Формирование духовно- нравственного воспитания учащихся через интерес к национальной культуре и традициям русского народа.
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Каблукова Елена

В настоящее время актуальным направлением духовно-нравственного  воспитания является формирование у учащихся этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

Особая роль в решении воспитательных задач по формированию у школьников этнокультурных знаний принадлежит народному костюму как одному из элементов национального искусства, имеющего свою давнюю яркую историю и сложившиеся традиции .Народный костюм  как «культурно-художественный текст» - это художественно-образная летопись народа, продукт традиций народной культуры, выраженный в знаково-символической художественной форме, включает представления человека об окружающем мире, сохраняет духовно-культурные ценности. В творческом процессе создания костюма объединяются элементы истории, фольклора, обрядов, декоративного искусства, несущих в себе глубокое духовное содержание.

Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kablukova_publikatsiya.docx21.24 КБ
Файл rus_narod_kostyum1.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно- нравственного воспитания учащихся через интерес к национальной культуре и традициям русского народа.

                                                   

Каблукова Елена Николаевна ,

                                                  классный руководитель 8 класса,

                                                    учитель изобразительного искусства.

                                                                  ГБОУ школа № 430 Петродворцового района               Санкт- Петербурга.

                                           Любовь к родному краю, знание его истории —

                                           основа, на которой только и может  

 осуществляться

                                          рост духовной культуры всего общества.

                                                                                                  Лихачев Д.С.

В настоящее время актуальным направлением духовно-нравственного  воспитания является формирование у учащихся этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

В целом этнокультурная компетентность предполагает наличие такого объема знаний и умений, который необходим не только для того, чтобы приспособиться к реалиям полиэтнической среды, но и достаточного для того, чтобы быть готовым и способным активно действовать в ней. Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление имеет своим содержанием следующую совокупность:

а) готовность и способность учащегося придерживаться этнокультурных традиций.

б) готовность и способность ученика изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния культур;

в) готовность и способность учащегося искать информацию, добывать знания об этнокультурах, используя различные базы данных, дифференцировать их с точки зрения значимости и достоверности, применять их для решения проблем в сфере межэтнического взаимопонимания и взаимодействия;

г) готовность и способность учащегося осмысливать социальные и связанные с ними этнокультурные процессы, путем анализа и систематизации знаний об этнических культурах, нахождения и признания в них общего и различного (специфичного);                                

д) готовность и способность учащегося включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного и координированного сотрудничества .

Особая роль в решении воспитательных задач по формированию у школьников этнокультурных знаний принадлежит народному костюму как одному из элементов национального искусства, имеющего свою давнюю яркую историю и сложившиеся традиции .Народный костюм  как «культурно-художественный текст» - это художественно-образная летопись народа, продукт традиций народной культуры, выраженный в знаково-символической художественной форме, включает представления человека об окружающем мире, сохраняет духовно-культурные ценности. В творческом процессе создания костюма объединяются элементы истории, фольклора, обрядов, декоративного искусства, несущих в себе глубокое духовное содержание.

Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды.

В 5 классе я ,как классный руководитель ,провела анкету :                                        

1 Считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского костюма.

2 Как лучше, по Вашему мнению, узнать историю костюма:

1) Изучить историю создания русского народного костюма из литературы;

2) Изучить историю русского народного костюма прослушав цикл бесед с наглядным пособием;

3) Изучить историю костюма ,посетив музей.

В течение учебного года мы посетили этнографический музей. Ознакомились с русскими народными костюмами разных областей России. В залах этнографического музея представлены материалы, рассказывающие о занятиях населения, устройстве жилищ, особенностях одежды, праздников и обрядов. Здесь выставлены разнообразные бытовые предметы, орудия труда, ритуальные атрибуты. Большая часть экспозиционных комплексов, рисующая быт народов России в XIX-XX вв., представлена в виде макетов в натуральную величину.

Ребятами были собраны литературные источники  и изучен материал по истории  русского народного костюма. В течение года проведены классные  часы ,конкурсы и викторины по изучению русского костюма.

Результаты работы показали успешное изучение  русской культуры, совершенствование творческих способностей и повышение культурного уровня школьников. Можно сделать вывод, что самый благодарный путь в воспитании преданности Отечеству, гордости за него, а также в развитии этнокультурной терпимости – это возрождение забытых национальных ценностей. А детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки народной культуры. Национальная культура – это источник мудрости, великодушия, высоких нравственных идеалов. Знание культуры своего народа помогает воспитать национальную гордость в каждом человеке, в каждой отдельной личности. Как показывает исторический опыт, этнокультурные традиции являются важнейшим инструментом формирования ценностной ориентации человека, а ценностные суждения и нормы определяют его дальнейшую деятельность, влияют на мировоззрение и методы принятия решений, в том числе и технологических. 

Оценивая результат работы, можно сделать вывод, что самый благодарный путь в воспитании преданности Отечеству, гордости за него, а также в развитии этнокультурной терпимости – это возрождение забытых национальных ценностей. А детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки народной культуры.

Литература.

  1. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации.
  2. Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян», М.: Наука, 1980
  3. Поштарева Т. В. Этнокультурная компетентность как социально-педагогическое явление // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы Междун. научн. конф. / Отв. ред. В. В. Гриценко. – Смоленск: Универсум, 2008. – Т. 2. – С. 95-104.
  4. Газета " Искусство" № 20 (356) октябрь, 2006 г.c/ 8-10, 20-23 Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб. :  «Паритет», 2006.
  5. Ермилова В.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. – М.: «Изобразительное искусство», 1985. – 286с. 6.
  6. Ефимова Л.В. Русский народный костюм: Альбом. – М.: Искусство,1989
  7. Забылин М.М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 608с.
  8. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма, М., 1988


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание этнокультурной компетенции посредством изучения символики русского костюма на уроках ИЗО

Слайд 2

Разработчик: Каблукова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства ГБОУ СШ № 430, Петродворцовый район

Слайд 3

Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Лихачев Д.С.

Слайд 4

Цель дипломной работы : Создание условий для воспитания этнокультуры на уроках изобразительного искусства посредством изучения символики русского народного традиционного костюма.

Слайд 5

Народный костюм как «культурно-художественный текст»

Слайд 6

Орнамент и цвет в традиционном народном костюме

Слайд 7

Орнамент пояса Орнамент в украшении народного костюма Эскиз современного костюма с элементами традиционного

Слайд 8

Традиционный народный женский костюм

Слайд 9

Традиционный мужской костюм

Слайд 10

Древне-русский костюм

Слайд 11

Праздничная одежда севера России

Слайд 12

Вышивка в оформлении женского костюма

Слайд 13

Семантика народных узоров. Солярные знаки

Слайд 14

Рубаха Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица .

Слайд 15

Сарафан Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами .

Слайд 16

Понёва Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины .

Слайд 17

Передник Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди

Слайд 18

Головные уборы

Слайд 19

Свадебный костюм Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами, утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.

Слайд 20

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Мужской костюм

Слайд 21

Русский народный костюм в произведениях известных художников В.Е. Маковский. Крестьянка А.Г.Венецианов. На пашне.

Слайд 22

Урок 1 . Узор в полосе. Орнамент пояса в русском народном костюме. Цель урока : Дать первичные представления об орнаменте и его элементах на примере пояса русского народного костюма. Задачи урока: Сформировать понятие «орнамент» и познакомить с основными элементами. Формирование любви к национальному искусству Через ознакомление со старинными русскими народными поясами. Формировать умение работать с схемами для составления простого узора в полосе.

Слайд 23

Орнаменты на поясах русского народного костюма

Слайд 24

Древнейшим способом изготовления поясов 1. плетение на дощечках («кружках») 2. применение бердышка , который представлял собой дощечку с чередующимися маленькими круглыми и длинными продольными отверстиями. 3. Плетеные пояса изготавливались на пальцах или с помощью нехитрых приспособлений в виде рогатины, которую вставляли в бутылку.

Слайд 25

Значение символов в орнаменте пояса

Слайд 26

Работы учащихся 5- х классов. Колесникова Аня ,5-б класс Рыгалова Настя, 5-г класс Томилов Петр, 5-г класс

Слайд 27

Урок 2. Символика украшения русского народного костюма. Орнамент в русском народном костюме Цель урока : Познакомить учащихся с особенностями русского народного костюм его художественной ценностью. Задача урока : Продолжить знакомство учащихся с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма. Сообщение новых знаний о символике в орнаменте, об оформлении-декорировании костюма. Повседневный костюм Праздничный костюм Свадебный костюм Траурный костюм

Слайд 28

Русские народные костюмы разных регионов

Слайд 29

Солнце Ночное солнце Древо жизни Плодородие Земля, почва, поле Символика орнамента русского народного костюма Добро, мир, свет

Слайд 30

Работы учащихся 6- классов.

Слайд 31

Результаты работы показали успешное изучение русской культуры, совершенствование творческих способностей и повышение культурного уровня школьников.

Слайд 32

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение национальных финских традиций во время подготовки и проведения конкурса «Святая Люсия»

О формах воспитательной работы в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе...

Духовно-нравственное воспитание учащихся через школьное вожатское движение.

Не редко можно услышать крайне негативные оценочные заявления, исходящие от людей старшего поколения, в адрес современной молодежи. Расстояние между поколениями в современно мире неизмеримо. Ценностны...

Духовно-нравственное воспитание учащихся через наследие К.Насыри.

Статья посвящена духовному наследию К.Насыйри....

Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Исследовательская работа даёт возможность учащимся научиться мыслить самостоятельно, устанавливать причинно-следственные связи, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных обл...

Статья:Патриотическое и духовно - нравственное воспитание учащихся через уроки физической культуры

Опубликована в сборнике тезисов выступлений участников 19 городских педагогических чтений...