Интеллектуально-познавательная игра "Путь мужества и славы"
методическая разработка (9 класс) на тему

Аверина Надежда Петровна

Интеллектуально-познавательная игра "Путь мужества и славы", посвященная Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon put_muzhestva_i_slavy._int-pozn.igra_.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дьячинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ

«Путь мужества и славы»

Интеллектуально-познавательная игра,

посвящённая 65-летию Великой Победы

                                                                                                Аверина Н.П.

2010 год

Правила игры:

1-й вариант.

1. В игре принимают участие все желающие.

2. На обратной стороне «звёзд» написаны названия туров.

3. Участники по очереди берут звёзды и отвечают на вопросы туров.

4. За правильный ответ игрок получает звезду (медаль).

5. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество звёзд (медалей).

2-й вариант.

1. В игре принимают участие две (или несколько) команд.

2. Команды по очереди отвечают на вопросы.

3. За правильный ответ получают звезду (медаль).

4. Если команда дала неправильный ответ, на вопрос могут ответить соперники и получить дополнительную звезду (медаль).

5. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество звёзд (медалей).

Ход игры:

Чтец. Я помню страны позывные,

Они раздавались везде –

На пункты идти призывные,

Отечество наше в беде.

Живыми вернуться просили.

Живыми вернулись не все,

Вагоны идут по России,

По травам её, по росе.

И брат расставался с сестрою,

Покинув детей и жену.

Я юностью связан с войною,

И я ненавижу войну.

Я знаю, я понял, как важно

Веслом на закате грести,

Сирени душистой и влажной

Невесте своей принести.

Я видел и радость и горе,

И я расскажу молодым,

Как дым от пожарища горек

И сладок Отечества дым.

            (Г.Шпаликов. Я жизнью своею рискую…)

1-й ведущий. Течёт река времени. Минуло 65 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

1 тур.  Разминка.

1. Вооружённые силы государства?                (Армия)

2. Какой город спасла «Дорога жизни»?              (Ленинград)

3. Начальник войск крепости или укреплённого района?          (Комендант)

4. Геройская дивизия, принявшая на себя удар на подступах к Москве?

                                                                                                («Панфиловская»)

5. Начало контрнаступления под Москвой?                     (5 декабря 1941 г.)

6. Лучшая оборона - …                        (нападение)

7. Битва, ставшая коренным переломом в ходе ВОВ?       (Сталинградская)

8. Лучший советский танк второй мировой войны?                        (Т – 34)

9. Что скрывалось за операцией «Суворов»?        (Освобождение Смоленска)

10. Высшее командование армии?                            (Генералитет)

11. Верховный главнокомандующий ВОВ?               (Сталин)

12. Партизанка, наша землячка, зверски замученная в с.Петрищево под Москвой?                                                                          (Зоя Космодемьянская)

13. Руководитель подпольной организации «Молодая гвардия»?    

                                                                                       (Олег Кошевой)

14. Род войск, называемый бойцами «Богом войны»?     (Артиллерия)

15. Неофициальное ласковое название бесствольных систем полевой ракетной артиллерии?                                                 (Катюша)

16. Маршал, чья армия была обречена на гибель под Сталинградом?(Паулюс)

Чтец. Ну что с того, что я там был.

Я был давно. Я всё забыл.

Не помню дней. Не помню дат.

Ни тех форсированных рек.

    Я неопознанный солдат.

    Я рядовой. Я имярек.

    Я меткой пули недолёт.

    Я лёд кровавый в январе.

    Я прочно впаян в этот лёд –

    Я в нём, как мушка в янтаре.

Ну что с того, что я там был.

Я всё забыл. Я всё забыл.

Не помню дат. Не помню дней.

Названий вспомнить не могу.

    Я топот загнанных коней.

    Я хриплый окрик на бегу.

    Я миг непрожитого дня.

    Я бой на дальнем рубеже.

    Я пламя Вечного огня

    И пламя гильзы в блиндаже.

Ну что с того, что я там был.

В том грозном быть или не быть.

Я это всё почти забыл.

Я это всё хочу забыть.

    Я не участвую в войне –

    Война участвует во мне.

    И пламя вечного огня

    Дрожит на скулах у меня.

Уже меня не исключить

Из этих лет, из той войны,

Уже меня не излечить

От той зимы, от тех снегов.

И с той землёй, и с той зимой

Уже меня не разлучить

До тех снегов, где вам уже

Моих следов не различить.

    Ну что с того, что я там был!..

             (Ю.Левитанский. ну что с того, что я там был…)

2-й ведущий. 9 мая в нашей стране прогремит салют Победы – победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Путь к ней был труден и долог. 1418 дней войны. И в каждом из них – боль и горечь утрат, радость больших и малых побед. Мы обязаны знать и помнить прошлое нашей страны. Писатель Константин Симонов сказал: «В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы наш народ не выстоял, не выдержал этих четырёх страшных лет. Кто предскажет, каким стал бы земной шар, если бы не воля и сила советского народа?»

2 тур. Звёзды славы – звёзды бессмертия.

1. Какие города носят почётное звание Город-герой?

     (11 городов: Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Волгоград, Киев,    Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Брест)

2. Кого из героев битвы под Москвой вы знаете?    (Герои-панфиловцы, генерал Доватор, В.Талалихин, Зоя Космодемьянская)

3. Перед входом в бывший фашистский концлагерь Маутхаузен стоит скульптура. Её автор – советский скульптор В.Цигаль. Кого он изваял?

                                                                                      (Генерала Карбышева)

4. Каких полководцев и военачальников Великой Отечественной войны вы знаете?      (Г.Жуков, А.Василевский, И.Конев, Р.Малиновский, К.Рокоссовский, С.Тимошенко и др.)

5. О людях какой профессии эти строчки:

    От Москвы до Бреста нет такого места,

    Где бы не скитались мы в пыли…         (Военные журналисты)

6. Разведчики, водрузившие знамя Победы над Рейхстагом?

                                                                                        (Егоров, Кантария)

7. На поле боя он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. Назовите имя героя.                                                   (Александр Матросов)

8. Назовите имя пионера-героя Советского Союза, который захватил важные вражеские документы, уничтожил 78 фашистов, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов.                            (Лёня Голиков)

9. Какой подвиг совершил Николай Гастелло?

                              (Направил свой горящий самолёт на скопление    вражеских танков и автомашин)  

10. Отважный лётчик. Лишившись ног, он вернулся в строй и снова сбивал фашистские самолёты. Назовите его имя.       (Алексей Маресьев)

11. Четырежды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза, обеспечивавший победу на любых направлениях?          (Г.К.Жуков)

12. Лётчик № 1 в годы ВОВ. Трижды герой Советского Союза. Участвовал в боях на Южном, Северном Кавказе. Сбил 59 самолётов противника.

                                                                     (Ал-др Ив.Покрышкин)

Чтец. Мы знаем, что ныне лежит на весах,

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

Но мы сохраним тебя русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

                   Навеки!

1-й ведущий. Эти слова поэтессы Анны Ахматовой в феврале 1942 года прозвучали как клятва для всех защитников нашей великой страны. Женщины наравне с мужчинами уходили на фронт. Они утоляли боль и подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками, моряками, танкистами – они были солдатами. Но и слово тоже было оружием, русский язык – немеркнущей ценностью.

3 тур. Образ солдата в художественной литературе.

1. Поэма А.Твардовского, главный герой которой неунывающий русский солдат?                                                   («Василий Тёркин»)

2. Роман М.Шолохова о Сталинградской битве?

                                                                     («Они сражались за Родину»)

3. Русский солдат, попавший в фашистский концлагерь, бежавший к своим на вражеской машине, захватив немецкого майора. Кто он?

                                      (Андрей Соколов М.Шолохов «Судьба человека»)

4.Назовите писателей, которые были солдатами.

                                                   (К.Симонов, М.Шолохов и др.)

5. В какой книге (назовите также её автора) рассказывается о бегстве из фашистского концлагеря русского солдата и итальянской девушки?

                                                   (В.Быков «Альпийская баллада»)

6. Как называется трилогия К.Симонова, рассказывающая о Великой Отечественной войне?                        («Живые и мёртвые»)

7. Под видом немецкого офицера отважный талантливый разведчик проникал в штабы и укреплённые зоны врага и передавал ценные сведения в партизанский отряд. Назовите имя разведчика. Какие книги написаны о нём?

                          (Николай Иванович Кузнецов. Д.Медведев «Сильные духом»)

8. Автор строк:

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву и тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.                    (Ю.Друнина)

9. 29 дней продолжалась героическая оборона этой крепости. Какие книги посвящены подвигу воинов бессмертного гарнизона, и как называется крепость-герой?

                (С.Смирнов «Брестская крепость», «Крепость над Бугом» и др.)

10. Назовите имя разведчицы, погибшей под Сталинградом. С трёхлетнего возраста она снималась в кино и за это была награждена путёвкой в Артек. Кто написал о ней книгу, и как эта книга называется?

                    (Е.Ильина «Четвёртая высота» - книга о Гуле Королёвой)

11. Как называется книга о героической борьбе керченских партизан. Назовите имя четырнадцатилетнего партизана-разведчика, который до войны был лучшим авиамоделистом, побывал в Артеке.

     (Володя Дубинин. Л.Кассиль и М.Поляновский «Улица младшего сына»)

12. В этом романе Ю.Бондарева показаны последние дни гитлеровской Германии и любовь немки и советского офицера?                  («Берег»)

Звучит песня «В лесу прифронтовом».

2-й ведущий. Фронтовые песни… Их знали и любили все: и генералы, и простые бойцы. Эти песни пели и поют, и, пожалуй, будут петь многие поколения. А знаете ли вы песни военных лет?

1. Назовите песню, посвящённую русской девушке. Её имя дали советские бойцы знаменитой ракетной установке.                          («Катюша»)

2. Строки, взятые из личного письма поэта-фронтовика А.Суркова к жене, стали впоследствии текстом песни. Назовите её.           («В землянке»)

3. Из какой песни эти слова: «Как я люблю глубину твоих ласковых глаз…»?

                                                                                            («Тёмная ночь»)

4. Это песня про птиц, которые мешают спать солдатам. Как она называется?

                                                                                              («Соловьи»)

5. В какой песне любовно поётся о женском головном уборе? Эта песня была очень популярна в годы Великой Отечественной войны, пела её Клавдия Шульженко.                                                                  («Синий платочек»)

6. В этой песне воспевалась девушка-партизанка. Впервые песня была исполнена в концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Концерт транслировался по радио, а вскоре она зазвучала на фронте и в тылу.       («Смуглянка»)

7. В этой песне на стихи А.Фатьянова и музыку В.Соловьёва-Седого, написанной в 1942 году, есть такие строки:

    На солнечной поляночке, дугою выгнув бровь,

    Парнишка на ….

    Играет про любовь.    

Назовите музыкальный инструмент, о котором говорится в песне.

                                                                                      (Тальяночка)        

8. Это песня про русского солдата, памятник которому был поставлен в Болгарии. Как она называется?                                           («Алёша»)

9. Стихи В.Лебедева-Кумача были опубликованы 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия». Впоследствии А.Александров написал на них музыку. Эта песня стала главной песней ВОВ, гимном советского народа в борьбе против фашистских захватчиков.            («Священная война»)

10. Сколько ребят осталось в живых на безымянной высоте?

                      («Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят…»)

11. Где жили до войны Серёжка и Витька, погибшие за Вислой?

                          («Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой…»)

12. Чем был награждён солдат, пивший из медной кружки «вино с печалью пополам»?

                               («И на груди его светилась медаль за город Будапешт…»)      

Чтец.

1-й ведущий. Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но этому подвигу – подвигу народа в Великой Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории.

2-й ведущий. Всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны остаётся среди нас. Мы безмерно благодарны живым и мёртвым за чистое мирное небо, мы гордимся вашей Победой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ленинград-город мужества и славы

1Данное мероприятие предназначено джля учащихся 7-9 классов. Оно знакомит учащихся с людьми, которые пережили эти трудные блокадные дни, не сколивших голову пред врагом и не пустившв его в этот велики...

Литературная композиция "Страницы мужества и славы"

Проведение в школе литературного вечера, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 .г, будет способствовать патриотическому воспитанию детей, расширит их знания о героическом прошлом страны, поз...

Страницы мужества и славы

Внеклассное мероприятие в форме литературно-музыкальной композициии о ходе Отечественной войны 1812 года, о героизме и патриотизме русского народа....

Страницы мужества и славы

Внеклассное мероприятие в форме литературно-музыкальной композициии о ходе Отечественной войны 1812 года, о героизме и патриотизме русского народа....

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года.

СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года....

Страницы мужества и славы

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе....

урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "

День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....