Цена ломтика
классный час по теме

Киреева Раиса Васильевна

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлеборобов; воспитать чувство   бережного отношения к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentaciya_hleb.doc65.5 КБ
Файл prezentaci_slaydy.rar2.27 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сузгарьевская СОШ»

ЦЕНА ЛОМТИКА

(Классный час)

Провела: Учитель начальных классов

Киреева Р.В.

Сузгарье

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлеборобов; воспитать чувство   бережного отношения к хлебу.

 Оформление: пословицы о хлебе, выставка хлебобулочных изделий, рисунки учащихся.

Ход мероприятия (Слайд1).

Учитель. Ребята, мы сегодня собрались здесь поговорить о хлебе - чуде земли, чуде труда человека, о его пользе, о тяжелом труде хлеборобов.

(Слайд 2).

1-й чтец. Слава миру на Земле!

2-й чтец. Слава хлебу на столе!

1-й чтец. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

2-й чтец. С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

— Дорогой наш  гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

(ученик вручает хлеб-соль гостям праздника)

Учитель. Нашу встречу мне хочется продолжить стихотворением Александра Балина:

Вот хлеб — высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда.

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под черно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?!

Их много — всяческих преград —

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два.

 Народной мудрости слова:

 «Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит».

 И если ты не глух, не слеп,

 Цени народный, трудный хлеб.

Учитель. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ сложил пословицы «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб - кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет». (Слайд 3). Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой. А мы порой забываем об истинной цене хлеба, который вобрал в себя великий труд не одного человека, труд многих людей.  А как он пришел к нам на стол? Много людей помогало ему в этом: и тот, кто пахал землю, сеял, убирал, и тот, кто потом  хлеб молол, а потом испек. Трудно, тяжело достается хлеб. Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он занимает важнейшее место в жизни человека.

(Слайд 4)

Ученик. Мы золотые зернышки

Живем лучистым светом,

Мы дружим, неразлучные,

Под вьюгами и тучами.

Мы чистые, струистые.

Мы ветерком провеяны.

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны.

Мы людям так нужны.

Ведь не сразу стали зерна

 Хлебом, тем, что на столе,

Люди долго и упорно.

 Потрудились на земле! (Слайд 5)

Учитель. Борьба за хлеб продолжается и сейчас. Не зря взрослые говорят:

Ученица. (Слайд 6). Стихотворение И. Сенченко «Хлеб святой»

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелек

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер, да вода.

Перед ним на цыпочках тракторист шагал,

В сеялки и бороны трактор запрягал.

Перед ним, малюсеньким, крошечным зерном

Долго думу трудную думал агроном.

Для него, для зернышка, через всю страну

Комсомольцы ехали жить на целину. 

Учитель. Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто зеленое поле. Святое дело – вырастить хлеб. Разве можно найти профессию, более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба!

(Слайд 7).

Руки человека

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут,

Спасибо вам руки.

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно!

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,

И если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду,

И колосом стану,

и к людям приду»

 Учитель. (Слайд 8). День и ночь - в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и противоборстве с природой. Какой же он, хлебушко?

Ученица. (Слайд 9).

Вон - он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый

Словно солнцем залитой.

В нем здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло,

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нем.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Учитель. Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

Ученик. (Слайд 10).

Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Мы говорим - хлеб.

(Слайд 11).

Золотой простор бескрайний

Там работают комбайны.

Мы говорим - хлеб.

(Слайд 12).

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим - хлеб.

(Слайд 13).

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим - хлеб.

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб! (Слайд14).

Учитель. Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученик.

Свежий хлеб!

Он пахнет небом, пахнет ранним ветерком.

Зернами, что стали хлебом,

Спелым, спелым колоском!

А еще, еще работой!

Кто-то хлеб тот убирал,

На муку молол,

А кто-то пек его и продавал.

Учитель. (Слайд 15). Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который  умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его  могли себе позволить купить только очень богатые люди. Хлеб – это самый дорогой плод нашей  матери – земли и рук человеческих.

Ученица. 

Тем, кто хлеб печет чуть свет,

Шлет пшено на кашу.

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет,

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари!

Учитель. Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас? (Ответы детей) Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому что в хлебе много питательных веществ - белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человек получает от хлеба.

Учитель. Хлеб... Наскучит ли он?

Ученица.

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

 Без него человеку беда.

Учитель. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети. (Слайд 16). За 1941 - 1945 года страна получила 69 миллионов тонн зерна. Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

Учитель. Был хлеб всегда в почете на Руси -

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать?

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

Ученик. В дыму ленинградское небо,

 Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм. (Слайд 16).

( Ученик выносит на подносе 125 граммов черного хлеба).

Учитель. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. Рабочие получали по 250 г  хлеба, а жители города – 125г. (Слайд 17). 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. (Слайд 18). На Пискарёвском кладбище тысячи могил. (Слайд 19). Около них много людей. Они всегда стоят, молча, и плачут. На могилах среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба.

        В Музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить — назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. (Слайд 20). Суровая правда тех блокадных дней, запечатленная в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой, потрясла весь мир. Прочтем их и мы. (Зачитываются строки из дневника.) 

 «Женя умерла 28-го декабря в 12 часов утра 1941 г. 

Бабушка умерла 25-го января в 3 ч. дня 1942 г. 

Лёня умер 17 - го марта в 5 ч. утра I942 г.

Дядя Вася умер 13 - го апреля в 2 ч. ночи 1942 г.

Дядя Лёша умер 10 -.го мая в 4 ч. дня 1942 г.

Мама - 13 -го мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»

Умирающую Таню удалось вывести с детским домом в посёлок Шатки Горьковской обл., но истощённая голодом, девочка умерла.

Учитель. Нельзя остаться равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало « крошечки» хлеба, и они умирали. Ведь  есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово — «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

Ученик. Корочка хлеба.

Хлебная крошка,

Что это — много или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение С.В.Михалкова «Булка».

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой? – спросили дети.

Забыв на время про футбол.

- Я – пекарь! – человек ответил.

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Учитель. Ребята, это не про вас поэт написал?

УченикЗерна наших дней, светитесь

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной

Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь.

Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!

Учитель. Ребята, всегда ли мы бережем хлеб? Как вы обращаетесь с хлебом? (Ответы детей). В нашей школьной столовой как дети нашей школы относятся к хлебу? Как мы все должны обращаться с хлебом?

Ребята, давайте вспомним правила, которые все должны знать: (Слайд 21).

  1. Мой руки перед едой.
  2. Бери хлеба столько, сколько съешь.
  3. Нельзя играть с хлебом.
  4. Никогда не бросай хлеб.
  5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

(Слайд 22).

        Знаете, ли вы, что для выпечки одного батона требуется более 10 000 зерен. Сколько же зерен нужно, чтобы накормить народ страны?

         Знаете ли вы, что если каждый человек за I день не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит у нас в интернате 5 кг хлеба, которыми можно накормить 10 человек за день, 300 - за месяц; 3 600 - за год.

Учитель. (Слайд 23). Ребята, помните эти замечательные слова:

«Хлеба к обеду в меру бери.

Хлеб драгоценность, им не сори!»

Их мы подарим нашей школьной столовой, чтобы их читали все ученики школы и ценили хлеб.

Учитель. Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу.

       Ребята, а что вы должны сделать, чтобы вырасти достойными гражданами своей страны и хлеб ваш был честным? (ответы детей)

I. Вспомните, какие пословицы, вы знаете о хлебе?

1. Хлеб - всей жизни голова.

2. Худ обед, коли хлеба нет.

3. Хлеб в закромах - счастье в домах.

4. Не красна изба углами, красна пирогами.

5. Хлеб да вода здоровая еда.

6. Без хлеба нет обеда.

7. Хлеба ни куска, так и в горле тоска.

8. Хлеб на стол, и стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска.

9. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах

II. Составьте  пословицы из половинок.

Хлеб - батюшка                  Когда хлеба нет

Хлеб да вода                  Худая беседа

Худ обед                             Вода – матушка

Без соли, без хлеба         Здоровая еда

Хлеба ни куска                   Так и в горнице тоска

Ответы:

Хлеб – батюшка, вода – матушка

Хлеб да вода – мужицкая еда

Худ обед, когда хлеба нет

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска

Без соли, без хлеба, худая беседа

III. Доскажите вторую часть пословицы. (Слайд24).

  1. Не шуба греет, а… (хлеб)
  2. В дороге хлеб не …   (помеха)
  3. Не будет хлеба,…        (не будет и обеда)
  4. Без соли не вкусно, а без хлеба…  (несытно)
  5. У кого хлебушко, у того и…   (счастье)
  6. Хлеб всему…       (голова)
  7. Без печки холодно – без хлеба…   (голодно).

Учитель.  Самое ценное, по-особому нам дорогое, мы частенько называем золотым. Не в честь золота, из которого кольца льют, – в честь того золота, что ближе к осени зрелой нивой по полю разливается.

– «Золотая пора» – значит, лучшая.

– «Золотое зерно» – значит, уродился хлеб на славу и славой обернется он для тех, кто вырастил его.

Учитель преподносит хлеб учащимся. Выходят 2 учащихся с рулоном бумаги и по очереди зачитывают клятву, вместе со всеми повторяя слово «клянемся!»

– Принимая самое святое – хлеб, торжественно клянемся:

1.        Бережно относиться к хлебу; Клянемся!

2.        Помнить, что брошенный кусок хлеба мог бы спасти чью – то жизнь во время войны; Клянемся!

3.        Не забывать, что люди, спасая хлеб, отдают самое дорогое – жизнь. Клянемся!

4.        Верность этой клятве обещаем провести через всю жизнь! Клянемся!

Заключение: (Слайд 24).
       К концу подошла наша встреча. Уверена, что вы будете бережно относиться к хлебу и никогда не возьмёте его грязными руками, возьмёте столько, сколько сможете съесть. Знайте, что презрения достоин тот, кто бросает хлеб – основу человеческой жизни. Ведь в него вложен труд, любовь многих людей, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки.
 

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает.

Ученики. (По очереди). Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. (Хором.) Народ! 

Учитель.  Низко поклонимся им.

Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ "Да здравствует Ломтик!"

Этот рассказ-притчу я написала для своих учеников....

Ценность ценна когда ее ценят

Классный час, посвященный ценностям семьи....

"Цена любви ценою жизни целой"

Урок-исследование "Цена любви ценою жизни целой".Современное прочтение повести "Бедная Лиза"...

Вязание брелока «Ломтик арбуза»

Связанный крючком брелок для ключей или других небольших предметов. «Ломтик арбуза» может послужить приятным подарком. В данной разработке описан процесс вязания брелока в виде арбузного ломтика. Эта ...

"Цена ломтика" заседание клуба

Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлеборобов; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу....

План-конспект урока по экономике на тему: "Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены".

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об уровне и механизмах формирования мировых и внутренних цен, базисных и контрактных, оптовых и розничных....

Тренинг "Ценить себя, ценить других"

Профилактика буллинга в школе. Для обучающихся 5-7 классов...