Здоровый образ жизни подросткового поколения
классный час на тему

Кухарь Елена Владимировна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_kuhar.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ г .НОВОКУЗНЕЦКА

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

по теме: «Здоровый образ жизни подросткового

поколения»

Классного руководителя гр. ЮС9-05 КУХАРЬ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

г.Новокузнецк 2010г.

Тема: Ситуационный классный час «Здоровый образ жизни подросткового поколения».

Форма Урок - конференция.

Цель  Приобщение  к  культуре  здорового  образа  жизни  посредством исключения  алкоголя,  наркомании,  табакокурения  и  других  веществ, наносящих вред триединому организму (душа, тело, разум).

Задачи:

  1. Воспитательные: Продолжить воспитание чувства ответственности за свое здоровье, необходимого в жизни, жизнедеятельности, учебе.
  2. Образовательные:  Продолжить систематизацию знаний,  умений и навыков при игре для того, чтобы приобщить к культуре здорового образа жизни.
  3. Развивающие: Продолжить развитие памяти, внимания, мышления, коммуникативных умений в условиях игры.

 Методы воспитания:

- Система методов воспитания по Караковскому В.А.

  1. общением.
  2. игрой.
  3. отношениями.

- Система методов воспитания по Ильиной Т.А., Огородникову И.Т.

  1. Методы организации деятельности учащихся.

- Система методов воспитания по Сидоркину A.M.

  1. Методы изменения деятельности и общения:
  1. Введение новых видов деятельности и общения;
  2. Изменения содержания деятельности и предмета общения;
  3. Изменение смысла видов деятельности и общения.

- Система методов воспитания по Щукиной Г .И.

  1. Методы формирования познания
  1. Доклад.
  2. Пример.
  1. Методы стимулирования
  1. Соревнование
  2. Поощрение.

Средства  воспитания Идеальная речь  педагога и материальные, задействованные для процесса воспитания, - мел, доска, ватман, карандаши, краски, цветная бумага, ручки, фломастеры, клей, вырезки из газет и журналов, анкеты - карточки.

Методологическая основа классного часа Систему принципов, теории, концепции, заложенные в основу игры «Здоровый образ жизни подросткового поколения».

ПЛАН

Ход занятия

  1. Мотивация учебной деятельности.
  2. Ход урока.

Конференция должна проходить в виде работы круглых столов, на каждом из которых обсуждаются определенные аспекты указанной проблемы. Группы из 10-12 человек формируют команду, которая обсуждает и работает над определенным вопросом в течении 30 минут, им необходимо подготовить отчет за это время, который может выглядеть как листовки, стенгазета, молния и т.п. В конце урока отличившихся студентов или команду поощрить призами.

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 1

Тема: Что нужно знать о наркомании и токсикомании

Задание:

1. Провести анкетирование среди учащихся своего класса по вопросу о распространении вредных привычек.

Учителю необходимо знать результаты анкетирования, так как потом он будет обсуждать их с детьми, для того чтобы понять, почему имеются те или иные мнения по вопросам наркотизма, откуда они происходят. Кроме того, соблюдая требования ст. 137 УК РФ, до проведения анкетирования детей в возрасте до 15 лет необходимо получить письменное согласие на это их родителей (или законных представителей), а с 15 лет - согласие самих детей.

2. Подготовить доклад на 7-8 минут на тему «Воздействие на организм и психическое здоровье молодого человека...» по одному из вариантов:

а) наркотиков; б) алкоголя; в) табака.

Ваше мнение по некоторым вопросам, касающимся молодежных проблем.

Заполните, пожалуйста, анкету.

АНКЕТА

1.        Как вы думаете, сколько ваших одноклассников курят?

а)        таких нет;

б)        1-2 человека;

в)        около трети;

г)        около половины;

д)        большинство.

2.        Сколько ваших одноклассников употребляют алкогольные напитки?

а)        таких нет;

б)        1-2 человека;

в)        около трети;

г)        около половины;        

д)        большинство.

3.        Сколько ваших одноклассников хотя бы раз попробовали наркотики?

а)        таких нет;

б)        1-2 человека;

в)        около трети;

г)        около половины;

д)        большинство.

4.        Сколько ваших друзей употребляют наркотики?

а)        таких нет;

б)        1 -2 человека;

в)        около трети;

г)        около половины;

д) большинство.

5.        Считаете ли вы курение анаши, марихуаны,гашиша наркоманией?

а)        да;

б)        нет.

6.        Откуда вы получаете информацию о вреде наркотиков?

а)        не получал;

б)        от родителей;

в)        в школе;

г)        из теле- и радиопередач;

д)        из газет, журналов;

е)        от друзей;

ж)        от сотрудников милиции;

з)        от наркологов;
и) другое (указать).

7.        Какую информацию вы считаете наиболее интересной и достоверной?

а)        от родителей;

б)        из школы;

в)        из телепередач;

г)        из газет, журналов;        

д)        от друзей;

е)        от сотрудников милиции;

ж)        от наркологов;

з)        другое (указать).

8.        Что из перечисленного достаточно часто имеет место в вашей школе:

а)        оскорбление личности;

б)        драки;

в)        воровство;

г)        курение в здании школы;

д)        вымогательство денег;

е)        употребление, алкоголя;

ж)        употребление наркотиков;

з) другие антиобщественные поступки (какие).

9.        После уроков ты посещаешь:

а)        факультативы в школе;

б)        курсы;

в)        спортивную секцию;

г)        кружки;

д)        не занимаешься ничем.

10.        Для досуга и активного отдыха учеников в вашей школе проводят:

а)        дискотеки;

б)        «Огоньки»;

в)        предметные недели, вечера;

г)        спектакли;

д)        спортивные соревнования;

е)        походы;

ж)        не проводят ничего.

Обработка результатов опроса.

Подсчитать процент ответивших на вопросы по каждой позиции, учесть, что вопросы №№ 6-10 могут иметь несколько ответов.

Представить ответы на вопросы №№ 1-3 в виде таблиц или диаграмм.

Составить письменный анализ ситуации в классе, ответив на вопросы:

Существует ли в вашем классе «наркогенный риск» (ответ считается положительным, если на вопросы №№ 1-3 большинство ответило - в), г), д).

Существует ли «наркогенный риск» для Вас? (ответ считается положительным, если на вопрос № 4 большинство ответило - б), в), г), д), а на вопрос № 5 - б).

Что является основным и что — достоверным источником информации о вреде наркотиков? (вопросы №№ 6,1).

Какие правонарушения имеют место        в вашем колледже? (вопрос № 8).

Интересно ли студенты проводят свободное время? (вопросы №№ 9, 10).

Где можно использовать результаты вашего исследования?

Было бы хорошо, если бы анкетирование проводил педагог, пользующийся доверием ребят, а анализ результатов делали сами учащиеся. Обязательно обсудите результаты!

КРУГЛЫЙ СТОЛ №2 Тема: Как бороться с вредными привычками

Задание:

1. Представить плакат на тему «Скажем «НЕТ!» наркотикам (алкоголю, табаку)». Он может быть использован в целях профилактики. Оценивать его необходимо, прежде всего, с целью исключения атрибутики потребления психоактивных веществ.

Необходимо рассказать, где и какая помощь может быть оказана людям, желающим прекратить потребление психоактивных веществ, которая может сыграть роль рекламы. Нужно обсудить информацию о законодательных мерах противодействия незаконному обороту наркотиков.

Предложить свой вариант антирекламы пива или сигарет, сценка в любом жанре на 3-4 мин.

Расскажи, как ты помог кому-либо (родственнику или другу) отказаться от вредной привычки.        

КРУГЛЫЙ СТОЛ №3 Тема: История и вредные привычки

Этот круглый стол проходит в виде игры-соревнования, когда участникам задаются вопросы. Если на вопрос не получен ответ — даются подсказки. Обязателен комментарий специалиста. Желательно предлагать учащимся такие вопросы, ответы на которые они могут знать (вспомнить) из ранее усвоенного профилактическою материала).

Примерные вопросы, подсказки и комментарии учителя.

Вопрос 1. За какое преступление в Древней Индии поили расплавленным серебром, свинцом или медью?

Подсказка. У нас это, скорее, порок, ведущий к преступлению.

Ответ. Пьянство.

Комментарий учителя. Вред пьянства для человека и общества был отмечен уже давно, и не только в восточных, но и в западных цивилизациях. Даже в Древней Греции, несмотря на большую популярность вина, напиваться считалось крайне неприлично.

Вопрос 2. Кто из видных государственных деятелей XII века писал: «Лжи остерегайся и пьянства, от того ведь душа погибает и тело»?

Подсказка. Этот князь собрал в 1097, году внуков и правнуков Ярослава Мудрого на съезд в г. Любече.

Ответ. Владимир Мономах написал эти слова в своем «Поучении детям».

Комментарий учителя. К сожалению, потомки не прислушались к мудрым «Поучениям...» Мономаха. Вспомним, например, сдачу Москвы хану Тохтамышу в 1382 г. и другие факты русской истории, где употребление спиртного сыграло роковую роль в.развитии событий.

Вопрос 3. Японцы ценили ее за то, что у нее длинно; арабы за то, что вредно; русские за то, что у нее жирно. О чем идет речь?

Подсказка. Разные ее сорта произрастают в странах Азии, Африки, Южной Америки, широко культивируются во многих странах мира. Японцы изготавливали из нее пеньку (волокно* из сухих стеблей), русские не только пеньку, но и масло (из семян растения).

Ответ. Это конопля.

Комментарий учителя. В настоящее время коноплю некоторые ценят в основном за то, за что ценили арабы - за вред. Ее производные - марихуана, анаша, гашиш. Заболевание гашишной наркоманией в общей структуре заболеваемости наркоманией в России составляет 20-30%. Вопрос 4. Как древние греки назвали бы человека, страдающего влечением к оцепенению.

Подсказка. По-гречески: пагке - оцепенение, mania - влечение.

Ответ. Они бы назвали его наркоманом.

Комментарий учителя. Точнее не скажешь: влечение к оцепенению (к вечному оцепенению, т.е.- к смерти). Ведь подавляющее число хронических наркоманов не доживают до 30 лет. Средняя продолжительность жизни наркоманов после начала употребления наркотиков - 4-4,5 года. Вопрос 5. В последнее время на Западе этих людей неохотно берут на работу, им не разрешают проявлять свои привычки в общих вагонах и салонах самолетов, их антагонисты мажут дегтем двери и окна магазинов, где продают товары для них. Что это за люди?

Подсказка. Это люди с «немодным» сейчас на Западе пристрастием.

Ответ. Курильщики.

Комментарий учителя. Да, действительно, сейчас в мире, а особенно в США, курение выходит из моды. Киноактеры даже за огромные деньги отказываются рекламировать сигареты, зная, что подавляющее большинство американцев против курения. Зато сигареты, произведенные на Западе, с удовольствием раскупают в странах третьего мира, в том числе и у нас.

Вопрос 6. В Соборном уложении 1649 г. это обстоятельство смягчало вину и уменьшало наказание. В Воинском артикуле Петра I, наоборот, отягчало вину и усиливало ответственность. Сейчас в ныне действующем УК РФ это обстоятельство не отягчает и не смягчает вину.

Подсказка. В этом состоянии, по мнению древнегреческого поэта-драматурга Софокла, - «всякий невольник гнева и беглец ума».

Ответ. Состояние опьянения.

Комментарий учителя. По действующему УК состояние опьянения не является ни смягчающим (ст.61), ни отягчающим (ст. 63) обстоятельством. Наказание назначается независимо от наличия и степени опьянения.

Вопрос 7. Арабский писатель и ученый Абу-ль-Фарадж считал, что «Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина - он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер...». Продолжите рассуждения Абу-ль-Фараджа, назовите последующие три стадии опьянения.

Подсказка. «Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми   шутить   и   заигрывать.   Потом   он   уподобляется...   и   становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в... и, подобно ей, валяется в грязи».

Ответ. Павлин, обезьяна, лев, свинья.

Комментарий учителя. Современная медицина выделяет три стадии алкогольного опьянения:

•        легкое (приподнятое настроение, развязное поведение, разговорчивость, снижение продуктивности мышления и критики и т.д.);

• средней тяжести (эйфория, болтливость, растормаживание влечений, грубость, гневливость, утрата контроля за своими поступками и т.д.);

•        тяжелое (нарушение координации движений, сонливость и т.д.).

Эта классификация близка по своей сути выводам арабского ученого, сделанным еще в X веке.

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 4 Тема: Математика и курение

Работа предыдущего круглого стола предполагала коллективное обсуждение последовательно каждого задания. В данном случае команда работает над всеми заданиями целиком, представляя ответы жюри. Последнее задание обсуждается публично.

Задание 1. Внимательно прочитай следующую информацию и переведи встретившиеся математические величины в международную систему единиц измерения массы и объема (SI - СИ).

Ученые из детского медицинского центра в Цинциннати (США) обследовали 4399 детей в возрасте от 6 до 16 лет. Они измерили в их крови содержание котинина - продукта распада никотина, а затем предложили тесты для определения коэффициента умственного развития. Чтобы исключить активно курящих, в эксперимент не брали детей, у которых содержание котинина в крови превышало 15 нг/мл. Таким образом, изучали «пассивных курильщиков». Исследователи обнаружили прямую зависимость между присутствием в крови этого вещества и коэффициентом интеллектуального развития (IQ). Один нанограмм котинина на миллилитр крови снижает IQ на два пункта. То же происходит и в тестах на чтение. В тестах на математические способности снижение составляет 3-4 пункта.

Ответ: 1 нг (нанограмм) = 10-9 граммов, или 0,000 000 001 г; 1 мл (миллилитр) = 103 л, или 0,001 литра.

Задание 2. Выкурив сигарету, твой друг повысил содержание котинина в крови на 10 нг/мл. Объясни ему, на сколько пунктов он рискует снизить свой 1Q

Ответ.   Если    1    нг/мл   снижает   коэффициент   интеллектуального развития на 2 пункта, то друг рискует «поглупеть» на 20 пунктов. Задание 3.

Дым от одной сигареты содержит 1 мг никотина. Сколько никотина примет человек за один день, выкурив 20 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 1/5 часть никотина?

Ответ: 1 сигарета = 1 мг никотина; 1/5 от 1 мг -это 0,2 мг. Значит, при курении 1 сигареты в организм попадет 0,2 мг никотина; от 20 сигарет - 4 мг никотина отравили его организм.

Задание 4. Пусть 1 пачка сигарет стоит 10 рублей. Старшеклассник Петя выкуривает в день полпачки. Какую сумму потратит он за месяц курения? За год? За 5 лет? За 20 лет? Какие полезные вещи мог бы он приобрести за эти деньги, если бы отказался от своей вредной привычки? Составьте на основании этих цифр плакат. Обсудите, как бы выиграло здоровье старшеклассника Пети, если бы он бросил курить.

При организации работы каждого круглого стола старайтесь привлечь учащихся к обсуждению проблемы, ситуации.

3. Заключительный этап урока.

Жюри подводят итоги, победителей награждают призами.

Литература

  1. Журнал «ОБЖ», февраль, 2003
  1. Научно-методический   журнал   заместителя   директора   по   учебно- воспитательной работе №4, 2004г.
  1. Журнал «Классный руководитель» подписка за 2001-2005 года
  2. Педагогика. Учебник для вузов. М.: 1997.
  3. Шершнев А.П. Школьная педагогика. Сп-б., 1999.
  4. Психология   и   педагогика  школьников/учебное   пособие   под ред. Саранян, Мн., 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...