Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к исскуству
статья

Сосиева Марина Махарбековна

   Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к исскуству

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к исскуству

Нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей нашего времени оказали негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего современной молодежи.

 Нравственная составляющая духовного воспитания формируется преимущественно с помощью воздействия на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношение к миру природы и миру людей и является результатом воспитания, отражая при этом ценностные ориентиры личности.

  •    Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется несколькими путями:
  • Через приобщение ученика к видам искусства: живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.
  • Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание  внутриличностного,  межличностного психологического комфорта.
  • Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые ученик получает при овладении учебными дисциплинами.  

Искусство играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании детей. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то формирование ценностных отношений средствами искусства должно быть включено в число предметов воспитания молодежи. Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты.»

Классный руководитель может играть огромную роль в обеспечении необходимой эстетической подготовки учащихся, помогая им воспринимать искусство, как средство познания окружающей действительности. Нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства. Задача классного руководителя так организовать встречу ребят с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у них сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник, музыкант или актер. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика. Здесь важную роль может сыграть театр.

Посещение театра решает такие педагогические задачи, как: обучение духовно-нравственным традициям, обучение нормам поведения в коллективе и общественных местах. У детей формируются нравственное отношение к окружающему миру; духовно-нравственная устойчивость и эмоционально-волевые качества личности; воспитывается уважительное отношение к истории своей страны и к культурному наследию своего народа; совершенствуются духовно-нравственные качества, усваивается толерантность по отношению к другим национальностям и религиям.

Особая роль в духовно-нравственном воспитания принадлежит музыке.

Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного - важная задача педагога.

Расширение жизненного и музыкального кругозора учащихся, формирование положительного отношения к музыкальному искусству.


Классическое изобразительное искусство, формировалось по принципам отображения лучших черт окружающего нас мира. Основываясь на изображениях прекрасного оно  воспитывает зрителя, читателя и слушателя в духе гуманизма, патриотизма и других высоких принципов. Классическое искусство не содержит в себе агрессию, а напротив, успокаивает мысли человека, побуждая его чувствовать и передавать любовь, совершать добрые поступки.

В каждом изображении есть мысль, чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мысли и чувства передаются зрителю, который созерцает это произведение. Если оно несет в себе любовь и доброту — человек наполняется этими эмоциями и излучает их, передавая окружающим людям. То же самое происходит и с негативными, агрессивными мыслями. Поэтому в нашей жизни так важно обладать хорошими, добрыми мыслями, испытывать любовь к окружающему нас миру. Нашей задачей сейчас, как никогда, является научить этому будущее поколение.

Искусство в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, искусство – одно из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования молодежи.

Очень важно, чтобы ученик осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение национальных финских традиций во время подготовки и проведения конкурса «Святая Люсия»

О формах воспитательной работы в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе...

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик....

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

Данное пособие представляет собой подробное описание опыта реализации проектной деятельности и методическоие рекомендации по ее организации и проведению....

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...