"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ" Статья Краевой заочной научно-практической конференции "Историческое образование как социокультурная ценность российского общества" 30 июня 2012 г.
статья по теме

В материалах конференции проводится анализ и поиск решений по актуальным проблемам развития исторического образования в современных условиях, обмен результатами научных исследований и практическим опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Ирина Игорьевна Кучерова

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

Муниципальная общеобразовательная бюджетная организация средняя общеобразовательная школа №7

г. Сочи Краснодарского края

Понятие «внеурочная деятельность» имеет множество определений. Одно из них: «Внеучебная (внеурочная) деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время»[1]. Данное определение очень точно передаёт важность и необходимость внедрения внеурочной деятельности в процесс обучения школьников. Эта деятельность делает процесс получения знаний более привлекательным, даёт возможность ученикам проявить свои творческие способности, решает проблему организации свободного времени, а также позволяет определиться с выбором будущей профессии. Кроме того, часто во внеурочной деятельности участвуют не только учителя и ученики, но в работу включаются и родители, что является очень важным фактором в процессе социализации личности, решает вопросы «недопонимания» между поколениями.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в соответствии с которыми определены направления внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

В данной статье хотелось бы рассказать о применении внеурочной деятельности в процессе изучения региональной истории. История Краснодарского края очень богата событиями и находится в тесной взаимосвязи не только с Историей России, но и Всемирной истории.

В нашей СОШ №7 г. Сочи с 2006 года осуществляет деятельность научное общество учащихся «Поиск». Члены НОУ «Поиск» осуществляют проектную деятельность. В основе работы НОУ с 2008 года положена авторская программа «Сочиведение»[2]. Разрабатывая проекты в соответствии с темами программы, учащиеся изучают различные аспекты жизни города, края, страны, например: «Роль русского дворянства в становлении города-курорта Сочи», «Сочи в годы Великой отечественной войны», «Мифы и легенды города Сочи», «Убыхи», «Грузинская свадьба»,  «Сочи-олимпийский!», «Археологические памятники на территории Большого Сочи», «Атамань» и т.д.  Результаты проектной деятельности ученики представляют на научно-практических конференциях школьников: «Первые шаги в науку», «Я – исследователь», «Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского».  В процессе своей деятельности наше научное общество осуществляет сотрудничество с научным обществом исторического факультета Сочинского Государственного Университета. Заведующий кафедрой истории, культурологии и географии Д.и.н., профессор А.А. Черкасов предоставляет возможность членам НОУ «Поиск» принимать участие в заседаниях студенческого научного общества, а также участвовать в студенческих научно-практических конференциях как региональных, так и Всероссийских. По результатам конференций наши ребята имеют возможность опубликовать свои работы в сборниках студенческих работ СГУ. В процессе работы ребята закрепляют навыки работы с источниками, учатся работать с библиотечными фондами, получают возможность поработать с архивными документами Архивного отдела администрации города Сочи. Это сотрудничество даёт свои результаты, окунувшись в атмосферу исторических исследований, несколько выпускников поступили на исторический факультет СГУ и теперь приходят к нам в школу на практику в качестве учителей истории. Другие выпускники отмечают, что навыки проектной деятельности помогают им в процессе получения высшего образования и по специальностям, которые не связанны с историей.

Три года назад к нам в школу  обратился председатель «Сочинского городского отделения Краснодарской региональной общественной организации участников боевых действий в борьбе с терроризмом в горячих точках России  «Ветеран спецназа»  Павел Щенов с просьбой помочь организовать митинг памяти  «Пока не меркнет свет, пока горит свеча», чтобы почтить память воинов погибших в локальных войнах. И мы согласились. С этого момента началось наше сотрудничество. В 2009 году 11 декабря на месте будущего памятника была установлена памятная плита. На митинг пришло много людей: участники локальных войн, ветераны ВОВ, казаки, представители администрации города, школьники, различные молодёжные организации, телевидение.  Отец Рустик освятил памятную плиту.  11 декабря 2010 снова состоялся митинг, в организации которого опять помогали ученики нашей школы.        В этом году 11 декабря 2011,  к этой дате организация «Ветеран спецназа» на месте будущего памятника возвела постамент.  Но в этом году ученики  подготовили не просто митинг, а уже вставили в него выступление учащихся нашей школы. Они рассказывали об историческом событии, которому было посвящено мероприятие, читали стихи, пели патриотические песни. Совет старшеклассников нашей школы  взял шефство  над местом, где будет расположен памятник. Группа ребят еженедельно наводит порядок возле постамента и мраморной плиты. Сейчас мы планируем взять шефство над воинами инвалидами, которые живут недалеко от нашей школы, а также организовать «тимуровскую работу»  для помощи родителям погибших воинов.  Данный вид внеурочной деятельности вызвал огромный интерес у ребят. Они с удовольствием включились в поисковую работу, разработали социальный проект «Пока не меркнет свет, пока горит свеча».

В этом году,  25 апреля 2012 года в рамках, приближающегося 75-летия со дня образования Краснодарского края, мы в нашей школе провели «Фестиваль народностей Краснодарского края». Основную подготовку мероприятия взял на себя Совет старшеклассников школы, но в процессе  была задействована вся школа. «Фестиваль» вызвал бурю эмоций! Каждый класс основной и старшей школы (посредством жеребьёвки) получил задание представить  один из этносов, проживающих на территории Краснодарского края.  Необходимо было рассказать об истории переселения данного этноса на территорию  Кубани или рассказать об исторических корнях  коренных народов. Представить национальный костюм, национальную кухню, особенности культуры, языка и т.д. Обязательно исполнить номер художественной самодеятельности, отражающий национальный колорит каждого народа.  Ученики с удовольствием готовились к конкурсу, учителя являлись консультантами, каждый в области своего предмета. Классные руководители оказывали помощь во всём. Кроме того, активно включились в процесс родители: шили костюмы, участвовали в постановках танцев, помогали с рецептами национальной кухни и т.д.  Вот такая внеурочная деятельность привлекает внимание школьников и незаметно включает в работу даже самых неактивных ребят, сплачивает коллектив, погружает в работу родителей.

Итак, мы рассказали, только о некоторых приёмах использования внеурочной деятельности в процессе изучения региональной истории. Данный вид деятельности даёт огромные возможности для творчества, как педагога, так и школьников, делает наш предмет интересным и любимым.


[1] Трофимова А.Л. Взаимосвязь видов деятельности школьников и ее влияние на информатизацию образования. – Сборник научных трудов математического факультета МГПУ. М.: МГПУ, 2003. c.106-109.

[2] Кучерова И.И. Авторская программа : «Сочиведение», утверждённая ККИДППО в 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация статьи из сборника материалов Региональная заочная научно-практическая конференция: «Языковое образование: проблемы, перспективы», 26 марта 2012 год

Материалы региональной научно-практической конференции факультета филологии КФ ФГБОУ ВПО «НГПУ» 26 марта 2012 г.Название статьи «Коммуникативность как важнейший компонент процесса обучения иност...

статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов

Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьников через внеклассную деятельность.Материал вошел в работу XXII заочной научно-практической конференции по теме"Современные технологии и формы организации образовательной деятельности "

Материал вошел в сборник работ по теме "Современные технологии и формы организации образовательной деятельности в образовательных организациях различного типа"Тезисы, сставленные мною по данной работе...

Участие во II Международной заочной научно-практической конференции с изданием печатного сборника статей «Приоритетные направления развития науки и образования» (29.07.2014)

Приглашаем педагогов и руководителей образовательных учреждений всех типов (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, учреждений начально...

Всероссийская заочная научно-практическая конференция "В наших руках будущее..."

Научно-исследовательская работа на тему:«Пути и способы популяризации рабочей профессии – Повар, кондитер»...

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...