного можем ли мы выделить какой –то народ и поставить его во главу угла.

Ответ: Нет

     Человечество, будучи многоликим, в то же время целостно. И   оно было таковым еще задолго до XX в. Когда цивилизация оказалась в опасности,  мы особенно остро почувствовали,  как тесно    переплетены ее корни. Человечество кровно заинтересовано  в    мирном, деловом и доброжелательном диалоге, в предотвращении  войн, в научно-техническом и культурном прогрессе, в любовно   бережном отношении к природе, в нормальных условиях своей    жизни. Всем народам есть место на нашей планете, и мы должны  .   жить в  мире  и красоте и неустанно улучшать условия  нашего    бытия, а не ухудшать его. Все, что способствует единению наций и     народов, слиянию их в неразрывный союз, составляет величайшее     благо для человечества.

    Мы дети Вселенной, все мы плывем по волнам Вселенной в  одном ковчеге, имя которого — Земля.

                 

Кл. руководитель Мухортова Н.В.


План

Классного часа

Тема: «Нация»

Цель урока: Показать тесную историческую взаимосвязь народов и различных культур на земле. Развитие толерантности.

Тип урока:Рассказ.

Сущность нации

  Нация - это исторически сложившаяся форма

 общности людей, объединенных общей территорией и экономической жизни. Это накладывает отпечаток на особенности характера, биологического своеобразия, темперамента и обычаев. И все это проявляется    в своеобразии культуры.

    Единство языка связывает говорящих на нем, обеспечивает  единодушие и единомыслие: все представители данной нации хорошо понимают друг друга, а это обнимает самое внутреннее  душ  человеческой,  следовательно, уже  в этой глубочайшей основе   жизни заключается  реальная связь и единство нации. По слова  Д.Н. Овсянико-Куликовского,   «если  вы  хотите  почувствовать своеобразную  психику данной национальности, - изучайте язык:  как в его повседневной функции  («живую речь»), так иве в  литературном выражении»'. Дело в том, что язык находится в особом отношении к сознанию, являясь не только средством общения  но и средством познания: язык — душа нации. Язык — это своего  рода «повозка традиций», сохраняющихся  и передающихся из  поколение в поколения чувств, символов, эмоциональных ассоциаций  и мифов. Язык есть самое глубокое и основное выражение нации.

 Но подобно тому, как не меша  реальному единству нации разнохарактерность входящих  в  людей, так и различие характеров национальных не может мешать   реальному единству всех народов в человечестве,  которое ее   тоже «характер».

     В этой общности духовная жизнь нации, ее культура укрепляется всеми личными силами субъектов нации, а каждый ее субъект   получает источник творческой энергии во всенациональном духе.   На этом пути любовь к своей нации соединяете с   верой в нее, с верой в ее призвание, в творческую силу ее духа   ее процветание. Религиозный человек этой национальности переполнен    веры  в то,  что ее народ не покинут Богом что  трудное преходящи, а достижения вечны, что, как писал И.А. Ильин, имея      в виду русских, «тяжкий молот истории выкует из моего народа духовный меч», именно так, как это выражено у А.С. Пушкина:

     Но в искушеньях долгой кары

     Перетерпев судеб удары,

      Окрепла Русь. Так тяжкий млат,

      Дробя стекло, кует булат.

 Нельзя любить свою нацию и не верить в нее: ибо «родина есть такая  духовная сила, пребывание в которой дает твердое ощущение ее блага, ее правоты, ее энергии и ее грядущих поколений».

    Каковы истоки такого социального феномена, как нация? Первой специфически человеческой формой общности, пришедшей на смену   первобытному стаду, является род — кроено-родственное   объединение людей, основная ячейка общества. Род составляла группа людей, объединенных  узами кровного родства, коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также   общностью языка, нравов, традиций.

     Объединение нескольких родов составляло племя — тип  этнической общности и социальной организации людей. Его характерные черты: общая территория, обычно отграниченная от с соседних племен естественными рубежами; экономическая общность   и взаимопомощь членов данного племени, выражавшаяся, например, в коллективной охоте; общность  языка,  сознания; общность   происхождения и кровно-родственные связи. Вследствие образования союзов племен, сопровождавшегося усилением межплеменных    хозяйственных и культурных связей, военных столкновений, миграции населения, вызванных увеличением численности людей, возникновения частной собственности происходили  постепенное смешение племен, замена прежних кровно-родственных связей территориальными и появление новой формы  исторической общности - народности.

      Народности обычно складывались из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку. Например, польская народность формировалась из славянских племен: полян, вислян и т.д.;

    немецкая — из германских племен: швабов, баварцев и др. Народности возникали и из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими. Например, французская народность сложилась из римских колонистов, галльских и германских племен: франков, вестготов, бургундов и др. В процессе складывания народности по мере усиления связей между ее отдельными частями язык одного из этнических компонентов  (более многочисленного или более развитого) превращался в общий язык народности, а остальные племенные  языки низводились до роли диалектов, а иногда и совсем исчезали. Формировалась территориальная,  культурная  и  в известной степени экономическая общность, не  имевшая зачастую устойчивого характера. Народность —  это языковая, территориальная,культурная общность людей. Одним из показателей новой общности является собирательное имя, под которым народность становилась известной соседям, например «Русь» для восточнославянских племен, которые консолидировались к IX—XII вв. в древнерусскую народность.

   Становление государства способствовало упрочению народности. Но в процессе исторического развития народности могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку.

   С развитием капиталистических отношений усиливались экономические и культурные связи, возникал национальный рынок, ликвидировалась хозяйственная раздробленность данной народности и различные ее части сплачивались в национальное целое: народности превращались в  нации.

   Нации  возникли как из родственных друг другу племен и народностей, так и из людей неродственных племен, рас и народностей. Например, русская нация развилась из русской народности, которая в свою очередь сложилась из родственных друг другу по происхождению и языку восточнославянских племен. Вместе с тем в нее влилось немало элементов из окружавших ее западных и южных славян, германских, финно-угорских, тюркоязычных народностей и т.д.

   Особенности исторического прошлого, образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, географической и экономической среды, быта, традиций — все это накладывает отпечаток на духовный облик нации, создает особенности национального характера.

    История как  бы  «вышивает»  своеобразные  национальные

  «узоры», уникальность которых обладает неповторимой самоценностью. Кто знает, быть может, народы, нации и поколения всегда уникальны именно для поддержания некоей тайной исторической  гармонии, именуемой зачастую историческим  разумом. Нации отличаются друг от друга главным образом по их всемирно-исторической роли: каждая нация внесла и вносит свой посильный вклад

  в сокровищницу мировой цивилизации и культуры. У нации есть не   только особенное —  то, что отличает  ее от других наций, но и общее — то,  что объединяет некоторые из них: есть различные нации, говорящие на одном языке, или живущие на общей территории, или  имеющие  много общего в  своей истории, культуре,   быту, психологии (например, англичане  и североамериканцы).

    Разум истории создал великое многообразие наций, и все они   вкупе являют своего рода особый букет цветов в саду социального бытия, где каждая нация обладает своим уникальным ароматом,  как бы светится своей особой аурой. В этом  отношении нация в каком-то смысле  сравнима  с личностью. И сколько бы выиграло бы человечество, если бы люди и народы научились ценить чужие национальные особенности, как свои собственные.

    Национальное самосознание  и национализм. Общий климат

национальных отношений в огромной мере зависит от гражданской зрелости каждого человека  и глубины понимания коренных интересов своего народа и общества в целом. Это основа национального самосознания.

   Национальное самосознание  способствует общекультурному

возвышению нации, ее историческому развитию в соцветии другими нациями.

   В процессе  воспитания и образования человека происходит формирование вкусов к национальному искусству, почтительности к национальным обычаям и нравам, традициям, чувство гордости героями своей истории, культуры,  память о которых живет в душах людей передаваясь от поколения  к поколению. Это способствует единению народности и нации как особой общности. Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к

восприятию идеи о человечестве, осознает необходимость бережного и максимально осторожного отношения ко всему национальному, начиная от природы и кончая утонченными сферами  искусства и легко уязвимым чувством национального достоинства. По словам Г. Гегеля, «можно заметить, что национальная психология обладает удивительно большой устойчивостью: арабы, например, и в настоящее время повсюду проявляют себя совершенно так же, как их

описывали  в древнейшие времена»'. Исторический опыт свиде-

тельствует об устойчивости национального чувства.

Чаадаев писал:

    «Любовь к Родине — вещь прекрасная, но есть кое-что и повыше — любовь к истине. Этого мы не должны забывать  никогда, потому, что слепая  любовь к отечеству роднит нас  с инстинктивным патриотизмом и приводит   народы иногда к чванству, самомнению, самопревозношению, тому трескучему, тупому, наносно-болтливому национальному тщеславию, которое часто   является достоянием людей не только малокультурных, но и образованных» .

    Тот или иной народ, если он хочет жить полнокровной нац нальной жизнью, не может оставаться лишь одной из наций в море других наций -- ему необходимо перерасти самого себя, почувствовать себя больше, чем данная национальность сама в себе: он  должен погрузиться в сверхнациональные интересы, во всемирно историческую жизнь человечества. Для любого народа, имеющего  великие природные и исторические данные, совсем не естественно  замыкаться в самом  себе и жить только для себя, постоянно подчеркивая свое национальное Я, а хуже того — навязывать его другим. Это значило бы отказаться от истинного величия и личностно национального  достоинства,  по существу отречься от себя и от

 своего призвания и роли во всемирно-историческом прогрессе человечества.

    Есть простая истина: чем выше национальное самосознание народа, чем сильнее чувство национального достоинства, с тем большим уважением и любовью он относится к другим народам. Любой  народ становится духовно богаче и краше, когда сердце его согрето  уважением других народов: без подлинной любви к человечеству  нет и не может быть настоящей любви к родине.

                 

Кл. руководитель Мухортова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики

Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...

Классный час с использованием технологии этического диалога на тему "Легко любить всё человечество, соседа полюбить сумей".

Классный час составлен в технологии этического диалога А.И. Шемшуриной. Данный классный час был составлен и проведен в рамках участия в конкурсе "Самый классный классный -2013" и получил победу в номи...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Классный час . Огонь друг и враг человечества

Разработка состоит из трех блоков :информационного, художественно- сценического, практических знаний и навыков. Информация с элементами рассказов, сказок, загадок, стихотворений интересна и увлекатель...

Классный час "СПИД -смертельная угроза человечеству".

Классный час для учащихся 10-11 классов....

"Легко любить всё человечество. Соседа любить сумей" (классный час)

Классный час "Легко любить всё человечество. Соседа любить сумей"...

Классный час по антитеррористической безопасности на тему «Терроризм- самое большое зло человечества»

Данная методическая разработка классного часа по антитеррористической безопасности на тему  «Терроризм- самое большое зло человечества» предназначена для учащихся 5 класса....