"Театр,как средство воспитания и развития творческих навыков у детей".
методическая разработка по музыке по теме

Дедюрина Алла Владимировна

Методическая разработка

о роли предметов художественно-эстетического цикла

на творческое развитие и становление личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1teatr_kak_sredstvo_vospitaniya.docx18.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Театр, как средство воспитания и развития творческих навыков у детей.

Какое место должны занимать театр и уроки творческого развития в школе? Необходимо ли вообще обучение драматическому искусству в рамках школы? Эти вопросы волновали, волнуют  и   будут волновать педагогов – учителей музыки и преподавателей художественно – эстетического образования.

Традиции музыкального, художественно – эстетического образования имеют давнюю историю.

Русские и зарубежные педагоги в теории и на практике решали сложнейшую задачу – приобщение детей к высокому  искусству.

 Сегодня существует ряд методик, которые способствуют гармоничному развитию личности. Разрабатываются и  успешно работают комплексные программы, где взаимодействие разных видов творческой деятельности приводят к «выходу» отдельных предметов на те, или иные виды искусства.

Любое искусство имеет дело преимущественно с развитием чувств у человека, что становится важным для учителей  школ, которые видят свою задачу в развитии подвижной и открытой миру, душевной жизни ребёнка.

Искусство затрагивает душу человека глубже, тоньше и ярче, чем область знаний, оно имеет больше возможностей  для благотворного воспитательного процесса, преобразует и гармонизирует жизнь ребёнка.

Основным принципом, объединяющим разные по форме и содержанию занятия,- будь то вокальные, хоровые, инструментально – исполнительские, воспринимающие, танцевально – двигательные,- является не только стремление приучить ребёнка слушать, чувствовать и воспроизводить. Главное воспитать его, как творческую личность.

Творческий ракурс в занятиях предметами художественно – эстетического воспитания становится основной педагогической идеей. В личностном плане детское творчество основано не столько на имеющихся задатках, знаниях, умениях, сколько развивает их, способствует становлению личности. Детскому творчеству присуща синкретическая природа. На  уроках  драматизации они  могут  раскрыться в разнообразных  видах  творческой  деятельности.

Особенностью драматического искусства является то, что оно, как ни какое другое охватывает всего человека. Создавая образ, ребёнок воспитывает в себе волю, чувства и мышление. Развивается фантазия и образность восприятия окружающего мира.

 Увидеть душевный облик существа и почувствовать его неповторимый характер, создать внутренний, душевный, можно сказать психологический образ – одна из основных задач при воспитании ребёнка.

Если видеть задачу педагогики в создании гармонии между духом, душой и телом, то именно уроки драматизации в значительной степени способствует этому, поскольку развивают умение слушать тембр голоса и интонацию создаваемого образа, воспроизводить через самостоятельный поиск определённые физические характеристики образа: мимику, жесты, пластическое интонирование. Сознание ребёнка становится полифоническим, способным удержать в поле внимания несколько образов,  их взаимоотношения и взаимодействия.

Немаловажна воспитательная  и терапевтическая роль театра. Переживая множество образов, ситуаций, отношений и поступков, ребёнок укрепляет свою душевную жизнь, делает её подвижной, отзывчивой, способной к сопереживанию и пониманию других людей. Чем больше образов пройдёт через душу ребёнка, чем разнообразней будут сценические ситуации, тем шире будет мир ого чувств и поступков, соответственно, шире круг творческого развития.

Предлагая ребёнку персонаж, обладающий качествами, отсутствующими  или недостаточно развитыми у него, мы помогаем ребёнку справиться с психологическими барьерами и освободить себя от душевных зажимов и комплексов. Любое сценическое действие должно быть сознательно контролируемо, что в свою очередь, способствует развитию самоконтроля, глубокого анализа, реакции мышления и логического построения. Ребёнок раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены). Нет другого искусства, которое требовало бы столь сильного социального чутья, развивало бы его.

 Любая постановка возможна при наличии ансамбля исполнителей. Выходя на сцену, ребёнок должен раскрыться на глазах зрителей – своих товарищей. Ребёнок преодолевает в себе одно и раскрывает другое, что требует мужества и доверия; терпения и доброты. Таким образом, развивается социальное чувство, основанное на реальном интересе к другому человеку.

Развивая в детях творческий подход к различным видам деятельности, педагог сам увеличивает свой творческий потенциал.  Постоянный поиск новых  методов, способствующих интенсивному и гармоничному развитию ребёнка, повышает мастерство педагога.

Искусство вообще и театр в частности должны занимать очень важное и серьёзное  место в работе школ, в которых главная цель –

 гармоничное развитие личности, что является предпосылкой  личностной свободы. Форма занятий, их продолжительность, задачи урока и ожидаемые результаты должны меняться в соответствии с возрастом учеников. В начальных классах дети больше нуждаются в ритмическом оформлении стихии движения, в переживании ритмов речи. В постановках большую роль играют театрально – пластические композиции, пластические инсценировки песен, (зримая песня) стихов. Должен преобладать лирический элемент. Игра занимает важное место на уроке. Дети могут играть во всё, главное вовремя и правильно им это преподнести. Так как дети постоянно пробуждаются к ощущению пространства, форма должна носить мягкий характер. Идеальная ситуация, если форму выстраивать вместе с детьми на основе их импровизации.  Импровизация – это главное качество души, которое должно постоянно развиваться в детях.

Начиная с 12 лет, основной элемент душевной жизни ребёнка становится драматическим. Они готовы к более сложной и индивидуальной проработке роли. К этому  возрасту, они накопили определённый арсенал навыков: певческих, двигательных, метроритмических и т. д.  Они готовы проявить свои индивидуальные способности и возможности на более сложном материале. Дети живо откликаются на этюды и импровизации на разные темы. С огромным удовольствием переживают пластическое выражение в музыкально – поэтических композициях.

И последнее к чему пробуждаются дети, это эпический элемент, постановка прозы. Для этой театральной формы они созревают к 15 – 16 годам.

На мой взгляд, театром могут заниматься учителя на любом предмете, если они понимают внутренние законы драматического искусства. Однако, не следует считать, что музыке, живописи нужно учиться, а играть на сцене может каждый. Способность к игре (актёрству) присуща природе любого человека. Но важно не низводить искусство на уровень обыденности. Любое искусство призвано облагораживать наши мысли, чувства и поступки, нашу речь и жесты, поднимать их в область  художественного.

Желаю всем удачи и успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

Консультация для воспитателей «Кукольный театр как средство развития творческих способностей у детей»

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество  дошкол...

Духовно - нравственное воспитание и развитие творческих способностей детей и родителей средствами хорового пения.

Триединство «Ребенок – Педагог – Родитель» - главный принцип  учебно-воспитательной работе в МХС "Крещендо"....

Буклет «Рекомендации для родителей: использование средств логоритмики для развития коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта».

Логоритмика – это доступная и универсальная форма целенаправленной коррекции речевой и психомоторной функции детей, а также эффективное средство развития коммуникативных навыков у младших школьн...