Главные вкладки

    Этикет и мы. Классный час.
    классный час (9 класс) по теме

    Аверина Надежда Петровна

    Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igra_-_etiket_i_my_-_9-11_klassy.doc101 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дьячинский филиал МБОУ Алгасовской СОШ

    БРЕЙН-РИНГ

    Аверина Надежда Петровна

    Дьячи 2012

    Аннотация

    Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.

    Введение

            Каждый день, приходя на остановку общественного транспорта, я ловлю себя на мысли: ещё лет 5 назад не было очереди, а точнее, живой стены, стоящей на бортике, чтобы первым войти в автобус или троллейбус; не было столько негатива по отношению друг к другу.

             Идя по тротуару семьёй ловлю себя на мысли, что уступает дорогу навстречу идущему только моя семья, и даже при этом тебя все равно плечом зацепят.

              Находясь в театре, музее, ловлю себя на мысли, что встречающиеся дети, подростки, постоянно что-то жуют: не за прекрасным, светлым и вечным они приходят сюда, а чтобы  попасть в буфет.

              Возвращаясь с работы домой, сплошь и рядом пары: девушка, парень и обязательно бутылка пива, не букетик цветов, не символический подарок, а бутылка пива.

              А когда проходят уроки, я ловлю себя на мысли, что большинство учащихся только и думают о том, как бы побыстрее достать мобильник и наконец-то заняться своим любимым делом: обзвонить всех одноклассников; прослушать мелодии; запечатлеть на память какие-то физиономии с помощью цифровых фотокамер, встроенных в мобильник.

              И самое ужасное, когда уйма отрицательных эмоций тебя постигнет за один день, тогда ты и задумываешься, а что ты – куратор, можешь изменить? Ещё больше ужасно, что осознаёшь «Один в поле не воин». Если нет поддержки, идущей из семьи – никто: ни куратор, ни преподаватели, ни администрация школ, лицеев и других заведений, никто не сможет полностью искоренить хамство и невежество.

              Если у ребёнка родители – невежи, он будет ещё хуже!

               Но так как мы сами выбираем себе профессию, то остаётся быть оптимистами и в миллионный раз себе говорить: «Всё равно, хоть маленькая частичка того, что я говорю, что я делаю, чему я учу, должно дойти до сознания каждого подопечного».

               В связи с этим, я не устаю говорить своим учащимся о хороших манерах; своим поведением показывать их в ходу.

               Но что приходиться выслушивать в ответ – это другой вопрос «Кто хорошие манеры соблюдает? Если только Вы, да и то, наверное, не всегда». «Зайдите в транспорт, у меня на ноге простояла бабка 30 минут, как ни просил её подвинуться»…

              Всё перечислять не стану. Но горько то, что общество стало диким, безнравственным, бескультурным, а, значит, и дети таковы же.

              И всё – таки, что бы внести посильную лепту в воспитание подрастающего поколения, я не устаю с ними беседовать на темы:

    1. «Что такое этикет»
    2. «Несложный этикет за столом»
    3. «В театре»
    4. «Приветствие»
    5. «Светское общение»

    А разработка «Этикет и мы», обобщающая все предыдущие.

    Основная часть

    1.  Направление социально – педагогической (психологической) деятельности, по которому проводилось данная работа – это, конечно те же, воспитание нравственности (умение видеть и ценить прекрасное).

    1. При подготовке материалов использовала журналы «COSMOPOLITAN» 1997 – 2004 г.г, книгу «Этикет в вопросах и ответах» В.В. Кобзевой /Москва 2000 г./; журнал «ЕLLE - Декор» - 20004 г.

    1. Цель: усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и    общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

    1. Форма: брейн – ринг.

    1. Подготовительная работа:
    1. группа разделилась на 6 команд по 5 человек; из них 4 команды – выступающих; 2 команды – организаторов
    2. каждая выступающая команда выбирает капитана, готовиться по данной теме 1 неделю; команды – организаторы готовят музыкальное оформление; декорации, звуковые сигналы
    3. вопросы записаны на отдельные карточки с чёткими формулировками правильных ответов
    4. выбирается жюри из преподавательского состава

    1. Правила игры:
    1. Игра идёт до 8 заданных вопросов каждой команде; в 1-м туре участвуют по две команды и во 2-м туре – следующие 2 команды
    2. Очередность команд в игре определяется жеребьёвкой (предварительной ).
    3. На обсуждение даётся максимум – минута.
    4. Право ответа предоставляется команде, первой, подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты.
    5. Из двух пар команд выбираются сильнейшие, которые и играют в финале.

    1. Накануне мероприятия проводим с ребятами тест: «На высоте ли ваши манеры? »
    1. Ваш гость случайно выливает себе на брюки вино. Вы…
    1. пытаетесь остроумной репликой подбодрить его
    2. кидаетесь к нему на помощь
    3. никак не реагируете
    1. Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?
    1. извинюсь перед ней;
    2. отдам ей деньги;
    3. куплю ей точно такую же;
    1. Концерт, на который вы пришли, оказался весьма скверным. Вы решили уйти с него. Когда это лучше сделать?
    1. сразу же;
    2. в антракте;
    3. по окончании любой песни
    1. Надо ли стучаться, входя в чей – либо служебный кабинет?
    1. да, мало ли что делает хозяин;
    2. нет, так как на рабочем месте о приватности речь не идёт;
    3. только в кабинет начальника;
    1. Вас пригласили на деловой ужин. Произнесён тост. До того, как опустошить бокал, надо…
    1. чокнуться с сидящим рядом;
    2. чокнуться со всеми;
    3. поднять бокал и обвести глазами присутствующих;
    1. Ваш собеседник чихнул несколько раз к ряду. Вы…
    1. промолчите;
    2. скажите ему 1 раз «Будь здоров»;
    3. будете желать ему здоровья после каждого «чиха»;
    1. Вы опоздали на рандеву минут на 15. Что будете делать?
    1. ничего;
    2. извинюсь;
    3. сошлюсь на веские причины.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    а

    1

    1

    1

    1

    3

    5

    5

    б

    3

    3

    5

    5

    1

    3

    3

    в

    5

    5

    3

    3

    5

    1

    1

    Все ребята по итогам опроса попали в предел: от 15 до 29 баллов, что означает: «В плане этикета Вы относитесь к большинству людей, которые более – менее знают азы хорошего тона. Но порой Вы допускаете досадные ошибки в мелочах».

    Для I тура предлагались следующие вопросы:

    1. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?

     /может, если в беседу его вовлекут старшие/

     1. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти?/лучше воздержаться от подобного момента/

    2. Следует ли деловому мужчине одеваться слишком модно?  /нет. Это считается дурным вкусом, однако на шляпу, перчатки, ремень, часы, туфли следует обратить особое внимание: по ним зачастую судят об элегантности и даже порядочности мужчины /

     3. Как подобрать носки к деловому и праздничном костюму? / носки подбираются в тон: их цвет должен соответствовать цвету костюма и обуви /

     4. Нужен ли галстук в костюме мужчины?/Да, непременно, галстук – важнейшая деталь в костюме мужчины. Это показатель вкуса и статуса владельца /

     5. Какой должна быть длина галстука?/Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня/

    6. Если опоздали в театр, куда садиться? Нужно ли искать своё место?

    /нет, необходимо сесть на ближайшее свободное место/

    7.  Как мужчины и женщины супру-ги должны сидеть за столом?

    / не садятся рядом: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами /

    8.  Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый?/ входит всегда первой дама /

    2. Какого цвета предпочти-тельнее подобрать костюм деловому человеку?

    /Темно – синий, темно – серый, костюм в светлую вертикальную полоску/

    3. Каким должен быть тон разговора?

    /разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном/

    4. Должен ли пиджак быть застёгнут на все пуговицы?

    /нижняя пуговица на пиджаке не должна застёгиваться/

    5. Какая допускается рубашка под пиджак?

    /только с длинным рукавом, манжеты должны быть видны из-за рукавов на 1,5 – 32 см., плотно прилегать к руке./

    6. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?

    /ищет и ведёт до места - мужчина/

    7. Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину?

    /да, если это пожилой человек/

    8. На улице кто должен здо-роваться первым: стоящий или проходящий?

    /проходящий/

    Для II тура предлагались следующие вопросы:

    1. Кто первым здоровается – мужчина или женщина?

    /первым следует здороваться мужчине/

    2. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или  тот кому звонят?     /позвонивший

    1.  Кто первым здоровается при     входе в помещение?      /первым здоровается всегда входящий/

    2. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен  перезвонить?       /позвонивший/

    1. При входе или выходе из общественного транспорта, кому отдаётся первенство? / выходит (садиться) первой дама. Выходит первым - мужчина/
    2. Как вести себя, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить? /Изо всех сил нужно постараться скрыть своё психологическое состояние/
    3. Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? /Умело подобранные духи/
    4. Можно ли обсуждать зарплату свою и других людей? / Это не принято/
    5. Можно у потреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? / односложных вопросов     и     ответов       следует

          избегать/

    1. Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки? /нет, у женщины немаловажное преимущество – при рукопожатии им не нужно снимать перчатки/

    3. Пара поднимается или спу-скается по лестнице. Кто идёт первым? /Вверх – мужчина; вниз - дама/

    4. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? / Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику/

    5. Каковы наиболее характерные места тела, на которые наноситься духи? /мочки ушей, ямки на шее, изгибы рук, запястья/

    6. Можно ли обсуждать с собеседникам возраст присутствующих? /Этой темы лучше избегать, особенно когда речь идёт о женщинах и пожилых людях/

    7. Можно ли во время беседы с кем  - либо смотреть телевизор или листать журнал, рыться в сумке и т.д.? /Нельзя, это не вежливо/

    8. Можно ли прерывать собеседника? /нет, нужно дать собеседнику высказаться /

    Перед финальной игрой зачитываются результаты проведённого теста – контроля по вопросам, составленным куратором.

    1. Имеет ли для меня значение как одет преподаватель?
    2. Как должна одеваться женщина – преподаватель?
    3. Как должен одеваться мужчина – преподаватель?
    4. Должен ли преподаватель следить за  своей причёской?
    5. Каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия?
    6. Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося?

    Тест – контроль показал: оказывается из 22 опрашиваемых:

    1. для 15 человек не имеет никакого значения, как одет преподаватель, и только 7 человек обращают на это внимание
    2. уже 16 человек склонились к деловому костюму или одежде в классическом стиле; а 5 человек указали на опрятную и удобную одежду; 1 человек упомянул не слишком вызывающую одежду
    3. тот же самый результат получился и при ответах на вопрос «как должен одеваться мужчина - преподаватель». 17 человек – за деловой костюм, 5 человек – за удобную и опрятную одежду.
    4. Все без исключения учащиеся заметили, что преподаватель должен следить за своей причёской.
    5. На вопрос «каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия? » 6 человек ответили, что спокойным и строгим; 5 человек – громким и внятным; 3 человека – в зависимости от поведения учащихся; 5 человек – отметили « нормальный » тон, хотя что они вкладывали в понятие « нормальный», мы не знаем; и наконец 1 человек отметил, что преподаватель должен общаться тоном внутреннего распорядка учебного заведения.
    6. На вопрос « Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося? »: 6 человек ответили коротко и лаконично – «Рапорт» и следовательно доложить начальству; 5 человек посоветовали повысить голос и сделать замечание либо предупреждение (правда каких не указали); 2 человека предложили провести «5 – ти минутную» лекцию «как надо разговаривать со старшими», или просто разъяснительную беседу; 1 человек посоветовал поставить нарушителя «на место», правда как и на какое не указал; и, наконец, последний человек, давший чёткий ответ, предложил выгнать нарушителя.

    Для финала предлагались следующие вопросы:

    1.Как положено есть птицу и дичь?

                          / вопреки существующему мнению их не едят руками, а с  помощью ножа и вилки (но хозяева должны разрезать блюдо на удобные порционные  кусочки) /

    1. Что нужно сделать если Вы уронили нож или вилку?

                             / не суетиться а спокойно попросить заменить их/

    1. Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? Как должен именинник поступить с подарком?

                              /- цветы держать в левой руке

                  - подарок вручают в развёрнутом виде или красивой       упаковке

                                      -   Хозяин обязательно должен раскрыть подарок /

    2. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в выходные и   будние дни?

                                / в будни: с 8.00 до 10.00

                                  в выходные и праздники: с 9.00 до 11.00/

    3. Как положить нож и вилку, если Вы не закончив есть решили сделать паузу?

                                / нужно их положить крест накрест. Если закончили  есть параллельно друг другу/

    3. Что нужно сделать, если Вы обнаружили, что лакомый кусочек оказался слишком горячим?

                                / Надо постараться проглотить его без особых гримас и запить холодной водой /

    4. Стоит ли прислушиваться к критике и советам? Почему?

                                /  стоит, так как:

                                           -    нет бесполезной критики

                            - необходимо деловое восприятие критики вне      зависимости от того, кто критикует и в какой форме./

           4. Как лучше реагировать на комплимент?

                                          / скромно поблагодарить /

    В заключении командирами команд проводиться сервировка стола

    Заключение

    Несмотря на то, что на первый взгляд идея была не нова, ни по названию, ни по форме, ребята поддержали её и провели все так, как и хотелось бы видеть.

    Самое отрядное, что многие из тех, кто неправильно отвечал на вопросы, ещё раз после игры подошли и переспросили верные ответы на заданные вопросы. В связи с этим хочется верить, что в любой обстановке ребята всё – таки вспомнят о том, что хотели донести до их сознания их преподаватели и воспитатели, и я думаю применят свои знания на практике, в жизни.

    Не очень приятно, но всё же, как обычно, возникают определённые трудности с техническим оснащением подобных мероприятий. Ведь вся техника у куратора; преподавателя должна быть на его рабочем месте (начиная от магнитофона, каких –то звуковых игрушек, заканчивая компьютером), тогда и работа облегчится и станет качественнее.

    И всё же результаты проведённой работы оказались положительными: никто из учащихся не остался равнодушным, а это то, к чему мы стремимся.

    Список используемой литературы

    1. Аджиева Е.М, Байкова Л.А. и другие  « 50 сценариев классных часов » /М., Центр «Педагогический поиск», 2002 – 158 ст./

    1. Кобзева В.В  « Этикет в вопросах и ответах», /М., ФФИР – ПРЕСС, 2000 – 288 ст. /

    1. Журнал « COSMOPOLITAN », декабрь 1997г – 93ст.

         4.  Журнал «ЕLLE - Декор», сентябрь - 20004 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Речевой этикет"

    Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....

    Сценарий классного часа "Позвони мне позвони" Этикет разговора по телефону.

    СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА«Позвони мне, позвони».этикет разговора по телефону.Цель:Сформировать представление учащихся о культуре общения по теле...

    Классный час для 8 класса "Правила этикета"

    В разработке говорится о правилах этикета, о том, что такое этикет. Проводится с учащимися анкетирование по этой теме, чтобы выявить знания по правилам этикета. Приводятся сведения об этикете  в ...

    Классный час "Что такое этикет? Это-можно, это - нет"

    Основные правила поведения в обществе людей называют этикетом. В один из исторических дней 17 века у французского короля Людовика 14 состоялся прием. Людовик, имевший громкое прозвище «король-солнце» ...

    Классный час "Этикет и мы"

    В работе приводится план-конспект классного часа "Этикет и мы". Цели: Усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми....

    Классный час "Правила этикета"

    Классный час можно провести влюбом классе. Речь пойдет о нормах поведения....

    Элементарный этикет современного человека.Классный час 3-4 класс.

    Ежедневно - в школе и дома, на улице и в гостях - мы все, взрослые и дети, действуем в соответствии с определенными правилами поведения. И то, что на первый взгляд кажется совсем простым, на деле оказ...