Игра как средство воспитания и развития детей
статья по теме

Баева Лилия Николаевна

Обобщение педагогического опыта на конкурсе "Учитель года - 2012" в номинации "Классный руководитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_vospitaniya_i_razvitiya_detey.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство воспитания и развития детей.

Из опыта работы Баевой Лилии Николаевны,

учителя МБОУ «СОШ № 48»

города Кургана

Игра как средство воспитания и развития детей.

Игра – одна из форм деятельности человека. Игрой у него является такое воссоздание деятельности, при котором выделяется ее социальная суть.

Тема изучения игры интересовала многих исследователей. В разные годы ее изучением занимались такие ученые как: Пиаже, Эльконин, Вундт и многие другие. Ими было разработано множество различных теорий становления и развития игровой деятельности, т.к. она очень важна для развития ребенка.

В кратком психологическом словаре игра определена как форма воссоздания предметного и социального содержания деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Л.С.Выготский определяет игру как осмысленную, разумную, целесообразную, планомерную, социально-координированную деятельность, психологическая природа которой идентична психологии труда.

Д.Б.Эльконин рассматривает игру как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Он подчеркивает, что игра социальна по своей природе, по своему происхождению, содержание игры состоит в умении общаться, вступать в отношения с людьми.

Мнения педагогов и психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. сходятся в том, что игра занимает ведущее место в социальном формировании школьника как субъекта познания и деятельности.

Мысль о том, что игра ценна личностной самореализацией, переживанием ролей мы находим в работах В.В. Серикова. Автор отмечает, что с позиций личностного подхода игра представляет собой поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс «взращивания» личности ребенка. Сформироваться как личность можно лишь в соотнесении себя с другими.  

С.Л.Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: «Суть человеческой игры – в способности, отображая преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры».

Игра имеет огромное значение в личностном развитии ребенка. В ней формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.

Игра – это пространство для самореализации личности ребенка, универсальная модель действительности – со всеми актуальными сторонами полноценного творческого развития личности.

Игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии).

Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне предметная.

Игра дает возможность сформировать представление о себе в окружающем мире, усвоить социальные нормы, активно проявить свою субъективность, саморазвиваться и самореализовываться. В процессе образования личности игра сможет стимулировать:

  1. осознание собственного роста, продвижения в познании мира;
  2. радость овладения более совершенными способами деятельности;
  3. удовольствие от процесса познавательной деятельности;
  4. чувство собственного достоинства;
  5. гордость за успех товарища.

С психолого-педагогической точки зрения, игра - мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации и так далее. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и другим людям, распознавать, что принимать, а что опровергать в окружающем мире. По мнению Д.Б.Эльконина, психолого-педагогический смысл игры в развитии личности заключается в «открытии ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, функциями и отношениями».

Основное назначение игры - пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности.

             Огромное значение имеет игра как средство воспитания и развития детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми. Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может  нормально расти и развиваться.

           «Речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу время, потехе час, а потому, что как ребенок играет, так он будет и работать». Эти слова принадлежат замечательному педагогу А.С. Макаренко, который большое внимание в своей педагогической практике уделял детским играм.

              В играх ребенок развивается умственно и физически, сталкивается с миром современной техники, становится целеустремленным, сообразительным, веселым и находчивым. Его рука становится крепкой, тело гибким, глаз - зорким. В игре вырабатывается трудолюбие, целеустремленность, наблюдательность, смекалка.

             Поэтому я постоянно стараюсь найти и применить такие игры, которые помогают развивать у ребят «полезные» качества. Все игры в совокупности должны обязательно вести к достижению педагогических целей.

              Нельзя отождествлять игру с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания, зависит от методики и техники ее организации, от стиля игры, а главное - ее качества.

              Жизнь детей ярко и значительно проявляется в играх, и если эти игры подбирать продуманно и организовать  правильно, то именно в играх можно достичь многого, что нередко трудно добиться путем пространных бесед, собраний, очень утомляющих детей. Подмечая, как дети ведут себя во время игры, мы можем вовремя поправить ребенка, помочь ему.

К сожалению, в последнее время игры все больше вытесняются из жизни детей:  родители, ссылаясь на занятость, стремятся занять ребенка телевизором, компьютером или развивающими играми, не требующими их присутствия. В детском саду игру часто заменяют разными формами обучения. Во дворе дети все меньше играют в игры, которые раньше передавались одним подрастающим поколением другому.

Так получилось, что последние несколько лет я работала в основном со старшеклассниками. И вот волею судьбы мне достался самый подвижный, самый активный, самый любознательный 5В. Основная задача для 5 класса – их адаптация к среднему звену школы, переход от начальной школы к основной. Задача сложная. Работы предстоит много. Совместно с психологом я провела диагностику межличностных отношений в классе. И выявилась проблема - общение было на низком уровне, присутствует коммуникативный барьер. Что же делать? Играть!

I. Социально – адаптированные игры.

Сегодня мы живём в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни. В какой-то момент я почувствовала, что улыбок моим пятиклассникам  в жизни не хватает, значит, надо дать им возможность попытаться  изменить себя и посмотреть на окружающих с улыбкой. Постараться сделать так, чтобы окружающим  людям было приятно с ними общаться, научить смотреть на мир радостно, по-доброму. И у нас появились социально – адаптированные игры.

1. Круг Добра. Встаем в круг, беремся за руки. Один из ребят посылает по кругу Лучик Добра (произносит слова «Я посылаю Лучик Добра» и пожимает своей правой рукой левую руку соседа справа, тот так же пожимает руку соседа справа и т.д.) Когда Лучик Добра возвращается к ведущему, он произносит слова, все повторяют за ним: «Добрый день вам, добрые люди, добрых мыслей вам добрые люди, добрых дел вам, добрые люди! Удачи нам всем!»

2. Улыбка. Игра состояла из нескольких этапов – конкурс рисунков «От улыбки хмурый день светлей», фотовыставка «Радуга улыбок» и акция «День добрых улыбок». В этот день мы приготовили для всех «смайлики», которые мои ребята назвали «Улыбнички» и утром при входе в школу раздавали всем обучающимся и учителям с пожеланиями радости и удачи. Акцию подхватили учителя:  «Настройтесь прожить день с улыбкой – жить станет лучше!»

3. Дерево Желаний. Предварительная работа: прозвучала легенда «Дерево желаний» и сказка «Чудо – дерево», с обучающимися была проведена беседа о том, какими бывают желания. После этого все вместе во дворе школы встали в Круг Добра вокруг  Дерева желаний, произнесли заветные слова, загадали желания и привязали ленточки – желания  к веткам Дерева, предварительно обговорив, что если ленточка исчезает, то желания исполняются. Вместе с нами были и родители.

4. Мой класс моими глазами. Класс делится на 5 групп. Каждой группе раздаются по три листа - два с картинками и чистый лист. 20 минут работа в группах – создается коллаж по предложенной теме – «Мой класс моими глазами». Затем защита своего проекта.

II. Интеллектуальные игры.

Интеллектуальные игры ведут свою историю с 19 века – новатором в сфере образования стала Мария Монтессори, которая обучала детей по принципу «помоги мне – я сделаю сам». В интеллектуальной игре человек способен испытать радость от реализации своих умственных возможностей, чувство связи с группой, чувства, вызванные заслуженной победой. Дети не только испытывают удовольствие, познавая себя, но и получают новые коммуникативные навыки, заряд энергии, толчок, побуждающий увеличивать знания, расширять кругозор.

Интеллектуальные игры, которые организую я, являются командными. Перед началом игры класс произвольным образом при помощи жеребьевки разбивается на команды. Таким образом, ребята учатся работать в команде.

1. ПятЁрочка. Игра состоит из пяти конкурсов по пять заданий в каждом. В различные варианты ПятЁрочки входят: анаграммы, шарады, логогрифы, антифразы – перевертыши, азбучная мозаика, страны, Зауралье мое, литературная гостиная,  и т.д. На каждый конкурс дается по 5 минут. Затем подводятся результаты.

3. Своя игра. Командный вариант популярной телевизионной игры - викторины на телеканале НТВ. Основной процесс в игре — ответ на вопросы. Вопросы в игре сформулированы, как правило, в виде утверждений, где искомое слово заменено местоимением. Игроки должны догадаться, о чём идёт речь в вопросе, и дать ответ.

4. Что? Где? Когда? Спортивный вариант "ЧГК" предусматривает соревнование команд не с авторами вопросов, а между собой. Знатоки должны за минуту придумать ответ и сдать его на бланке. Побеждает та команда, которая правильно ответит на большее число вопросов.

5. Медиа - Азбука.  Предлагаются две и более картинки, начинающиеся на одну букву. Нужно угадать, что изображено и букву.

III. Театрализованные игры. Театрализованная игра - это такая форма деятельности учащихся, когда с помощью театральных средств  происходит изучение, закрепление или обобщение материала. Это «Посвящение в пешеходы», «Как себя вести в школе».

IV. Подвижные игры. Пятиклассники очень подвижный, энергичный народ. Они с трудом высиживают 40 минут урока, чтобы от души побегать на перемене. Чтобы дать возможность детям активно отдохнуть, снять напряжение, мы стали играть в давно забытые игры – «Три – пятнадцать», «Светофор», «Море волнуется», «Путаница», «Ручеек». Любим мы и спортивные игры.

V. Сюжетно-ролевые игры. Пятиклассники еще не слишком взрослые люди, чтобы забыть такие игры, как «Дом», «Гости». Играя, мы обучались культуре общения и этикету поведения за столом, в гостях.

VI. Развлекательные игры. Игры, которые применяются при проведении различных конкурсов, праздников. В конкурсно - игровой программе, посвященной Дню Матери принимали участие девочки и мамы.

VII. Интернет-игры. Сейчас почти все дети имеют компьютеры и проводят очень много времени в Интернете и социальных сетях. Поэтому в социальной сети ВКонтакте мы создали страничку класса и запустили несколько онлайн – игр – «Города», «Считаем до бесконечности», «В каждом живет Джин».

За участие в мероприятиях я придумала небольшое поощрение для ребят – «Спасибочки» с фотографией и словами благодарности. Все мероприятия отражены в листовочках, которые мы выпускаем в классе.

1 декабря совместно с психологом была проведена повторная диагностика. Результат: в классе выросли результаты сплоченности и коммуникативности. Улучшился психологически климат класса. Несмотря на большое воспитательное значение игры, ее нельзя обособлять, считать моносредством. Поэтому игра – это одно из слагаемых методов и форм, применяемых в целях воспитания.

Закончить я хочу словами, принадлежащими замечательному педагогу А.С. Макаренко, который большое внимание в своей педагогической практике уделял детским играм. «Речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу время, потехе час, а потому, что как ребенок играет, так он будет и работать».