«В жизни всегда есть выбор. Вы согласны с этим?»
классный час (6 класс) по теме

Тодорова Юлия Рафаэлевна

 

Форма проведения: устный журнал.
Устный журнал – это нетрадиционная форма проведения классного часа. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих журнала и практической деятельностью школьников. В устном журнале широко используется наглядность в виде картинок, обозначающих фрагменты журнала, иллюстрирующих тематику сообщений. Используются короткие фрагменты научных фильмов.
Выбранная форма мероприятия позволяет удерживать интерес зрителей, при этом сохраняется высокий научный уровень материала. 

 

В основу классного часа заложен метод проектной деятельности - учащиеся выпускают новый номер журнала «Я Леонардо». Название журнала выбрано не случайно: Всероссийский проект «Школьная Лига Роснано» разработал журнал для увлекающихся наукой учащихся. Особенность журнала в том, что он создается не только взрослыми для школьников, но и самими ребятами. Учащиеся старших классов 77-ой гимназии имеют публикации на страницах этого журнала и такая форма проведения классного часа призвана увлечь школьников среднего звена заниматься наукой. 
Также используется метод социологического опроса, демонстрация научного фильма, опыта.
  В результате обсуждения учащиеся вовлечены в активную деятельность, участвуют в беседе, отвечая на вопросы классного руководителя и главного редактора журнала.
Запланирована индивидуальная и групповая деятельность учащихся, происходит взаимодействие разновозрастных групп, используется метод взаимообучения.
Исследовательская работа прослеживается в рубрике «Научный эксперимент»: опытным путем учащиеся освоили методику получения индикаторов из природного сырья. 
Самостоятельная деятельность проявляется в поиске необходимой информации о нано-технологиях и нано-ученых.
Содержание материала и форма проведения классного часа имели значительное эмоциональное воздействие на учащихся, уровень культуры общения достаточно высок, использовалась научная терминология, доступная возрасту школьников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_zhizni_vsegda_est_vybor.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 77» города Набережные Челны РТ

Конспект классного часа, проведенного учителем истории и обществознания Тодоровой Юлией Рафаэлевной.

Тема: «В жизни всегда есть выбор. Вы согласны с этим?»

Класс: 6 Б

Дата проведения: 25 декабря 2012 г.

I. Цели:

1 - способствовать приобщению учащихся к научным исследованиям, интеграции наук, расширению круга знаний во многих областях, таких как физика, химия, фармакология, электроника;

2 - формировать сознательное отношение к учебной  и исследовательской деятельности;

3 - продемонстрировать взаимосвязь теоретических сведений с их практическим применением;  

4 - воздействовать на постановку жизненных целей будущей профессии

Форма проведения: устный журнал.

Устный журнал – это нетрадиционная форма проведения классного часа. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих журнала и практической деятельностью школьников. В устном журнале широко используется наглядность в виде картинок, обозначающих фрагменты журнала, иллюстрирующих тематику сообщений. Используются короткие фрагменты научных фильмов.

II. Организационный этап мероприятия.

Для проведения классного часа использовались различные помещения гимназии №77: кабинет истории, кабинет химии, кабинет информатики, спортивный зал, рекреация начальных классов, кабинет для занятий робототехникой ЦДТТ №5.

Время проведения классного часа: с 8.00 до 8.30 - съемка рубрики «Лента новостей», с 8.30 до 8.50 – съемка рубрик «Ликбез», «Нано-проекты», «Занимательные факты». Остальные рубрики были подготовлены ранее.

III. Содержание классного часа.

Действия учителя

Действия учеников

Оформление

- Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ожидает необычный классный час,  мы проведем его в  форме  устного журнала под названием «Я – Леонардо».

Приветствуют учителя. Рассаживаются группами по 5-6 человек, знакомятся с материалами журнала «Я Леонардо», справочными сведениями.

Кабинет подготовлен для групповой работы: 4 стола снабжены справочными материалами по отраслям: наномедицина, нанофармакология, нанотехнологии в электронике, нанотехнологии в быту.

- Каждый современный школьник может пойти путем Леонардо, увлекшись наукой и достигнуть  в ней определенных успехов. Ведь в жизни всегда есть выбор.

- В чем состоит выбор учащихся гимназии №77?

- Получение знаний.

- Участие в олимпиадах.

- Исследовательская деятельность.




- Вы согласны с тем, что школа – это не только уроки, но и увлекательный мир открытий?

- Я приглашаю вас принять участие в создании нового номера журнала «Я Леонардо».

Соглашаются с учителем.

Далее проведение  классного часа осуществляют учащиеся гимназии №77.

Главный редактор:

- Добрый день, ребята. Я – главный редактор гимназического журнала «Леонардо», член лиги Роснано Шамиль. Сегодня мы с вами погрузимся  в удивительный мир науки. Итак, открываем первую страницу  журнала.  Рубрика «Лента новостей» и ее специальный корреспондент Кислов Илья.

Кислов Илья:

- Опираясь на данные сети Интернет, опрос родителей  нашей гимназии я выяснил, какие профессии и специальности будут наиболее востребованы через 10 лет. Это:

Инженерные специальности.

IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

Профессии, связанные с нанотехнологиями.

Специальности на стыке электроники и биотехнологий.

Маркетологи и менеджеры по продажам.

Специальности, связанные с сервисом.

Экологи.

Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.

Химики.

Рубрика «Лента новостей».

 В роли главного редактора - учащийся 11 класса Шакиров Шамиль, в роли корреспондента – учащийся 6 класса Кислов Илья.

Классу демонстрируется ролик, в котором родители учащихся начальных классов отвечают на вопросы корреспондента.

Главный редактор:

- Все эти профессии увлекательны, но  журнал научных открытий «Я Леонардо» заинтересовали профессии, связанные с нано-технологиями.

-  Итак, рубрика  «Ликбез». Что такое нано…

Задание учащимся: в каких научных сферах можно произвести нано-открытия?

Смотрят ролик, высказывают мнения.

Ролик о понятии нано.

Главный редактор:

- Для нашего научного журнала понадобятся  новые статьи, я предлагаю вам подготовить материал о:

  1. Наномедицине
  2. Нанофармакологии
  3. Нанотехнологиях в электронике
  4. Нанотехнологиях в быту.

- Итак, рубрику «Нано-проекты» курируют старшеклассники, специалисты в этих областях науки.

Анализируют справочный материал, заполняют рабочие листы, с обобщением информации выступают учащиеся 10-11 классов. (Приложения № 1,2,3)

Рабочие листы размещаются на доске как будущие статьи рубрик журнала «Леонардо».

Главный редактор:

- Составляющей частью нонатехнологий является робототехника. Это направление изучается в гимназии уже с 3 класса. Своим опытом в конструировании роботов поделится учащийся 6 класса Шиманов Роман. 

- Рубрика «Практики»

Шиманов Роман:

- Нанороботы — роботы, созданные из наноматериалов и размером сопоставимые с молекулой, обладающие функциями движения, обработки и передачи информации, исполнения программ. Нанороботы, способные к созданию своих копий, то есть самовоспроизводству, называются репликаторами.

Рубрика «Практики» Классу демонстрируется ролик, снятый  на занятиях робототехникой. Созданный робот движется и выполняет команды.

Главный редактор:

- Я предлагаю вам, ребята, попробовать себя в роли нано-ученого. Рубрика «Научный эксперимент» и ее ведущие – учащиеся 6 класса Вяткин Степан и Вертячих Роман.

Опыт об индикаторах.

Рубрика «Научный эксперимент».

Классу демонстрируется ролик, в котором учащиеся получают индикаторы из свеклы, смородины и

Главный редактор:

- Открываем рубрику «Занимательные факты».

- Все мы используем мыло, без которого уже не представляем личную гигиену. Никто даже не догадывается, что мыло – продукт нанотехнологии, но один из самых простых. Мыло содержит мицеллы, небольшие наночастицы, которые используются и для производства других популярных косметологических средств. Борисова Аделина:

- Любителям солнца и шоколадного загара также помогают нанотехнологии. Солнцезащитные крема и лосьоны создаются с добавлением частиц, которые насыщают кожу витаминами и защищают ее от вредного воздействия.

Катаева Дарья:

 -  Нанотехнологии немаловажную роль сыграли и в развитии моды. С применением новейших технологий производятся лыжные куртки. Они очень хорошо сохраняют тепло, не пропускают ветра и не мокнут. Также наночастицы используют при создании иной спортивной одежды, которая не мнется, устойчива к загрязнениям и ненастьям.

Горбунова Анжелика:

- В теннисе нанотехнологии сыграли важную и одну из главных ролей. Наночастицы содержаться в теннисных ракетках и мячиках. Благодаря им, они стали гораздо легче, мячи более прыгучими и быстрыми.

Баранников Дмитрий:

- Мы даже не подозреваем, что нанотехнологии помогают нам в повседневной жизни при работе с компьютерами и интернетом. Наночастицы используются для увеличения параметров памяти жестких дисков. Благодаря разработкам, появились ноутбуки, нетбуки, айфоны, смартфоны и многие другие современные гаджеты.

Классу демонстрируется ролики, в котором

Главный редактор:

- Нанотехнологии – реалии XXI века. Но оказывается существовал писатель, который в юмористической форме описал производство нано-продукции еще в XIX веке.

- Ребята, кто этот мастер?

- А кто автор произведения с таким сюжетом?

Учащиеся называют главного героя произведения «Левша», созданного русским писателем Н. Лесковым.

Рубрика «Минутка для шутки».

Главный редактор:

- Ребята, ваша заинтересованность, любознательность сделала вас не только читателями, но и авторами статей сегодняшнего выпуска журнала «Я Леонардо». Вы сделали свой выбор – наука ради спасения будущего. Спасибо за сотрудничество и …до скорых встреч на страницах научных журналов.

- До свидания.

Учитель:

- Вот и подошел к концу наш классный час. Что интересного вы узнали на нем?  - О чем можно задуматься? Какую тему для проектной работы можно взять?

- Вы сделали правильный выбор.  Путь к науке никогда не был легким, недаром говорят «Через тернии -  к звездам!»

-  Удачи вам, будущие ученые.

-Мы будем заниматься исследовательской работой, потому что нам очень понравились то, что  с помощью опытов и экспериментов можно объяснить невидимое и непонятное.

- Мы обязательно отправим рубрики, созданные на нашем классном часе в журнал «Я Леонардо».

Пустая на начало классного часа доска заполнилась названиями рубрик, статьями учащихся и их фотографиями.

Приложение №1

Наномедицина.

Ключевые понятия: «молекулярная хирургия», наноботы, биочип, молекула Лиминиб, ДНК-нанотехнологии.

В медицине проблема применения нанотехнологий заключается в необходимости изменять структуру клетки на молекулярном уровне, т.е. осуществлять "молекулярную хирургию" с помощью наноботов.

В отчете Института биомедицинской химии РАМН указано, что российские ученые-медики  опубликовали более 200 научных работ, доказывающих высокую эффективность нанотехнологий при лечении целого ряда заболеваний, включая рак, рассеянный склероз, менингит, СПИД, грипп и туберкулез. Указывается, что отечественная наука получила убедительные данные о возможности использования наночастиц для производства эффективных вакцин. Так в Институте молекулярной биологии им. В. А. Энгельгардта РАН на базе нанотехнологий создан биочип, позволяющий за несколько часов диагностировать ряд социально-опасных заболеваний, к которым относится, например, туберкулез. Раньше только на необходимые медицинские исследования требовалось не меньше месяца. Даже если не учитывать социальный фактор, то экономический эффект от снижения затрат на диагностику составляет 20 тыс. рублей на одно исследование. При этом в настоящее время в России исследования нанотехнологий в медицине проводятся двумя десятками научных организаций.

Найдена молекула, подавляющая метастазирование раковых опухолей.

Новая молекула с противораковым и антиметастатическим свойствами открыта учеными институтов CNRS, CEA, Института Кюри и Inserm (все Франция) в сотрудничестве с австралийскими и британскими исследователями. Имея совершенно новый механизм действия, это противоопухолевое соединение действует на клетки, устойчивые к традиционной химиотерапии, и оказывает влияние не только на размножение клеток, но и на их подвижность и, следовательно, на способность к метастазированию.

Известная как Лиминиб (Liminib) (или Pyr1), эта новая молекула блокирует подвижность клеток, дезорганизуя актиновый цитоскелет клетки, а также стабилизирует сеть микротрубочек, предотвращая тем самым размножение клеток. Цитотоксичность Лиминиба показана на нескольких раковых клеточных линиях in vitro, в том числе на линиях, устойчивых к химиотерапии. Кроме того, обнадеживают результаты «пилотного» доклинического исследования, проведенного на мышах: они подтверждают не только высокую эффективность новой молекулы, но и ее хорошую переносимость.

ДНК-нанотехнологии — используют специфические основы молекул ДНК и нуклеиновых кислот для создания на их основе четко заданных структур

Приложение № 2

Фармакология.  

Ключевые понятия: нанокапсулы, бис-пептиды,

Развитие биотехнологий привело к созданию нанокапсул, которые служат своеобразной упаковкой лекарственных средств. Благодаря технологиям адресной доставки препараты поступают непосредственно к нужным тканям, клеткам и даже внутриклеточным органеллам. Если при обычном введении средства оно распространяется по всему организму, то направленная доставка позволяет сконцентрироваться в заданной области (опухоли, очаге воспаления, около зоны ишемии и т. д.), снизить дозу вводимого препарата и минимизировать его побочное действие.

Найден промышленный синтез молекул лекарств и фармакологических препаратов четко определенной формы (бис-пептиды).

Сейчас в республике осуществляется комплексный проект «Развитие наноиндустрии в РТ». Один из проектов, реализуемых на его основе, открытие в Казани наномедицинского центра по лечению злокачественных опухолей. Он будет построен при участии Института развития Российской Федерации. Этот проект поможет Татарстану вывести новые радиофармпрепараты на рынок клинических исследований.

Приложение № 3.

Нанотехнологии в электронике.

Ключевые понятия: углеродные нанотрубки, GMR-эффект, плазмоника

Нанотехнологии в электронике получили мощный импульс за счет использования углеродных нанотрубок (графен). Углеродные нанотрубки не только могут преодолеть барьер уменьшения транзисторов, но и придать электронным схемам революционные механические и оптические свойства, или, говоря простым языком, сделать электронику гибкой и прозрачной.

Нанотрубки более подвижны и не задерживают свет в тонком слое, так что опытные матрицы с интегральными схемами можно изгибать без потери электронных свойств. Оптимисты предсказывают, что не за горами день, когда ноутбук можно будет носить в заднем кармане джинсов, потом, сев на скамейку, развернуть до размера газеты, причем вся его поверхность станет экраном высокого разрешения, а после этого снова свернуть и, скажем, превратить в браслет на запястье.

Другая область применения нанотехнологий в электронике – создание жестких дисков нового типа. В 2007 году нобелевская премия по физике была присуждена Питеру Грюнбергу и Альберту Ферту за открытие эффекта гигантского магнетосопротивления, или, как иногда пишут, GMR-эффекта. Это квантовомеханический эффект, который происходит в тонких металлических плёнках, состоящих из чередующихся ферромагнитных и проводящих немагнитных слоёв. При изменении взаимного направления намагниченности соседних магнитных слоёв происходит значительное изменение электрического сопротивления такой структуры. С помощью внешнего магнитного поля направлением намагниченности можно управлять. На базе этого эффекта можно создавать датчики магнитного поля такой точности считывания, что информацию можно будет записывать на жесткий диск буквально с атомарной плотностью.

Приложение 4.

Самоанализ классного часа, проведенного 25 декабря 2012 года учителем истории и обществознания Тодоровой Юлией Рафаэлевной.

Прежде всего хочу дать характеристику учащимся 6 «Б» класса, в котором  проходил  классный час. Работать с одаренными детьми всегда увлекательно  на уроках, но особенно возможности больше раскрыться появляются во внеурочной  деятельности. Данный классный час открыл способности учащихся не только в гуманитарных науках, представителем которых я являюсь, но и в предметах естественно-математической направленности. А многие ребята просто покорили меня своими познаниями мира нано и артистизмом. Итак, перейдем к самоанализу.

Тема: «В жизни всегда есть выбор. Вы согласны с этим?»

Класс: 6 «Б»

Дата проведения: 25 декабря 2012 г.

 I. Целями классного часа являются:

1 -  способствовать приобщению учащихся к научным исследованиям, интеграции наук, расширению круга знаний во многих областях, таких как физика, химия, фармакология, электроника;

2 - формировать сознательное отношение к учебной  и исследовательской деятельности;

3 - продемонстрировать взаимосвязь теоретических сведений с их практическим применением;  

4 - воздействовать на постановку жизненных целей будущей профессии

II. Организационный этап мероприятия

Форма проведения: устный журнал.

Устный журнал – это нетрадиционная форма проведения классного часа. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих журнала и практической деятельностью школьников. В устном журнале широко используется наглядность в виде картинок, обозначающих фрагменты журнала, иллюстрирующих тематику сообщений. Используются короткие фрагменты научных фильмов.

Выбранная форма мероприятия позволяет удерживать интерес зрителей, при этом сохраняется высокий научный уровень материала.

Для проведения классного часа использовались различные помещения гимназии №77: кабинет истории, кабинет химии, кабинет информатики, спортивный зал, рекреация начальных классов, кабинет для занятий робототехникой ЦДТТ №5.

Время проведения классного часа: с 8.00 до 8.30 - съемка рубрики «Лента новостей», с 8.30 до 8.50 – съемка рубрик «Ликбез», «Нано-проекты», «Занимательные факты». Остальные рубрики были подготовлены ранее.

Роль учителя в подготовке классного часа – состояла  в выборе темы,  в подборе информации для обсуждения.

Роль учащихся в подготовке классного часа – в определение формы проведения, названия рубрик, использование материала собственных исследовательских работ,  в бесконечном  потоке идей и предложений.

Темы для обсуждения были выбраны учащимися исходя из заинтересованности разными научными сферами.

III. Содержание классного часа.

Объем новой информации  достаточно большой: учащиеся знакомятся с понятием нано, нанопрофессии, нанотехнологии, анализируют информацию из таких школьных предметов как физика, химия (в 6 классе не изучаемых, но интересующих ребят). Обсуждают сведения из медицины, фармакологии, близкие им по реальной жизни, Леонардо да Винчи характеризуется как многогранную и разностороннюю личность.

Материал для обсуждения в рубрике «Нано-проекты» подобран в соответствии с возрастом учащихся, для его обсуждения приглашены старшеклассники, увлекающиеся разными отраслями наук, имеющие опыт проектной деятельности, дипломы и сертификаты участия в олимпиадах и конференциях.

Особенно хочется остановиться на актуальности темы данного классного часа. Наука развивается стремительно и уже через 10 лет учащиеся 5-6 классов смогут стать нано-учеными, произвести открытия, благотворно влияющие на медицину, экологию. Особенно это актуально в нашем городе, где с созданием IT-парка, современных технологий автомобилестроения понадобятся специалисты нового формата.

        Гимназия № 77 является экспериментальной площадкой Школьной Лиги Роснано, поэтому очень важно увлечь учащихся наукой, исследованиями. Почему такое внимание  я уделяется увлеченности детей?

 Потому  что  современная  массовая культура несет в себе  предложение развлечения – на  телевидении,  в печатной прессе.

Развлечение, получение удовольствия - это новый подход к жизни, но  это совсем не то, что нужно человеку и обществу для  развития. Для развития необходимы личный интерес, личная  позиция, личное эмоциональное  активное  участие. Это возможно, когда у человека есть увлечение. Увлечение как явление человеческой жизни  появляется именно в подростковом в возрасте. Подросток, который ничем не увлекается, у которого  ни от чего не загораются глаза, не здоров. Опыт показывает, что увлеченный подросток может «свернуть горы». Увлечение воспитывает в нем интерес  к жизни, познавательные навыки, умение общаться  с другими, силу воли, стремление достичь в любом деле максимума. И, тем самым, стать  личностью.  

Это и есть выбор жизненного пути, с этим согласились все участники классного часа.

IV. Методика классного часа.

В основу классного часа заложен метод проектной деятельности - учащиеся выпускают новый номер журнала «Я Леонардо».  Название журнала выбрано не случайно: Всероссийский проект «Школьная Лига Роснано» разработал журнал для увлекающихся наукой учащихся. Особенность журнала в том, что он создается  не только взрослыми для школьников, но и самими  ребятами. Учащиеся старших классов 77-ой гимназии имеют публикации на страницах этого журнала и такая форма проведения классного часа призвана увлечь школьников среднего звена заниматься наукой.

Также используется метод социологического опроса, демонстрация научного фильма, опыта.

         В результате обсуждения  учащиеся вовлечены в активную деятельность, участвуют в беседе, отвечая на вопросы классного руководителя и главного редактора журнала.

Запланирована индивидуальная и групповая деятельность учащихся, происходит взаимодействие разновозрастных групп, используется метод взаимообучения.

Исследовательская работа прослеживается в рубрике «Научный эксперимент»: опытным путем учащиеся освоили методику получения индикаторов из природного сырья.

Самостоятельная деятельность проявляется в поиске необходимой информации о нано-технологиях и нано-ученых.

Содержание материала и форма проведения классного часа имели значительное эмоциональное воздействие на учащихся, уровень культуры общения достаточно высок, использовалась научная терминология, доступная возрасту школьников.

V. Результатом  классного часа стало:

повышение интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности;

возможность использования знаний, полученных на классном часе, при дальнейшем обучении и в повседневной жизни; формирование нравственных установок; подготовка к профессиональному выбору, реализация своих способностей в Школьной Лиге Роснано.

VI. Таким образом:

классный час достиг поставленных целей по средствам планирования, организации, проведения и последующей за классным часом работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Краеведческая работа "В жизни всегда есть место подвигу"

Автор: Гусарова ВикторияМесто учёбы: ученица 8 класса МОУ гимназия Московской области  г. Павловского ПосадаНаучные руководители: Минаева Е. Ю.- организатор ОБЖ...

интернет-урок "Всегда есть выбор"

Интегрированный урок (информатика и ИКТ, литература) антинаркотической направленности...

В жизни всегда есть выбор.

Классный час. Цель: формировать умение совершать нравственно оправданный выбор. Задачи:создать и обсудить ситуации-коллизии;стимулировать нравственно ценные мотивы поведения....

Воспитательный час: "Всегда есть выбор"

Формирование у воспитанников нравственных ценностей, воспитание ответственного отношения к своим поступкам....

Классный час для 8 класса «В жизни всегда есть выбор».

Дать детям первоначальное  представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспита...