Воспитание - это отношение
презентация к уроку по теме

Доклад по воспитательной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Крутовская школа»

ВОСПИТАНИЕ – ЭТО ОТНОШЕНИЕ…

д о к л а д

Выполнила Головинова С.Г., руководитель МО классных руководителей, учитель русского языка и литературы

 

2013

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Содержание воспитания и пути его формирования

Ценности составляют содержание воспитания

Задача воспитания – формирование ценностных отношений, мотивации к жизни, труду, образованию, саморазвитию, достижению лучшего будущего.

Два пути формирования содержания воспитания:

  1. гражданские ценности;
  2. традиционные ценности.

Современный национальный воспитательный идеал

Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях

 многонационального народа Российской Федерации

На основе национального воспитательного идеала сформулирована основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить

  1. Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке
  2. Формирование морали
  3. Развитие совести
  4. Усвоение базовых национальных ценностей
  5. Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки
  6. Способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора
  7. Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей
  8. Осознание ценности человеческой жизни
  9. Укрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями

В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить

  1. Осознание себя гражданином России
  2. Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам
  3. Развитость патриотизма и гражданской солидарности
  4. Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия
  5. Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству
  6. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого
  7. Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
  8. Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
  9. Духовную, культурную и социальную преемственность поколений

В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить

  1. Укрепление и совершенствование демократического федерального правового государства с республиканской формой правления
  2. Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций
  3. Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны
  4. Укрепление национальной безопасности

Духовно – нравственное развитие гражданина России

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно – смысловой сферы личности, посредством осознанного принятия ею ценностей:

  1. семейной жизни;
  2. классного и школьного коллектива;
  3. культурно – регионального сообщества;
  4. культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий России;
  5. российской гражданской нации;

мирового сообщества.

  1. Духовно – нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов.
  2. Система отношения к базовым национальным ценностям
  3. Патриотизм ( любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству);
  4. Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  5. Гражданственность ( правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  6. Семья (любовь  верность, здоровье, достаток,, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  7. Труд и творчество (созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  8. Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  9. Традиционные российские религии ( представление о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира);
  10. Искусство и литература ( красота и гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  11. Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  12. Человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Уклад школьной жизни

«Уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально-коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка.          Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).

Уклад школьной жизни

  1. формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;
  2. включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
  3. учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;
  4. обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
  5. организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержке семьёй обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений.

Уклад школьной жизни составляет

  1. образ жизнедеятельности: престижный вид совместной деятельности, наличие ключевых дел;
  2. стиль, основные правила и формы делового и межличностного общения, отношения между участниками воспитательного процесса, традиции, правила по которым живет коллектив;
  3. отношение педагогов к воспитанию и воспитательной работе, компетентность в сфере воспитательной работы;
  4. представление о месте и роли отдельных участников воспитательного процесса и групп, осознание школьниками и взрослыми своей роли и места в жизнедеятельности учебного заведения;
  5. культивирование привычки и модели поведения человека в контексте школьной среды обитания вводим в качестве единственно возможных такие поведенческие культурные нормы по отношению к окружающему предметному пространству, как бережливость, соблюдение порядка, регулярный уход за вещами и предметами, целевое использование, сохранение чистоты после проведенного занятия;
  6. управление воспитательным процессом, компетентность в проблемах воспитания;
  7. представление о взаимодействии с окружающей средой: семьей, учреждениями и организациями;
  8. введение школьного этикета - это яркая форма выражения отношения к человеку как наивысшей ценности в любой ситуации. Разумеется, владеть этикетом должны в первую очередь педагоги. Они — образец и, одновременно, живая инструкция. Инстинкт подражания, столь свойственный детям, выполняет роль психологического механизма на первых порах.

Все это в своей совокупности и взаимосвязи содействует формированию у школьника ценностного представления школы, общества, людей (которые для него предстают как «они», «мы», «все»), ученья. И чрезвычайного важного представления о своем месте среди других и важности связи «Я» и Другого.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. Сформированный уклад школьной жизни позволит предотвратить негативные проявления в подростковой среде.

Уклад семейной жизни характеризует специфику повседневной жизни людей, ее духовно-нравственный климат и психологическую атмосферу (социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношений членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность и компетентность (культура) родителей, их личный пример, умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка).

Семейный уклад – интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример, уровень психолого-педагогической культуры родителей, здоровье членов семьи.

Каждый компонент семейного уклада важен для воспитания детей в семье, формирования благоприятных супружеских, детско-родительских, прародительских отношений. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

1) обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);

2) традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);

3) отношения: сердечные чувствования и настроения;

4) правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни;

5) распорядок дня, недели, года (порядок, установленный в течение дел в обозначенные промежутки времени).

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и уклада семейной жизни.

В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

В обучении родителей выделяются три направления:

  1. обучение родителя как воспитателя;
  2. обучение родителя как учителя своего ребенка;
  3. обучение родителя как союзника, партнера, соратника в деятельности специалистов сопровождения.

Современные родители (а особенно родители, нуждающиеся в комплексном сопровождении), как правило, нуждаются в обучении навыкам помощи ребенку при освоении им образовательных программ; навыкам эффективного общения с ребенком; приобретении умений использовать правовые знания в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в школы и вузы, формы участия родительской общественности в жизнедеятельности образовательного учреждения и т.д.).

Наиболее важным направлением в создаваемой системе является изучение семьи. Изучение родителей, помимо уточнения их запросов, позволяет своевременно получить обратную связь от них, получить представление о той реакции, которую вызывают те или иные шаги образовательного учреждения.

При изучении членов семьи важно ответить на три главных вопроса:

  1. кто они — (образовательный портрет семьи, социально-педагогическая характеристика);
  2. чего хотят — образовательные запросы семьи (цели, запросы, и отношение к ОУ (педагогу));
  3. что могут — образовательный потенциал семьи (какими ресурсами обладает каждый член семьи и семья в целом).

Социализация ребёнка

Одним из способов решения проблемы социализации ребёнка является технология социального проектирования. Воспитание и социализация должны преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание школьников.  

Социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

  1. социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
  2. социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
  3. социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
  4. социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Формирование принципов толерантности

В современных условиях, когда обострились скрытые прежде противоречия, начали проявляться национальная рознь, межнациональные конфликты, преступления на национальной почве, участились случаи национализма и ксенофобии, появилась необходимость усилить работу по формированию принципов толерантности среди подростков и молодежи. От детей, которые приходят к нам сегодня, завтра будет зависеть безопасность и благополучие государства.

 Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых - уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности; изучение других людей, понимание их, интерес к ним; акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.

Задачей органов образования в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в межнациональных отношениях является:

  1. формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов борьбы с экстремизмом;
  2. гармонизация межнациональных и этнокультурных отношений;
  3. создание в обществе атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа;
  4. формирование интереса у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей;
  5. создание условий для межнационального общения в образовательном учреждении, содействие укреплению межнациональных культурных связей.

Результатом работы по воспитанию подростков и молодежи в духе принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма является выпускник, который должен научиться:

  1. негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
  2. характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
  3. анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
  4. воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
  5. обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
  6. характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
  7. моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

Результатом работы по воспитанию подростков и молодежи в духе принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма является выпускник, который должен научиться:

  1. негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
  2. характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
  3. анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
  4. воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
  5. обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
  6. характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
  7. моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

Формирование ЗОЖ

Создание безопасной образовательной с точки зрения психологической, личной защищённости каждого школьника, формирующей культуру здорового и безопасного образа жизни:

  1. формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью путём соблюдения правил  здорового образа жизни и организации здоровье сберегающего характера учебной деятельности и общения;
  2. формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме; о рациональной организации режима дня, учёбы, отдыха с учётом возрастных особенностей;
  3. формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей;
  4. формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам;
  5. формирование основы здоровье сберегающей учебной культуры: умений организовать успешную учебную работу, выбирая адекватные средства и приёмы выполнения заданий с учётом индивидуальных особенностей;
  6. формирование умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.



Подписи к слайдам:

Выполнила Головинова Светлана Геннадьевна, руководитель МО классных руководителей, учитель русского языка и литературы
Воспитание
Систематическое воздействие на развитие ребёнка. Трудовое воспитание.Систематические воздействие на развитие класса, общества в каком-н. отношении. Политическое воспитаниеОбладание навыками, отвечающими требованиям, предъявляемым средойТолковый словарь русского языка: В 3 т. Т.1.А-М/Под ред. проф. Д.Н. Ушакова.-М.: Вече, Мир книги, 166с.Вырастить ребёнка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения.Путём систематического воздействия, влияния сформировать характер, навыки ребёнка.Привить, внушить что-н., кому-н. Воспитать гражданина.Навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизниОжегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений\Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.-М.: Азбуковник, 1999 – 98 с.Воспитывать, воспитать кого-н., заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в высшем значении научить, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно.Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Русский язык, 19999. – Т.1: А – З. -1999.- 249 с
Отношение
Связь, касательство, участие. Я имею отношение к этому предприятию.Взаимное общение, связь между кем – чем – н. (людьми, обществами…), образующимися из общения на какой – н. почве.Толковый словарь русского языка: В 3 т. Т.1.А-М/Под ред. проф. Д.Н. Ушакова.-М.: Вече, Мир книги, 251 с.Взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем – чем –н.Связь между кем – н., возникшая при общении, контактах. Отношения между людьми. Дружеские отношения. Деловые отношения.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений\Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.-М.: Азбуковник, 1999 – 98 с.
 Формирование ЗОЖ
 
 
 
 
Уклад школьной жизни
 
Уклад семейной жизни
Социализация ребёнка
 
 Формирование принципов толерантности
Духовно – нравственное развитие ребёнка
Современный национальный воспитательный идеал
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить
Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценкеФормирование моралиРазвитие совестиУсвоение базовых национальных ценностейГотовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступкиСпособность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбораТрудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностейОсознание ценности человеческой жизниУкрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями
В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить
Осознание себя гражданином РоссииГотовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовамРазвитость патриотизма и гражданской солидарностиЗаботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласияОсознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, ОтечествуПонимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другогоБережное отношение к жизни человека, забота о продолжении родаЗаконопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядокДуховную, культурную и социальную преемственность поколений
В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить
Укрепление и совершенствование демократического федерального правового государства с республиканской формой правленияПовышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организацийПовышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страныУкрепление национальной безопасности
Духовно – нравственное развитие гражданина России
Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно – смысловой сферы личности, посредством осознанного принятия ею ценностей:семейной жизни;классного и школьного коллектива;культурно – регионального сообщества;культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий России;российской гражданской нации;мирового сообщества.Духовно – нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов.
Система отношения к базовым национальным ценностям
Патриотизм ( любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству);Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);Гражданственность ( правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);Семья (любовь верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);Труд и творчество (созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);Традиционные российские религии ( представление о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира);Искусство и литература ( красота и гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);Человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Уклад школьной жизни
«Уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально-коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).
Уклад школьной жизни
Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержке семьёй обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений.
Уклад школьной жизни:
образ жизнедеятельности: престижный вид совместной деятельности, наличие ключевых дел;стиль, основные правила и формы делового и межличностного общения, отношения между участниками воспитательного процесса, традиции, правила по которым живет коллектив;отношение педагогов к воспитанию и воспитательной работе, компетентность в сфере воспитательной работы;представление о месте и роли отдельных участников воспитательного процесса и групп, осознание школьниками и взрослыми своей роли и места в жизнедеятельности учебного заведения;культивирование привычки и модели поведения человека в контексте школьной среды обитания вводим в качестве единственно возможных такие поведенческие культурные нормы по отношению к окружающему предметному пространству, как бережливость, соблюдение порядка, регулярный уход за вещами и предметами, целевое использование, сохранение чистоты после проведенного занятия;управление воспитательным процессом, компетентность в проблемах воспитания;представление о взаимодействии с окружающей средой: семьей, учреждениями и организациями;введение школьного этикета - это яркая форма выражения отношения к человеку как наивысшей ценности в любой ситуации. Разумеется, владеть этикетом должны в первую очередь педагоги. Они — образец и, одновременно, живая инструкция. Инстинкт подражания, столь свойственный детям, выполняет роль психологического механизма на первых порах.
Уклад школьной жизни
Все это в своей совокупности и взаимосвязи содействует формированию у школьника ценностного представления школы, общества, людей (которые для него предстают как «они», «мы», «все»), ученья. И чрезвычайного важного представления о своем месте среди других и важности связи «Я» и Другого. Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. Сформированный уклад школьной жизни позволит предотвратить негативные проявления в подростковой среде.
Уклад семейной жизни
Уклад семейной жизни характеризует специфику повседневной жизни людей, ее духовно-нравственный климат и психологическую атмосферу (социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношений членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность и компетентность (культура) родителей, их личный пример, умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка). Семейный уклад – интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример, уровень психолого-педагогической культуры родителей, здоровье членов семьи. Каждый компонент семейного уклада важен для воспитания детей в семье, формирования благоприятных супружеских, детско-родительских, прародительских отношений. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:1) обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);2) традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);3) отношения: сердечные чувствования и настроения;4) правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни;5) распорядок дня, недели, года (порядок, установленный в течение дел в обозначенные промежутки времени).
Уклад семейной жизни
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и уклада семейной жизни. В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.В обучении родителей выделяются три направления:обучение родителя как воспитателя;обучение родителя как учителя своего ребенка;обучение родителя как союзника, партнера, соратника в деятельности специалистов сопровождения. Современные родители (а особенно родители, нуждающиеся в комплексном сопровождении), как правило, нуждаются в обучении навыкам помощи ребенку при освоении им образовательных программ; навыкам эффективного общения с ребенком; приобретении умений использовать правовые знания в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в школы и вузы, формы участия родительской общественности в жизнедеятельности образовательного учреждения и т.д.).
Уклад семейной жизни
Наиболее важным направлением в создаваемой системе является изучение семьи. Изучение родителей, помимо уточнения их запросов, позволяет своевременно получить обратную связь от них, получить представление о той реакции, которую вызывают те или иные шаги образовательного учреждения. При изучении членов семьи важно ответить на три главных вопроса: кто они — (образовательный портрет семьи, социально-педагогическая характеристика); чего хотят — образовательные запросы семьи (цели, запросы, и отношение к ОУ (педагогу)); что могут — образовательный потенциал семьи (какими ресурсами обладает каждый член семьи и семья в целом).
Социализация ребёнка
Одним из способов решения проблемы социализации ребёнка является технология социального проектирования. Воспитание и социализация должны преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание школьников. Социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Формирование принципов толерантности
В современных условиях, когда обострились скрытые прежде противоречия, начали проявляться национальная рознь, межнациональные конфликты, преступления на национальной почве, участились случаи национализма и ксенофобии, появилась необходимость усилить работу по формированию принципов толерантности среди подростков и молодежи. От детей, которые приходят к нам сегодня, завтра будет зависеть безопасность и благополучие государства. Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых - уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности; изучение других людей, понимание их, интерес к ним; акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах. Задачей органов образования в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в межнациональных отношениях является:формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов борьбы с экстремизмом;гармонизация межнациональных и этнокультурных отношений;создание в обществе атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа;формирование интереса у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей;создание условий для межнационального общения в образовательном учреждении, содействие укреплению межнациональных культурных связей.
Формирование принципов толерантности
Результатом работы по воспитанию подростков и молодежи в духе принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма является выпускник, который должен научиться: негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Формирование ЗОЖ
Создание безопасной образовательной с точки зрения психологической, личной защищённости каждого школьника, формирующей культуру здорового и безопасного образа жизни:формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровье сберегающего характера учебной деятельности и общения;формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме; о рациональной организации режима дня, учёбы, отдыха с учётом возрастных особенностей;формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей;формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам;формирование основы здоровье сберегающей учебной культуры: умений организовать успешную учебную работу, выбирая адекватные средства и приёмы выполнения заданий с учётом индивидуальных особенностей;формирование умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.

Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....

Исследовательская работа "Воспитание бережного отношения к природе через изучение художественных произведений якутских авторов"

В последние годы в нашем обществе недостаточно внимания уделяется бережному отношению к природе. Люди не всегда уважительно, бережно относятся к нашим лесным богатствам.  Это исходит, прежд...

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью....

Статья "Воспитание ценностного отношения к русскому языку как средство развития личности"

Статья актуальна своей теоретической и практической направленностью. Методологическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного о...

Нравственное воспитание учащихся через воспитание уважительного отношения к матери на литературном и на жизненном материале

Одним из основных направлений в нравственном воспитании человека я считаю воспитание любви и уважения к Матери.         По моему, человек, любящий и уважающий с...