классный час "Коррупция в российском обществе"
классный час (11 класс) по теме

Главная цель классного часа -  развитие осознания необходимости соблюдать законы государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas._korrupciya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

 «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»

Московской области.

 Методическая разработка

классного часа

по теме:

«Коррупция в Российском обществе».

                  Разработала:

 Дмитренко Е.М.

Преподаватель химии, биологии.

г. Павловский Посад,

2013 год.

Классный час.

Тема: «Коррупция в Российском обществе»

Цель: развитие осознания необходимости соблюдать законы государства.

Задачи:

  1. патриотическое воспитание – воспитание любви к родной стране;
  2. воспитание чувства сопричастности и ответственности за все, что происходит в стране;
  3. правовое воспитание;
  4. развитие нравственности, духовности;
  5. профилактика асоциального поведения;
  6. формирование активной жизненной позиции;
  7. развитие творческих способностей, навыков работы с информацией, в т.ч. и с материалами Интернета.

Оборудование: Уголовный  кодекс  РФ, проэктор, электронная презентация, компьютер.

Ход классного часа:

Преподаватель:  Знаменитая фраза Цицерона: “О времена! О нравы!” как нельзя лучше отражает нашу современную жизнь. Уже по одним  заголовкам статей СМИ можно определенно сказать, что наша действительность такова, что в ней царят власть, деньги, воровство, разврат, насилие,и , безусловно, коррупция. Задумывались ли вы, почему это происходит в нашей стране, которую все мы любим. Назовите причины, вследствие которых , на ваш взгляд,  происходят все эти негативные явления в нашей жизни.

Студенты предлагают варианты (рыночная экономика привела к тому, что одни разбогатели, а другие – стали бедными; поменялись нравственные ориентиры;                                                                                                                                                                                    на первое место вышли деньги, материальные ценности, а не духовные ценности и т.д.).

Преподаватель:  Действительно, реалии жизни таковы, что иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравствнность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Поэтому я и выбрала сегодня для разговора тему, может быть, на первый взгляд, трудную, но так необходимую,  сегодня мы с вами поговорим о том, что такое корупция,  как с ней бороться, что можете сделать  именно вы, чтобы страна стала процветать.  Что такое коррупция? 

В течение 30 секунд подберите сионимы к этому слову, какие ассоциации оно у вас вызывает? Воспроизведите ваши мысли вслух.

Студент №1. Коррупция в России имеет давние традиции. Российские источники упоминают о мздоимстве еще в 13 веке. Начиная с Ивана III, известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «нормы» для наместников и их аппарата.Для отечественной истории, как и для истории других остающих в развитии стран, характерна высокая зараженность государственного аппарата коррупционными отношениями.

Студент №2. В истории России были разные периоды равного наказания и того, кто подкупает и кого подкупают. Петр I определял наказание дающим взятку наравне с получившим взятку "…чинить велено смертную казнь, без всякой пощады". Такой подход отмечается и за рубежом, например, в современной Японии. Несмотря на принимаемые жёсткие меры по борьбе с коррупцией, всё ещё много чиновников продолжают брать взятки.

Студент №3. Повальные взяточничество и вороватость чиновников впервые были осознаны как препятствие развитию страны еще во времена Петра I. Известен исторический анекдот: император решил сгоряча издать указ, согласно которому следует вешать любого чиновника, укравшего сумму, равную цене веревки. Однако его сподвижники в один голос заявили, что в таком случае государь останется без подданных. Интересно, что возглавивший по личному указанию императора борьбу с казнокрадством и взяточничеством Нестеров сам в конце концов был повешен за взятки. Смешение государственной казны с личным карманом оставалось типичным не только в 18, но и в 19 веке. Сюжет «Ревизора» Н.В.Гоголя основан на том, что в николаевской России чиновники почти всех рангов систематически злоупотребляли своим положением и постоянно находились в страхе перед разоблачением. Лишь после Великих реформ 1860-х уровень коррумпированности чиновничества  начал понижаться, хотя и оставался все же выше «среднеевропейского» уровня.

Преподаватель: Действительно, на этих фактах мы убеждаемся, что коррупция – это одна из серьезнейших проблем общества, которая требует немедленного решения. Радует, что борьба против коррупции начата очень серьезная. Еще в 2003 году была принята  Конвенция  ООН против коррупции, и теперь ежегодно 9 декабря мы отмечаем Международный день борьбы с коррупцией. 

Студент №1. Корни зла:

  1.  низкий уровень правовой культуры населения;     
  2.  согласно данным фонда «Общественное мнение», 54 процента россиян не осуждают тех, кто берет взятки. При этом наибольшую терпимость к взяточникам проявляют москвичи – 63 процента жителей столицы. Осуждают взяточников 37 процента россиян.
  3. несовершенство законодательства.
  4. специфика преступлений;
  5. коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер. Как правило, такие действия не влекут за собой жалоб, так как взаимовыгодны.

переходный этап экономического развития;

  1. низкий уровень жизни и оплаты труда.

Студент №2.  Решение проблемы в следующем:

  1. необходимо  совершенствовать действующее законодательство;
  2. одним из главных  принципов борьбы  с  коррупцией  и  организованной преступностью должны быть  гласность  и  прозрачность  деятельности  органов судебной и исполнительной власти, средств  массовой  информации,  граждан  и общественных формирований;
  3. создание обстановки  нетерпимости,  осуждения,  аморальности  любого факта проявления коррупции.

Студент №3. Рассмотрим, чем рискует чиновник. Уголовный  кодекс  РФ  предусматривает  следующие  виды   наказания  за взяточничество:

  1.  ст.  204.  Коммерческий  подкуп   (максимальное   наказание лишение свободы на срок до пяти лет),
  2. ст. 285. Злоупотребление  должностными полномочиями (максимальное наказание  лишение  свободы  на  срок  до  десяти лет),
  3. ст. 290. Получение взятки (максимальное наказание лишение  свободы  на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией или  без  таковой),
  4.  ст.  291.Дача взятки (максимальное наказание лишение свободы на срок до восьми  лет),
  5. ст. 292. Служебный подлог (максимальное наказание лишение свободы  на  срок до двух лет).

Студент №1. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) относится к числу преступлений средней тяжести, однако при наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 285 УК, оно становится тяжким преступлением. 

Студент №2. Закон определяет злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Преподаватель:  Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства и  по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики. Коррупция  вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.  Чем же так опасна коррупция?    

Студент №3. Экономика:  нарушается механизм конкуренции: выживает не лучший, а давший большую взятку; растут цены; несправедливо распределяются доходы.  Было подсчитано, что в Италии после проведения операции "Чистые руки", направленной против коррупции, государственные затраты на строительство дорог сократились на 20%.

Политика:  смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок, коррупционеры вывозят капиталы за рубеж и предают интересы страны, народ перестает доверять власти.

Социальная сфера:  мерой всего в обществе становятся деньги, несправедливое перераспределение жизненных благ в пользу узких олигархических групп; формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

Преподаватель: Я думаю, самое страшное в этой ситуации то, что меняются нравственные ориентиры людей, меняется их сознание: в людях рождается убежденность, что все в этом мире можно купить, а значит, все продается: честь, совесть, любовь, а главное – такие люди готовы продать даже  Родину.  Люди  часто ориентируются на других людей: “Почему другим можно, а мне нельзя.” Предлагаю подумать над тем, какие способы борьбы с коррупцией можно предложить Президенту и Правительству страны.

Студенты предлагают свои способы, преподаватель записывает их на доске, каждая запись обсуждается.

 Запись на доске:

  1. повысить зарплату не только чиновникам;
  2. сделать  стабильным социальный пакет;
  3. прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство и др.;
  4.  а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать;
  5. честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности;
  6. проводить встречи, менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки и т.д.    
  7. раз и навсегда запрещать работать с людьми лицам, которые хотя бы один раз были замечены в получении взятки;
  8. ужесточить законы страны в отношении взяточников, чтобы страх перед наказанием был сильнее соблазна;

            воспитывать в людях внутренний регулятор под названием совесть
                                                                                                                                                                         
Студент №1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции», был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. На него была возложена задача разработки Национального плана. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. 25 декабря 2008 года Президентом России подписан Федеральный закон «О противодействии коррупции». В этом законе, по сути, сформулирована политика государства в сфере противодействия коррупции.

Студент №2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Студент №2. Наша страна, наш родной край прекрасен, и мы должны все свои силы, знания,  опыт посвятить тому, чтобы Россия процветала. Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней.

Преподаватель:  Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если  давать отпор коррупционерам и взяточникам, то спрут останется без своих щупалец. Скоро вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя  закон. Закончить наш серьезный разговор хотелось бы словами Ф.М. Тютчева (знаменитый афоризм):

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в

В презентации представлен иллюстративный, статистический материал для характеристики России на рубеже веков. Используется видеоматериал из энциклопедии "Кирилл и Мефодий" (из-за ограничения размара за...

Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в

В презентации представлен иллюстративный, статистический материал для характеристики России на рубеже веков. Используется видеоматериал из энциклопедии "Кирилл и Мефодий" (из-за ограничения размара за...

Государство и российское общество в конце XIX – начале XX в.

Презентация к уроку истории в 9-м классе. Состоит из 8 слайдов. В презентации представлены схемы, таблицы и иллюстративный материал для характеристики России на рубеже веков....

Государство и российское общество в конце XIX начале XX в.

Презентация к первому уроку по истории России в 9 классе поможет рассмотреть особенности развития России на рубеже XIX- XX вв, охарактеризовать социальную структуру, политический строй и уровень жизни...

Классный час "Коррупция в Российском обществе: образование" в форме "Заседание суда"

Классный час на тему: ”Коррупция в Российском обществе: образование» (Свидетельство участника Всероссийского конкурса «Я классный руководитель»)10 А классКлассный руководитель Горелышева Светлан...

"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ" Статья Краевой заочной научно-практической конференции "Историческое образование как социокультурная ценность российского общества" 30 июня 2012 г.

В материалах конференции проводится анализ и поиск решений по актуальным проблемам развития исторического образования в современных условиях, обмен результатами научных исследований и практическим опы...