Духовно-нравственное воспитание учащихся через наследие К.Насыри.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание учащихся через наследие К.Насыри.
Каюм Насыйри выдающийся ученый-просветитель, писатель, педагог. Всю свою жизнь К. Насыйри посвящает просветительской работе, разрабатывает татарский литературный язык, первым в истории приступает к обучению татарских детей русскому языку и, несмотря на все преграды, доводит свое дело до конца. Как отмечает А.Н. Юзеев, Насыйри – просветитель, посвятивший всю свою жизнь служению татарскому народу, вызволению его из оков средневековья и приобщению к сокровищам современной науки и культуры.
В течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности издал около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки. Каюм Насыри был истинным ученым, он горячо любил свою родину, свой народ и много сделал для его развития.
В многоцветий языков и культур, во взаимопонимании и милосердии друг к другу великий педагог видел успех и процветание страны. Нет малых народов и больших, все народы равны и едины, все имеют свою неповторимую самобытную культуру, которую следует защищать, сохранять и передавать своим потомкам. Исчезнут язык, культура - тогда исчезнет и народ. Уважение, любовь к Родине, к своим историческим корням и народу начинается с момента рождения человека, передается с молоком его матери. Огромный вклад К. Насыри внес в изучение истории татарского народа. Он собирал исторические документы, записывал фольклорные произведения народа, изучал этнографию татарского народа, проводил исследования археологических ценностей.
В преодолении национальных барьеров и достижении взаимопонимания между русским и татарским народами немаловажное значение имела также деятельность К. Насыри по ознакомлению русской публики с историей, культурой и бытовыми традициями татар. Он считал, что распространение среди русских литературы о культуре и бытовых традициях татар, ознакомление их с историческим прошлым татарского народа будет способствовать изменению предвзятого суждения о них.
Для русского читателя им написаны, в частности, «Сказки казанских татар в сопоставлении их со сказками других народов» (1910), «Поверия и обряды казанских татар» (1880), «Образцы народной литературы казанских татар» (1896). Эти работы в свое время получили весьма положительную оценку со стороны русских ученых.
Особое место в его трудах занимают проблемы обучения и воспитания. Этой проблеме посвящены такие его произведения, как «Китабет-тербия» (книга воспитания), «Балаларга тэгьлим бирмэк» (обучение детей), «Ахляк рисалясе» (трактат по этике) в двух самостоятельных выпусках, «Тэрбия» (воспитание), «Мугай-нетдин», «Бала тэрбия кылучы хатыннарга нэсихэт» (советы матерям, воспитывающим детей) и др.
«Воспитание,— пишет он,—не сводится к одному лишь питанию и созданию условий для телесного развития. Наряду с ними оно охватывает формирование у детей характера, исправление их поступков, Следовательно, воспитание человека наряду с физическим охватывает также духовное развитие. Причем последнее включает в себя, прежде всего, развитие разума, памяти и мыслительных способностей человека, приобретение знаний об окружающей действительности и познание самого себя.
Важнейшей составной частью воспитания, по мнению К. Насыри, является привитие человеку трудовых навыков и обучение ремеслам. Он подчеркивает воспитательное значение труда для детей, призывает поддерживать и поощрять их стремление мастерить и совершать трудовые операции. «Когда дети берут ножи и начинают делать себе игрушки,— пишет он, обращаясь к родителям,— вы запрещаете им это делать, считая, что они сорят избу. Это занятие показывает, что ваши дети стремятся к ремесленничеству, а вы это не понимаете» .
Важной, по его мнению, является и личность педагога. «Любой учитель, каждый педагог,— указывает он,— должен считать себя в числе тех, кто идет на великое дело, и быть готовым так воспитывать своих учеников, чтобы это сказалось потом на всем протяжении их жизни». А для этого он «должен обладать энциклопедическими знаниями, любить науки, глубоко познать основы воспитания и быть способным самостоятельно находить методы обучения».
Каждый ребенок, считал педагог, должен знать и изучать родной язык матери, жить в родной культуре, сохранять традиции старшего поколения, любить свой отчий дом, большую и малую родину, уважать своих соседей, изучая их язык, знакомясь с их культурой, верой, дабы не составить превратных представлении, и стремиться к вершинам современной науки. В этой глубокой мысли ученого заключено понимание воспитательного идеала человека. В своей небольшой по объему "Книге о воспитании" (Китаб-әт-тәрбия, переведенной и на русский язык), содержащей наставления, поучительные истории и притчи, он поднимает многие проблемы нравственного воспитания молодежи, которые актуальны и в наше время. Например, он подчеркивал: "Воспитание нельзя понимать как хлопоты о кормлении и росте ребенка, это и пропитание его, и забота о его нравственном совершенствовании, и привитие прекрасных, благородных манер. В книге К. Насыри 113 наставлений. Действующими лицами в "Книге о воспитании" являются пророки, праведники, мудрецы и простые люди. Но эта книга не религиозный трактат, а сборник мудрых правил, педагогическое руководство по воспитанию подрастающего поколения. Она и сейчас может быть настольной книгой для читателей, родителей, учителей и воспитателей. Нравственные ценности носят общечеловеческий характер и поэтому она универсальна для всех. На примерах из жизни мудрецов и простых людей автор описывает события, а затем делает выводы, подводит читателя к моральным наставлениям, которые изложены не в виде нравоучений и назиданий, а в форме житейской проблемы, простого совета, стратегии поведения на будущее. Обращения автора к читателю "О сын мой!", "Дети мои!" носят в себе огромный гуманистический смысл. Автор не возвеличивает себя, а на равных ведет диалог, идет к читателю навстречу, протягивает ему руку помощи, советует, помогает решить проблемы, предупреждает об опасности.
Достоинством этого труда является и то, что автор каждой притче дает свои комментарии. Рассмотрим наставление седьмое: «Один падишах, путешествуя по морю, обратил внимание на юношу, который впервые попал на корабль и не был знаком с трудностями, столь обычными в плавании. Он все время плакал, дрожа от страха. И сколько его ни успокаивали, не переставал плакать. Падишаха огорчило это. Мудрец, бывший в его свите, сказал: «О, повелитель, если позволишь, я уйму юношу. Мне известна хитрость, которая научит его выдержке». «Поступай, как знаешь», – ответил падишах. Мудрец распорядился. Юношу связали, бросили за борт, окунули раза два и подняли на корабль. Почувствовав себя воскресшим из мертвых, он сидел теперь тихо. Падишаху это понравилось, и он спросил: «В чем же твоя хитрость, мудрец?» Тот ответил: «Этот юноша никогда не ходил в море, не знал, как тонут люди, а потому не умел радоваться благополучному плаванию».
Точно так же, сын мой, человек не в силах радоваться своему здоровью и благополучию, пока судьба не пошлет ему испытание». Этой поучительной историей автор дает понять, что человеку необходимо ценить и бережно относиться ко всему, что у тебя есть, уметь радоваться даже самомому малому.
Большое значение автор уделял проблеме обучения этикету. "Александра Македонского спросили: "Как удалось тебе добиться покорности на Востоке и Западе? Прежние правители не жалели ни войск, ни сокровищ, а не смогли завоевать столько стран". Александр ответил: "Я брал страны, но не обижал народ. А прежних правителей поминал только добром". О сын мой, видишь, сколь могуч воспитанный человек? Доброта и кротость берут города; надо быть добрым и снисходительным ко всем, остерегайся говорить дурно даже о своих врагах".
Особое внимание К. Насыри уделял проблеме сохранения здоровья человека, культуре его питания. И этому тоже посвящены наставления. "Известно, что один из персидских царей послал однажды лучшего своего лекаря к пророку в Аравию. Прожил лекарь несколько лет, но ни один человек не подошел к нему и не сказал: "Помоги мне". Тогда пошел он к пророку и пожаловался: "Я живу здесь много лет, но никто на меня внимания не обращает". Пророк ответил: "Люди здесь не едят, покуда не проголодаются, и отводят руку от еды раньше, чем насытятся". "Так вот почему они не знают болезней!" - воскликнул лекарь, поцеловал землю и ушел. Думаю, сын мой, ты понял смысл этой притчи. Не наедайся до отвала, неумеренность в еде ведет к болезням, умей довольствоваться малым".
Существенным фактором, свидетельствующем о выдающейся роли К. Насыри в истории татарской литературы, является то, что он одним из первых стал писать свои произведения на понятном широким массам языке и всеми силами старался освободить татарский язык от давления арабского и персидского языков.
Каюм Насыри вошел в историю татарской литературы как автор ряда художественных произведений. Его литературное наследие содержит краткие рассказы, новеллы и стихотворения. Наряду с созданием оригинальных сочинений он проводил большую работу по отбору лучших повестей, рассказов и новелл, изданных на арабском, персидском и турецком языках и переводу их на татарский язык. В своем литературном творчестве он широко опирался также на татарский фольклор.
Среди татар Поволжья и Приуралья на протяжении многих веков большой популярностью пользовалось имя великого мыслителя средневековья Ибн-Сины (Авиценны) – философа, юриста и медика, жившего в Средней Азии. Наряду с достоверными сведениями о его жизни и деятельности, среди простых людей ходило много легенд, представляющих ученого-мыслителя в облачении сказочного героя. На основе этих легенд и книги турецкого писателя Сайда Яхъя «Канжина-и хикмат» К. Насыри написал и в 1872 году опубликовал свое знаменитое произведение «Повесть об Абу-али-сине» («Абугалисина»), в котором представил Ибн Сину в качестве сеятеля просвещения и высоких нравственных идеалов, поборника правды и справедливости, защитника обездоленных и непримиримого врага тирании.
Кроме того, К. Насыри переработал и издал арабоязычное литературное произведение «Повесть о сорока везирах» (1868), схожее по своей форме и структуре с “1000 и 1 ночью”. Данная повесть поднимает вопросы гуманности и справедливости, отношения между правителем и его народом, проблемы добра и зла, нравственного выбора между сердцем и разумом. Повесть имеет ящичную композицию, где на протяжении 40 дней везири рассказываю падишаху поучительные истории. После которых падишах должен принять важное решение: казнить или нет своего сына. Также К Насыри перевел и опубликовал на татарском языке средневековый персидский литературный памятник «Кабуснамэ» (1886).
Основные свои мировоззренческо-религиозные взгляды Насыри изложил в «Фаваких ал-джуласа» (Плоды собеседников)[8], сокращенный вариант которого известен под названием «Кырык бакча» (Сорок садов)[9]. Составленный К. Насыри труд, представляющий собой сборник назиданий, учебник жизни для многих поколений, до сих пор остается неизданным на кирил-лице в полном объеме.
По своей структуре и содержанию книга «Фаваких аль-джуласа» разнообразна и богата. Она состоит из 40 глав. Каждую главу автор называет рауза (сад). По замыслу К. Насыри, книга представляется прекрасным плодоносящим садом. В этих садах (главах) повествуется о качествах, присущих человеку, его деяниях, различных явлениях. Автор называет их плодами растущих в саду деревьев.
К. Насыри обратился к крупным и известным произведениям восточных авторов и перевел их творчески, исходя из специфики татарского языка, лите-ратурно-художественных потребностей и эстетических запросов татарского читателя.
В книге Каюм Насыри поднимает проблему просвещения народа, исходя из общего для просветителей предположения, что для того, чтобы сделать народ счастливым, нужно способствовать его просвещению, образованию, распространять научные знания и нравственные принципы, совершенствовать народную нравст-венность. Насыри оценивал знания как самое большое богатство человечества.
В каждом его разделе поднимаются проблемы, касающиеся человеческого быта, народ-ных традиций и обычаев, взаимоотношений между людьми, и даются конкретные советы для их совершенствования. Предметами рассуждения в книге являются такие человеческие качества, как верность, прямота, щедрость, ум, ученость, любовь, богатство, двуличие, леность, бедность, невежество. Автор пишет о создании семьи, культуре речи и о многом другом, что так важно в человеческой жизни. Отметим, что К. Насыри иллюстрирует свои уроки воспитания поучитель-ными примерами, сюжетами, новеллами, художественными афоризмами, выска-зываниями известных ученых-философов, хадисами пророка Мухаммеда.
Новеллы и рассказы сборника лаконичны, некоторые из них состоят всего из нескольких предложений. Содержание многих юмористическое или забав-ное, другие, наоборот, глубокомысленны и серьезны. Для последних характер-но повествование о событиях, наличие мудрых изречений и некоторые другие важные компоненты.
С целью донести до читателя свои мысли писатель приводит ряд новелл как иллюстрации сказанного, при этом эти новеллы весьма поучительны и им присущ динамичный сюжет. Иногда новеллы откровенно шутливы и юмори-стичны. В одной из них говорится о том, как один человек послал другу в пода-рок кольцо без камня. Тот, получив его, изрекает: «Спасибо, пусть Всевышний Аллах поселит его в раю, да во дворце без крыши».
Последний раздел данного сборника достоин особого внимания. Этот раздел полностью посвящен татарскому фольклору. Здесь он размещает загадки, народные песни, пословицы и поговорки, баиты.
Таким образом, последняя глава представляет особую ценность, в ней собрано бесценное богатство татарского народного творчества.
Занимаясь долгие годы педагогической деятельностью, он не остался просто учителем-практиком, а был педагогом-мыслителем. Говоря об ответственности педагога, Каюм Насыри пишет: «Если ты педагог и воспитатель, так воспитывай своих подопечных, чтобы твое воспитание сказывалось на них до конца их жизни».
Со своими трудами по татарскому языку и истории К. Насыри оказал своему народу существенную помощь в понимании исторического прошлого и культурного наследия. С художественными произведениями и трудами по литературоведению он внес неоценимый вклад в создание фундамента современной татарской литературы. Его научное и литературное наследие занимает достойное место в истории татарской культуры.
Всю свою жизнь, ум и талант он посвятил делу образования своего народа. Сегодня Министерством образования Республики Татарстан учреждена премия имени К. Насыри, которой награждаются лучшие педагогические коллективы, учителя, воспитатели, авторы учебников по татарскому языку - все те, кому небезразлична судьба татарского народа и России. В последнее время, когда проблеме воспитания и формирования здорового образа жизни обучающихся стало уделяться первостепенное значение, в школах Республики Татарстан разрабатываются инновационные проекты эффективности национального образования и воспитания на основе изучения педагогического наследия И. Гаспринского, К. Насыри, Р. Фахретдина, И. Я. Яковлева и других народных просветителей. Во многих школах введены уроки нравственности, педагоги проектируют авторские программы, апробируют новые технологии воспитания. В Казани открыт Дом-музей Каюма Насыри, куда приезжают учителя и школьники со всех уголков России, и здесь они желанные гости.
Все его произведения актуальны по сей день, ценность их познается с годами. Именно он говорил, что обучать надо с самого малого возраста и мы понимаем, что начальное образование - это как фундамент на котором строится дом, именно такой, который ты хочешь. Заканчиваю словами Каюм-бабая, который в свое время справедливо утверждал: «Знания, полученные в детстве, подобно орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнется, покуда он тонок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение национальных финских традиций во время подготовки и проведения конкурса «Святая Люсия»
О формах воспитательной работы в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе...
Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»
В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик....
Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»
Данное пособие представляет собой подробное описание опыта реализации проектной деятельности и методическоие рекомендации по ее организации и проведению....
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...