Духовно-нравственное воспитание учащихся через школьное вожатское движение.
статья по теме

Пономарёва Юлия Васильевна

Не редко можно услышать крайне негативные оценочные заявления, исходящие от людей старшего поколения, в адрес современной молодежи. Расстояние между поколениями в современно мире неизмеримо. Ценностные ориентиры отдаляют детей от родителей, бабушек и дедушек. Вместо нравственных норм, которые прививала советская система воспитания, приоритетными становятся качества, позволяющие личности быть конкурентоспособной. В последнее время широко обсуждаемой стала тема возрождения детско-юношеской организации. Акцент в работе предполагаемой детской организации не будет носить политического характера и будет далек от идеологического воспитания. Акцент будет сделан на патриотическом и духовно-нравственном воспитании, развитии волонтерского движения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся

через школьное вожатское движение.

Во время раскопок древнего Вавилона был найден глиняный горшок, и надпись, сделанная на нем 5000 лет до н.э., кажется актуальной по сей день: "Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру".

Не редко можно услышать крайне негативные оценочные заявления, исходящие от людей старшего поколения, в адрес современной молодежи. Расстояние между поколениями в современно мире неизмеримо. Ценностные ориентиры отдаляют детей от родителей, бабушек и дедушек. Вместо нравственных норм, которые прививала советская система воспитания, приоритетными становятся качества, позволяющие личности быть конкурентоспособной. В последнее время широко обсуждаемой стала тема возрождения детско-юношеской организации. Акцент в работе предполагаемой детской организации не будет носить политического характера и будет далек от идеологического воспитания. Акцент будет сделан на патриотическом и духовно-нравственном воспитании, развитии волонтерского движения.

К Международному дню защиты детей, 1 июня 2015 года, Правительство РФ решило утвердить, разработанную министерством образования, «Стратегию развития воспитания до 2025 года». Авторы документа уверены, что новая программа воспитания будет содействовать появлению нового поколения людей, «разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины». Таким образом, главным в новой стратегии воспитания станут творческая жизнь и мотивация школьников. В свою очередь, осенью 2015г., политическими лидерам было предложено создать общероссийскую организацию детей и молодежи. Указ о ее создании был подписан президентом РФ, но на сегодняшний момент в решении этого вопроса существует много споров, главными из которых являются вопросы, связанные со структура новой организации и тем, какие новые возможности она предложит детям и молодежи. Не ясным представляется также то, кто займется ее становлением.

Будет ли создана всероссийская детско-юношеская организация в ближайшее время, или этот законопроект так и останется проектом, не известно. Но опыт показывает, что существовавшие пионерские дружины и вожатские отряды служили хорошей базой для развития лидерских качеств детей и формирования чувства ответственности за жизнь и здоровье окружающих.

Не смотря на исчезновение пионерской организации и замене пионерских лагерей на детские оздоровительные лагеря, вожатское движение не прекратило свое существование. Вожатые по-прежнему являются для детей образцами для подражания, кумирами. Мечта многих детей, повзрослев, стать вожатым. Что же такого привлекательного в этой профессии? Все очень просто. Главными являются принципы, на которых основана деятельность вожатого. В первую очередь вожатый – это лидер детской группы. Сильная, харизматичная личность, обладающая чувством юмора, разбирающаяся в вопросах конфликтлогии и детской психологии, способная помочь в решении детских вопросов лучше, чем это бы сделал взрослый. Степень доверия вожатому выше, чем любому, даже очень близкому взрослому, потому что вожатый по возрасту ближе к ребенку. Он входит в круг доверия ребенка проще, потому что они из одного технологического мира. Вожатский кодекс не позволит унизить ребенка, посмеяться над его неудачей, грубо разговаривать с ребенком. Вожатый лоялен в общении, доброжелателен и открыт к конструктивному взаимодействию с детьми. Дети соглашаются с вожатым, верят ему и идут за ним, потому что вожатый всегда верит в детей и верит в значимость того, что делают дети.

Соответственно через вожатское движение духовно-нравственное воспитание учащихся, базирующееся на вожатских принципах, несет в себе превосходный потенциал. Появление вожатского движения в образовательном учреждении не только в период работы летнего лагеря дневного пребывания, но и непрерывно, в течении года, позволит решит множество проблем. Ребята, входящие в состав вожатского отряда, могут взять шефство над учащимися младших классов. Обучать их нормам и правилам поведения в общественных местах, прививать чувства доброты и отзывчивости к чужому горю, сознательное отношение к учебной и внеурочной деятельности. Вожатые могут сами многому научить детей: петь, танцевать, писать сценарии мероприятий, любить спорт, общаться со старшими и с младшими. Вожатый – это проводник из мира детей в мир взрослых, он посредник между двумя вселенными.  Важными станут взаимопомощь и взаимовыручка, ответственность и умение работать в команде, умение спланировать работу и спрогнозировать результаты и возможные риски планируемой деятельности. Вожатые, совместно с учащимися, смогут разрабатывать и реализовывать социальные проекты, участвовать в волонтерских движениях, что позволит развиваться активной гражданской позиции.

Тесное взаимодействие учащихся будет способствовать развитию ученического самоуправления в полной мере. Не будет происходить искусственного насаждения задач и требований их решать. Ученическое самоуправление создаст условия для непрерывного личностного роста ребенка. И принципы вожатского движения, ориентированные на ребенка, помогут в становлении творческой, активной, сознательной и инициативной личности, позволят расти и развиваться гражданину своего Отечества, уважающему культуру всех народов, живущих в мире. Гражданское становление личности, реализация потребностей в творчестве, раскрытие его способностей, талантов, потребности в познании мира, романтической жизни, дружбе, а также защита прав каждого ребенка – вот база, на которой основано мировоззрение вожатого, его жизненные установки. Именно эти истины каждый вожатый прививает каждому ребёнку.

Подводя итог вышесказанному хочу сказать, что создание вожатского движения и его функционирование в образовательном учреждении в течении всего учебного года может способствовать достижению успехов в духовно-нравственном воспитании обучающихся.

Пономарева Юлия Васильевна

 заместитель директора по воспитательной работе

МАОУ гимназия №6 г.Томска

https://lenta.ru/articles/2015/10/09/pioneer/

http://forum.planerochka.org/index.php?showforum=35

http://summercamp.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...