Коррупция и общество России
классный час (10 класс) по теме

Сулейманова Альфинур Вагизовна

 

Сегодня предмет нашего обсуждения- коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям- выбран не случайно. Мы живем с вами в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrupciya_i_obshchestvo_rossii.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

- донести до подростков понятие о коррупции, о необходимости борьбы  коррупцией;

- воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности;

- профилактика асоциального поведения осознание понятий: соблюдение закона, честность и    

  честь  незапятнанная репутация;

- развивать умение рассуждать и критически мыслить.

Подготовительная работа:  поручения ребятам, помощь в подборе литературы, социальный опрос

 Участники : классный руководитель, учащиеся класса, родители

Оформление:  презентация, выставка

                                     Ход мероприятия

«Коррупция не только указывает обществу неправильный путь,

но также подрывает государственную легитимность,

поддерживает дурные образцы в государственном управлении

и показывает плохой пример будущим поколениям.

                                                         Она заражает. …»  Кайден, Двиведи, Джаббра

Мероприятие  начинается с просмотра презентации.

Учитель: -Сегодня предмет нашего обсуждения- коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям- выбран не случайно. Мы живем с вами в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

-Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Что такое Коррупция?»            Ученик:- В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. дается такое определение термина «Коррупция- это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточ-ничестве, хищении и страстании с мафиозными структурами».                     Ученица: - Употребление термина  «коррупция» применительно к политике приписывается еще Аристотелю, который определял тиранию как неправиль-ную, испорченную, т.е. коррумпированную форму монархии. В римском праве этим термином обозначалась деятельность нескольких лиц, направленная на  нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом. Ученик: - Одно из наиболее коротких современных определений принадлежит Дж. Сентурия: злоупотребление публичной властью ради частной выгоды. Большинство исследователей сводят определение коррупции к взятке и зло-употреблению служебным положением. В этом же ключе определяют корруп-цию и международные организации. Например, в Кодексе поведения должно-стного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Ге-неральной  ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как «зло-употребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением».                                       Ученица: - Коррупция (лат.- порча, подкуп, упадок) – подкуп и взятничество, широко практикуемые в буржуазном мире среди различных должностных лиц, политических деятелей, военных чинов. Коррупция в наши дни расценивается как уголовное  преступление. В нашей стране с коррупцией ведется решитель-ная, бескомпромиссная борьба. Социальная сущность коррупции выражается в деградации аппарата  публичной власти. Коррумпированный аппарат не приго-ден  для выполнения функций государства, и бесполезен для общества.  Учитель: - Исторические  корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю де-лать подарки, чтобы добиться расположения. Другой подарок выделял чело-века среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата  жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального  правительства, появились профессиональные чиновники, кото-рые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фикси-рованным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.                                    - Предлагаю Вам совершить исторический экскурс « Коррупция в России и за ее пределами».                                                                                                 Ученица: - Первым  правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина – шумерский царь города- государства Ла-гаша во второй  половине XXIV века д. н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый  трактат с обсуждением коррупции –« Артха-шастра» - опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке д.н. э. В нем он сделал пессимистичный вывод, что «иму-щество царя не может быть, хотя бы в малости , не присвоено ведающими этим имуществом».                                                                                                     Ученик: - Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию ре-шить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары  слепыми делают зрячих и превращают дело правых»; « Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран) и т.д.

Ученица: - Российские источники упоминают мздоимство еще в XIII в. Начи-ная с Ивана III известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «кормы» для наместников и их аппарата. В Судебнике великого князя  Ивана Васильевича впервые были официально запрещены взятки- «посулы» и зафиксирован размер судебных пошлин. Хотя взяточни-чество вызывало недовольство населения, массовых выступлений и протестов именно по этому поводу практически не было. Известен всего один такой эпизод, относящийся ко времени правления царя Алексея Михайловича (бунт 1648г.  В Москве), когда народу были выданы на растерзание наиболее за-пятнавшие себя «коррупционеры». В дальнейшем наличие коррупции много-кратно констатировалось, постоянно делались попытки если и не уничтожения, то хотя бы ее уменьшения. Об этом свидетельствует многочисленные указы Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I, Александра II, а также создание различных комитетов для изучения причин лихоимства и вы-работки мер по его искоренению. В качестве терминов для обозначения про-явлений коррупции использовались слова «мздоимство» и «лихоимство». Под «мздоимством» подразумевалось принятие должностным лицом взятки за со-вершение действия, входящего в круг его обязанностей, под «лихоимством»- получение взятки за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности.                                                                        Учитель: - Власти в разное время применяли различные наказания для ви-новных: от легкого штрафа или снятия с должностей до вечной ссылки с вы-рыванием ноздрей и отнятием «всего имения» или смертной казни путем повешения или даже четвертования.                                                                  Смена  государственного устойства и формы проявления в октябре 1917г. не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Поэтому власть вел борьбу с коррупционными проявлениями, подвергая виновных су-ровым  наказаниям вплоть до смертной казни. Декретом СНК РСФСР «О взя-точничестве» от 8 мая 1918г. Предусматривалась уголовная  ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенный с при-нудительными работами на тот же срок).

Постперестроечные власти существенно смягчили наказание за взятки. В 1991г. на  территории СССР смертная казнь за получение взятки была отменена. Од-нако проведение экономических и политических реформ, имевших следствием рост корыстных преступлений, включая взятки, потребовало принятия дополь-нительных мер. Уже в 90-е годы был принят ряд документов, касавшихся борь-бы с коррупцией, но применение ( или, скорее, неприменение) обозначенных в них мер никак не изменило ситуацию.                                                          Ученица: - Взяточничество  и прочие появления коррупции по- прежнему про-цветает.  Какие же сферы наиболее поражены коррупцией? (Ребята называют результаты опроса)

- Работник государственной власти и управления

- ГАИ

- Полиция

- Налоговая, таможня

-  Медицина

- Образование

- Судебная система

- Военкоматы

-Другие служащие

- Каковы причины коррупции?

- аморальность российских чиновников

- несовершенство законов

- низкая зарплата

- жадность

                   -низкий уровень правовой культуры и законопослушания

- Как же можно бороться с коррупцией и ее причинами? (Ребята  приходят к тому, что способы с коррупцией вытекают из ее причин.)

Это:    - Усовершенствовать законы

           - Повысить зарплату

          - Открытость  в СМИ

          - Не давать и брать взяток

          - Ужесточить наказания за коррупцию

           - Уменьшить количество чиновников

Ученик: - В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008г. Президентом РФ был утвержден Национальный план противодействия коррупции.  Между-народный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря  2003 года в день открытия для подписания  Конвенции ООН против коррупции (впервые был отмечен 9 декабря 2004 года). Тогда в Мексике открылась всемирная конфе-ренция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции. В тече-ние трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира. Конвенция против коррупции была одо-брена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года. Цель Конвенции- предупреждение и искоренение коррупции. ООН считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества, тем самым давая возможность процветать организованной преступ-ности, терроризму и другим угрозам безопасности человека.

Ученица: - 1 февраля 2007 г. Россия  официально вступила в «группу госу-дарств против коррупции» (ГРЕКО). 7 мая 2009 г. наша страна подписала до-польнительный протокол к Конвенции Совета Европы по уголовной ответ-ственности  за коррупцию.                                                                                        Статьи РФ, которые направленные на наказание людей дающих и берущих взятки.                                                                                                                           В ст. 291 УКРФ гласит: лицо дающее взятку лично или через посредника нака-зывается лишением свободы от двух до трех лет.                                                    В ст.290 УКРФ гласит: лицо берущее взятку сам или через посредника нака-зывается лишением свободы сроком от трех до шести лет.                            Учитель:                                                                                                                Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всем и до конца,

Верность другу,

Преданность Отчизне,

Имя гражданина и борца.

Вывод: Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным орга-нам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит- в каком государстве мы будем жить: честном или коррумпированном?

- Хочется вам напомнить, что по ИВК «в мире судят о том, можно ли приличному человеку, приличной фирме или приличному государству иметь дело с той или иной страной. Хотите, чтобы с Россией имели дело приличные партнеры,- будьте честными. Быть честно выгодно».

На всех часах вы сможете прочесть

Слова простые истины глубокой:

Теряя время, мы теряем честь,

А совесть остается после срока.

Она живет в душе не по часам.

Раскаянье всегда приходит поздно.

А честь на час указывает нам

Протянутой рукою- стрелкой грозной;

Чтоб наша совесть не казнила нас,

Не потеряйте краткий этот час,

Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе

Веленья вашей совести и чести.

Использованная литература:

1. Р.Р.Замалетдинов, Е.М. Ибрагимова, Д.К. Амирова «Формирование антикоррупционной культуры у школьников». Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- Казань, 2010г.

2. Журнал «Российская Федерация» -№22, 2008г.

3. Журнал «Человек и Закон» - №2,  2005г.

4. Журнал «Человек и Закон» - №11, 2008г.

5. «Коррупция  в России» - материал из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Коррупция в Российском обществе: образование" в форме "Заседание суда"

Классный час на тему: ”Коррупция в Российском обществе: образование» (Свидетельство участника Всероссийского конкурса «Я классный руководитель»)10 А классКлассный руководитель Горелышева Светлан...

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции...

классный час "Коррупция в российском обществе"

Главная цель классного часа -  развитие осознания необходимости соблюдать законы государства....

Классный час в 6 классе: "Коррупция в современном обществе"

Цели:Познакомить с понятием «коррупция», с формами проявления коррупции, ее последствиями. Расширять кругозор учащихся, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, сп...

устный журнал "Коррупция и общество" для уч-ся 9 - 11 классов

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. ЗАДАЧИ:...

Коррупция как социальная и правовая проблема общества и государства

Коррупция сегодня стала частью повседневной жизни людей. В наше время коррупция стала выходом как для граждан, которые желают быстрее получить те или иные услуги в государственных и негосударственных ...

Коррупция - проблема современного общества

Коррупция является одной из самых острых проблем нашего общества. Данная тема является является актуальной на протяжении всей человеческой истории. Урок содержит в себе историю, причины и последствия ...