Нравственное воспитание учащихся через воспитание уважительного отношения к матери на литературном и на жизненном материале
проект по литературе на тему
Одним из основных направлений в нравственном воспитании человека я считаю воспитание любви и уважения к Матери.
По моему, человек, любящий и уважающий свою мать, понимающий всю глубину материнского самоотречения ради своих детей, не сможет быть безнравственным человеком. На всём протяжении изучения курса литературы в школе с 5 по 11 класс, особое внимание уделяю урокам, посвящённым образу Матери.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одним из основных направлений в нравственном воспитании человека я считаю воспитание любви и уважения к Матери. По моему, человек, любящий и уважающий свою мать, понимающий всю глубину материнского самоотречения ради своих детей, не сможет быть безнравственным человеком. На всём протяжении изучения курса литературы в школе с 5 по 11 класс, особое внимание уделяю урокам, посвящённым образу Матери.
Работая над своей проблемой, ставлю перед собой следующие задачи: 1) изучить программу и выявлять произведения, в которых звучит тема материнства и раскрывается образ матери; 2) подобрать произведения для внеклассного чтения; 3) подобрать материал для проведения внеклассных мероприятий по данной тематике;
Акцентирование внимания на образе матери при изучении программного материала
5 класс При изучении темы «Пословицы и поговорки» даётся задание учащимся найти и выучить пословицы, поговорки о матери; проиллюстрировать понравившуюся пословицу, написать на основе этой пословицы небольшой рассказ или сказку.
«Стихотворение Д. Мережковского «Мать» учащиеся получают задание привести примеры самопожертвования среди животных из жизни или на литературном материале и написать об том – в классе проводится конкурс творческих работ.
Работа над проблемой идёт по следующим направлениям: 1)на уроках литературы при изучении и обсуждении программных произведений внимание учащихся акцентируется на образе матери, даже если он не является основным в самом произведении; 2)разработка планов-конспектов по внеклассному чтению; 3)проведение внеклассных мероприятий на данную тему; 4)проведение творческих работ.
При изучении отрывка из романа Л.Н. Толстого «Петя Ростов» обращаемся к страницам самого романа, где описывается состояние матери после гибели сына.
При изучении повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» Особое внимание обращается на сцену прощания матери с сыновьями, которую должен прочитать сам учитель. Проводится диспут «Оправдано ли такое отношение к материнским чувствам»
Образ матери рассматривается при изучении творчества Н. Некрасова («Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос»), Л. Толстого («Детство»), Е. Носова («Живое пламя»).
8 класс Изучение рассказа К. Паустовского «Телеграмма» полностью посвящено теме Матери
Содержание уроков внеклассного чтения Тема 1. 5 класс. Сказка О. Уайльда «Мальчик-звезда» Инсценирование эпизода «Встреча Мальчика - звезды с матерью ».
Тема 2. 7 класс. «Одна у человека родная мать, одна у него и родина». По сказке М. Горького «Мать изменника» и «Балладе о партизанке» Л. Татьяничевой. Слияние понятий «мать» и «Родина-мать» в единое целое. Трагический конфликт между материнским чувством и гражданским чувством долга.
Тема 3. 8 класс «Я поздно понял…» Из цикла «Маленькие рассказы» Е. Ауэрбах. Дружба матери и сына. Духовное богатство и душевная теплота в общении матери с маленьким сыном. Самостоятельная жизнь повзрослевшего героя рассказа, потеря матери. Мотив покаяния героя рассказа.
Тема 4. 9 класс. «Мать – высокая звезда». По поэме Р. Гамзатова «Берегите матерей» Р.Гамзатов – поэт, воспевший Женщину-мать, первоначало жизни на земле. Пронзительный образ матери в поэме «Берегите матерей». Философское раздумье о жизни и смерти, о радостном и печальном, о «начале всех начал».
Тема 5. «Вы все будете жить…» По повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Повесть В. Закруткина «Матерь человеческая» - гимн простой русской женщине, бессмертию рода человеческого, великому разуму жизни. Чистота и праведность образа Марии, высота и сила ее духа, выкованного в невыносимых страданиях. Жизнь – трагедия, но из трагедии исходит свет и нравственная сила. Ассоциация образа Марии с образом России, великой в духовной мощи. Христианские мотивы в повести.
Тема 6. «Такого не должно быть» По рассказу В. Дёгтева «Мы с братом». Ответственность за поступки свои и близких людей. Трагедия несостоявшегося материнства.
Тема 7. «Судьба матери в условиях тоталитарного режима». По повести Л.К. Чуковской «Софья Петровна». Повесть Л. Чуковской «Софья Петровна» - жемчужина женской прозы эпохи сталинизма. Жестокая правда того времени, описание страданий матери, сын которой оказался в тюрьме. Нравственная высота человеколюбия главной героини, сострадание к людям и вера в них.
Мероприятия с приглашением мам 5-6 классы. «При солнышке тепло, при матери – добро» - утренник. К празднику ученики готовят подарки мамам – красочно оформленные сочинения «Моя любимая мама» 7-8 классы. Вечер- представление «Знакомьтесь: моя мама». Каждый ученик представляет свою маму и дарит ей свое стихотворение. 9 класс «Очень трудно матерью быть» - литературный вечер. «Восславим женщину-мать» - литературно-музыкальная композиция.
В будущем планирую разработать программу по теме «Нравственное воспитание учащихся на сопоставлении образов матери и отца в произведениях русской, якутской литературы и литературы малочисленных народов Севера РФ. Якутская литература: образ матери и отца в фольклоре П. А. Ойунский «Ийэм Дьэбдьэкиэй унуо5ар» Н. Е. Мординов- Амма Аччыгыйа «Сааскы кэм» и т.д Малочисленные народы Севера: образ матери и отца в фольклоре Андрей Васильевич Кривошапкин – эвенский писатель «Кос олох уьун суола», «Сын Читчиткана». Николай Саввич Тарабукин – эвенский писатель «Мое детство» Николай Иванович Спиридонов – Тэки Одулок – юкагирский писатель «Жизнь Имтеургина старшего» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение национальных финских традиций во время подготовки и проведения конкурса «Святая Люсия»
О формах воспитательной работы в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе...
Духовно-нравственное воспитание учащихся через школьное вожатское движение.
Не редко можно услышать крайне негативные оценочные заявления, исходящие от людей старшего поколения, в адрес современной молодежи. Расстояние между поколениями в современно мире неизмеримо. Ценностны...
Духовно-нравственное воспитание учащихся через наследие К.Насыри.
Статья посвящена духовному наследию К.Насыйри....
Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...
Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к исскуству
Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к исскуству...
Формирование духовно- нравственного воспитания учащихся через интерес к национальной культуре и традициям русского народа.
В настоящее время актуальным направлением духовно-нравственного воспитания является формирование у учащихся этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.Особая роль в р...
Статья:Патриотическое и духовно - нравственное воспитание учащихся через уроки физической культуры
Опубликована в сборнике тезисов выступлений участников 19 городских педагогических чтений...