Родительское собрание на конкурс "Самый классный классный"
методическая разработка (6 класс) на тему

Ключкина Ирина Сергеевна

Родительское собрание на конкурс "Самый классный классный" на тему: «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

с. Большая Джалга

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

по теме:

«Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм?»

классного руководителя 6 класса

Ключкиной Ирины Сергеевны

2013 год

Цель: определить основные ошибки родителей в воспитательном процессе,

раскрыть сущность и необходимость патриотического воспитания,.

Ход родительского собрания:

I. Вступительное слово классного руководителя.

        

Не спрашивай, что твоя Родина может сделать

для тебя, — спроси, что ты можешь

сделать для своей Родины.

Джон Кеннеди

Английский психолог, философии политик Фрэнсис Бэкон однажды сказал: «Любовь к родине начинается с семьи», поэтому, когда мы говорим о воспитании молодёжи, нельзя недооценивать роль работы с родителями.

Сегодня многие семьи принципиально не ходят на выборы, родители открыто негативно высказываются в адрес существующего правительства. Проблема не в отрицательных оценках политического устройства страны, наоборот, хорошо, что у народа есть своё мнение, и он его выражает - самое страшное то, что никто ничего не собирается с этим делать. Обидно, что гражданская позиция сегодняшнего Россиянина исчерпывает себя на пустых разговорах и возмущениях. Современные молодые люди прекрасно знают о существующих в нашем государстве проблемах, и даже представляют себе способы их решения, но ошибочно полагают, что они не в силах ничего изменить, поэтому и пытаться не стоит.

Воспитателю, родителю, учителю тоже достаточно сложно  преодолеть противоречие между собственным отношением к власти и воспитанием любви к своей стране. Не стоит лгать детям, приукрашивая современную Россию, дети должны знать о реальной обстановке в стране и мире, но, с другой стороны, патриотизм, отнюдь не означает любовь к президенту и правительству. Важно принять это  самим и дать понять своим детям.

Мы стали слишком праздно и безответственно использовать слова «Россия», «Родина», «Отечество», ведь не зря же мы пишем их с заглавной буквы. Из радиоприёмников звучат популярные песни, в которых имя Великой державы поставлено в один ряд с низкими, грязными выражениями. По телевизору в прайм-тайм  мы наблюдаем сериалы, где оголяются и утрируются слабые и отрицательные стороны нашего государства. Образ россиянина превратился в «вечнопьяного» и разговаривающего с телевизором заводского рабочего, получающего нищенскую зарплату. Но это же не так! В нашей стране великолепное образование, огромное множество интеллигентных и высокообразованных людей, мы всегда были первыми, и в науке, и в космосе, и в спорте, у нас богатейшая природа и великое культурное наследие!

Наши дети должны понимать, что от их отношения к родной земле, от их желания изменить ситуацию к лучшему зависит будущее России. Важно демонстрировать им, что бороться за правду и справедливость совсем не стыдно и не бесполезно. И, наверное, следует начать с себя, ведь «лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» (Ш. Монтескье).


Наши дети – это наша старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

 В современном обществе все больше внимания уделяется патриотическому воспитанию. Что такое патриотизм? Нужен ли он нам и нашим детям?

2. Анкетирование родителей

Воспитание патриота начинается в семье. Как будущий гражданин будет относиться к своей Родине и людям вокруг, зависит от того, как его воспитали.

«Опросник — показатель уровня семейного воспитания»

(Для выявления характера контактов с ребёнком, в частности его негативных сторон, родителям предлагается опросник. В нём содержится ряд утверждений, на каждое из которых нужно ответить «Да» или «Нет»).

  1. Я контролирую каждый шаг ребёнка.
  2. У меня часто не хватает времени уделить внимание своему сыну (дочери).
  3. Стараюсь загружать ребёнка различными делами.
  4. В детстве нужно освободить детей от всяких обязанностей.
  5. Нельзя оставлять безнаказанным ни одного проступка ребёнка.

6. Я против любого наказания.

7. Если настроение у меня хорошее, то я обычно прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время он был бы наказан.

8. Стараюсь удовлетворить все желания своего ребенка.

9. Мой сын (дочь) обычно не спрашивает у меня разрешения пойти погулять.

10.Мой сын (дочь) должен делать только то, что нужно, а не то, что хочется.

11.Часто приходится заканчивать начатую ребенком работу самому.

12.Прежде всего у детей нужно воспитать страх перед родителями.

13.Часто я закрываю глаза на проступки сына (дочери).

14.По отношению к ребёнку иногда мы очень строги, иногда всё разрешаем.

15.Я во многом отказываю себе ради своего сына (дочери).

16.За неимением времени я почти не заглядываю в школу, чтобы поговорить о своём ребенке.

17. Жизнь детей в семье должна быть организована так, чтобы у них не оставалось личного времени.

18. Я не могу решиться поручить своему ребенку ответственное дело.

19. Считаю допустимым и физическое наказание ребенка.

20. Всякое наказание приносит ребенку страдание.

21. Я не всегда последовательна в своем воздействии на сына (дочь).

Ответы на эти вопросы помогут выявить издержки, недостатки семейного воспитания.

Утверждения

1, 8, 15 определяют чрезмерную опеку родителей над ребенком (гиперопека);

2, 9, 16 выявляют недостаточную оценку (гипоопека);

3, 10, 17 помогают выяснить, насколько завышен уровень требований, предъявляемых в семье к ребенку;

4, 11, 18. напротив, определяют отсутствие требовательности и процессе воспитания;

5, 12, 19 выявляют чрезмерность наказаний;

6, 13, 20 говорят о либерализме, попустительстве во взаимоотношениях родителей и детей.

7, 14, 21 свидетельствует о неустойчивости стиля воспитания.

Обработка данных: подсчитайте число положительных и отрицательных ответов по каждому из направлений. Выявите преобладающий вид нарушений семейного воспитания. Ситуация благоприятна, если отрицаний предложенных утверждений большинство.

Какие вы родители?

Если вы — родители —

Ласкатели, хвалители,

Если вы — родители –

Прощатели, любители.

Если разрешители,

Купители, дарители,

Тогда вы не родители,

А просто восхитители!

А если вы — родители –

Ворчатели, стыдители,

А если вы — родители

Ругатели, сердители,

Гулять — неотпускатели,

Собакозапретители,
То, знаете, родители,

Вы просто крокодители!

М. Шварц

3. Стили семейного воспитания (опросник С. Степанова)

Из четырех вариантов ответа выберите самый предпочтительный для вас:

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека -наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

  1. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

  1. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Хоу).

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

  1. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

  1. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

  1. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиде не долги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях.

  1. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка надо впредь оградить.

В. Подумаешь, все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значение, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

  1. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

  1. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов

Стиль воспитания

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

        Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

        Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

4. Беседа с родителями по теме собрания.

Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в них умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти?

Ни для кого не секрет, что умения закладывается не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям,  к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.

Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.

Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.

Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.

Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.

Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла.

Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет.

Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают в душу ребенка мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств, содержать сына или дочь так, как они того хотят.

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины.

Наши дети – это наша старость. Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

  1. Рефлексия

Ну, вот и подошло к концу наше родительское собрание. Сегодня мы начали большую и сложную работу, будем считать, что данное собрание – это первый маленький шажок на огромном и сложном пути. Какие впечатления у вас остались от сегодняшней встречи?

Важную ли тему мы сегодня затронули?

Что бы вы хотели обсудить на следующем родительском собрании?

На прощание мне бы хотелось вручить вам памятки с добрыми советами о том, как стать ближе к детям и вырастить настоящих патриотов своей Родины.

На экране видео «Мы дети России»

Приложение

Пямятка для родителей.

        

Список использованной литературы:

  1. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М.,2004.
  2. Гуткина Л. Д., Завельский Ю.В., Пикадова Г.В. Организация воспитательной работы в школе. - М.,2006.
  1. Ермоленко Г. Завтра будет поздно// Народное образование. 2005. №6.
  2. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. - Ярославль, 2001.
  3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 2011.
  4. Эда Ле Шан. Потребность в превратности// Семья и школа. 1992. №1-3.

7. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительский всеобуч. Родительские собрания. 5-7 класс. – Брянск: Курсив, 2006.

Интернет ресурсы:

  1.  http://nsportal.ru/
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://pedsovet.su/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Организация сотрудничества лицея, классных руководителей, родителей и учащихся 11 классов при подготовке к ЕГЭ»

Ход родительского собрания:Знакомство с повесткой дня и порядком проведения собрания.Выступление директора с информацией.Анкетирование родителей (по вопросам, на которые уже отвечали их дети)Выступлен...

Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"

Система работы классного руководителяпо формированию   здорового образа жизни  обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...

Разработка родительских собраний в помощь классному руководителю

Материалы для родительских собраний по теме "Гендерное воспитание"...

Родительское собрание «Организация сотрудничества школы, классных руководителей, родителей и учащихся 9-х классов при подготовке к ОГЭ»

Организовать информационно-разъяснительную работу о порядке проведения Общего Государственного Экзамена среди педагогов, родителей и учащихся в общеобразовательном учреждении МОАУ ДСОШ№1...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников" (выступление классного руководителя)

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем. Задачи: ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации; проанализировать состояние классного коллектив...

Методическая разработка родительского собрания " Подростковая депрессия" классного руководителя 11 класса.

Тематическое родительское собрание, посвященное безопасности жизни детей. Эта проблема актуальна в наши дни. Статистика показывает, что именно подросткам свойственны различные типы суицидального повед...

Родительское собрание «Особенности подросткового возраста» Классный руководитель 8 «б» класса Соколова Г.Ю. 09.03.2022

Подростковый возраст — непростой этап перехода от детства к взрослости: «От одного берега горной реки по канатному мостику до другого берега»Самооценка подростков противоречива, недо...