РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
учебно-методический материал

Яценко Антонина Владимировна

Календарно-тематическое планирование по коммуникации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon коммуникация191 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО ИПКиПП

Особенности формирование коммуникативных навыков у детей школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Антонина Владимировна  Яценко, учитель 6  класса «Особый ребенок», высшая квалификационная категория

ГБОУ школа 439 (коррекционная)  г. Санкт-Петербург,  

Петродворцовый район

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

1.Краткая аннотация работы:

Формирование коммуникативных умений школьников с умеренной умственной отсталостью – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

В данном эссе есть информация по вопросам:  что такое коммуникация и зачем она нужна, описаны особенности формирования коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью, также есть примерное планирование деятельности воспитателя, учителя по развитию коммуникативных навыков.

2. Содержание

2.1.ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе.

Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научиться жить в нем.

В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с умеренным и тяжелым нарушением интеллекта значительно возрос. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество. Кроме того, в последние годы в большинстве регионов РФ открыты реабилитационные центры для умеренно и тяжело умственно отсталых детей, работа с которыми требует наличия специальных пособий и методических разработок.

2.2 ЧТО ТАКОЕ КОММУНИКАЦИЯ

Коммуникация

Понятие, близкое к понятию общения, но шире по объему. Это – связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам:

1) адресант – субъект коммуникации;

2) адресат – кому направлено сообщение;

3) сообщение – передаваемое содержание;

4) код – средства передачи сообщения;

5) канал связи;

6) результат – то, что достигнуто в итоге коммуникации.

Коммуникация может обслуживаться и неречевыми средствами; среди них выделяются:

1) средства оптико-кинетические – жесты, мимика, пантомимика;

2) средства паралингвистические – качество голоса, его диапазон, тональность; 3) средства экстралингвистические – паузы, плач, смех, темп речи;

4) средства пространственно-временные – взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и др.

Коммуникативные навыки - выработка навыков общения, формирование умения выражать мнение, аргументировать его и отстаивать, уметь слушать.

Общение– взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, приводит к возможности реализовать себя и свои возможности в жизни и занять свое место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Как полагал Л.С. Выготский (1982), развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении

В тех случаях, когда нарушение в психическом развитии затрудняет ребенку освоение навыков общения, родителям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Необходимо следить за тем, что умственно отсталый ребенок научился выполнять действия, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть его к общению, какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, проявлять внимание к тому, что он пытается выразить, реагировать на эти попытки.

2.3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

При социализации детей с умеренной умственной отсталостью трудно разрешаемыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Важно привить детям коммуникативные навыки как можно раньше, поскольку общение – это основа социальной адаптации человека.

Нарушение вербального общения умственно отсталых детей встречается часто (40-60%). Они проявляются в форме немоты, ограничения речи несколькими словами, косноязычия вследствие деформации органов речи (расщепление неба), косноязычия при позднем развитии, речи, лишенной выразительности при недостатке высшей интегральной способности (А.Н.Леонтьев,1984).

Количество работ, посвященных исследованию общения людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, невелико. Особенности общения изучались преимущественно у детей, чаще с легкой умственной отсталостью. Так, Г.М. Дульнев (1955) отмечал снижение потребности и ограниченный круг общения умственно отсталых школьников. В.А. Варянен (1971), Л.И. Даргевичене (1971) указывали на излишнюю избирательность и эмоциональность в общении.

Исследования умственно отсталых школьников, проведенные Г.М. Дульневым (1955), показали, что 20% обследованных учащихся не проявляют стремления к общению в совместной трудовой деятельности. Лишь в 20% случаев отмечаются самостоятельность в труде и целенаправленное общение.

Установлено, что личностные и деловые отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерны неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Умственно отсталым школьникам сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива.

Особенности психического и речевого развития затрудняют общение умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера (Л.И. Даргевичене,1971; Д.И. Бойков,1994).

Младшие школьники с нарушением интеллекта держатся однажды сложившегося мнения. Если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, они не могут без посторонней помощи переменить к нему отношение, увидеть в своем товарище положительные проявления характера (В.В. Воронкова, 1994).

Отношения между детьми с нарушением интеллекта менее устойчивы, менее реалистично осознание ими своих отношений с одноклассниками, им присуща низкая удовлетворенность общением

Вместе с тем можно говорить об имеющихся потенциальных возможностях развития общения умственно отсталых детей. Для этого необходимо расширение контактов путем специальной организации трудовых навыков поведения, например - организации познавательных экскурсий.

. В результате проведения коррекционной работы у них появляется определенная оценка окружающих: считая себя обычно более умными по сравнению с товарищем, интеллектуальные возможности учителя они оценивают выше собственных (А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, 1988).

В процессе обучения и воспитания целесообразно включить отдельный курс по коммуникации, где будет использованно:

Формирование навыков жестовой коммуникации

Формирование навыков картинно–символьной коммуникации

Формирование навыков коммуникации с помощью специальных устройств.

Формирование навыков коммуникации с помощью специальных устройств.

2.4.ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО

 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

КОММУНИКАЦИЯ

КОММУНИКАЦИЯ

Тематический план

Этапы обучения

Разделы

Лексические темы

Кол-во часов

Формирование навыков жестовой коммуникации

Обучение просьбе продолжения действия и желанию получить больше.

Обучение подражанию коммуникативному партнеру.

Обучение соблюдению очередности во взаимодействии.

Обучение соотнесению жеста с предметом, действием названного предмета.

Обучение пониманию и ответам на коммуникацию с помощью жестов, обозначающих простые предметы и предметные действия.

Формирование способов выражения привязанности, любви к близким взрослым.

Формирование диалоговых навыков.

Выражения, регулирующие поведение

Части тела, Игрушки, игровое и спортивное оборудование

Еда, Быт

Домашняя утварь

Члены семьи, Квартира,

Глаголы, Животные,

Музыкальные инструменты

14

Формирование навыков картинно–символьной коммуникации

Обучение установлению контакта и привлечению внимания.

Обучение соотнесению картинного символа с предметом, действием названного предмета.

Обучение пониманию и ответам на коммуникацию с помощью предметов-символов, обозначающих простые предметы и предметные действия.

Формирование диалоговых навыков.

Выражения, регулирующие поведение

Одежда и обувь Здоровье и быт

Режим дня

Музыкальные инструменты

Мебель, бытовая техника, Игрушки, Еда

Домашняя утварь

Дом и общественные места, Погода, календарь

13

Формирование навыков коммуникации с помощью специальных устройств.

Обучение начальным навыкам  использования коммуникатора

Обучение использования коммуникатора

Глаголы Прилагательные

Члены семьи, Цвета

Бытовая техника Квартира, дом

Животные

Музыкальные инструменты

Предлоги

Одежда, обувь

Здоровье и быт

Животные

 12

Формирование коммуникативных навыков при работе с визуальным расписанием

Обучение начальным коммуникативным навыкам при работе с визуальным расписанием на картинно-символьной основе.

Режим дня

11

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Лексическая тема

Содержание коррекционно-развивающей работы

Дата

Этапы обучения

Раздел 1. Формирование навыков жестовой коммуникации

Обучение просьбе продолжения действия и желанию получить больше

1

Взаимодействия друг с другом. Культура общения

Выражения, регулирующие поведение

Учить детей выражать просьбу продолжить (повторить) понравившееся действие с помощью доступных средств и комментированием словом «еще».

Закрепляем умение использовать этикетные формы общения посредством игры и в повседневной жизни.

12.01.2022

Обучение подражанию коммуникативному партнеру

2

Я и мое тело.

Наши умные помощники – органы чувств.

Части тела

Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест. Обучение подражанию бытовым и предметным действиям партнера по коммуникации (показывать, что делает кто-то в ответ на словесный (жестовый) комментарий).Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

19.01.2022

Обучение соблюдению очередности во взаимодействии

3

Вместе весело играть

Игрушки, игровое и спортивное оборудование

Обучение подражанию предметным, соотносящим, орудийным и предметно-игровым действиям взрослого  с помощью жестов, имитирующих простые действия.Разыгрывание сюжета с использованием жестов Работа со знакомыми пиктограммами из серии «Игрушки».

26.01.2022

Обучение соотнесению жеста с предметом, действием названного предмета

4

У нас будет чаепитие

Еда

Формирование понимания, что жест обозначает конкретный, знакомый предмет. Соотнесение предмета с жестовым обозначением его действия (чашка – «пить», и т.д.). Обучение соотнесению жеста с той или иной деятельностью в режиме дня.

02.02.2022

Раздел 2. Формирование навыков картинно–символьной коммуникации

Обучение установлению контакта и привлечению внимания

5

Манера поведения

Выражения, регулирующие поведение

Организация тематических ситуации для взаимодействия с взрослым.

Обучение соблюдению очередности при выполнении соответствующих имитационных действий в рамках эмоционального ситуативно-личностного предметного общения со взрослым. Учим «вести» разговор с учетом определенных правил.

09.02.2022

Обучение соотнесению картинного символа с предметом, действием названного предмета

6

Мой внешний вид

«Подбор одежды для дома для праздника»

Одежда и обувь

Организация ситуации действия с картинками – символами.Учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Формирование понимания последствий верного и ошибочного выбора.

16.02.2022

7

Что мы делаем – покажем

Здоровье и быт

Упражнения -игры в соотнесении символов и жестов

Обучение пониманию картинки - символа в контексте ситуации предъявления жестового выражения последовательности из двух действий «сначала — потом». Упр. «Покажи, как это делают...»

02.03.2022

8

Наш день

Режим дня

Обучение соотнесению картинки - символа с той или иной деятельностью в режиме дня. Расширение тем взаимодействия и словаря используемых символов.Составление альбома «Мой день».

09.03.2022

Раздел 3. Формирование навыков коммуникации с помощью специальных устройств

Обучение начальным навыкам  использования коммуникатора

9

Распорядок дня

Глаголы

Знакомство с содержанием картинки на коммуникаторе: предметы, действия.

Учить находить картинку в поле коммуникатора, осуществлять выбор.

16.03.2022

10

Язык чувств

Прилагательные

Формируем представление о себе, своих эмоциональных состояниях, потребностях и желаниях и эмоциях других людей, учим передавать эмоции разными средствами, адекватно выражать свои желания, чувства.

23.03.2022

11

Дружная семья

Члены семьи

Учим детей узнавать на фотографиях себя, родных и знакомых людей, определять вопросительную интонацию голоса, понимать вопросы: Кто это? Что это? Что делает?

отвечать с помощью коммуникатора

30.03.2022

12

Подбери по цвету

Цвета

Выбор картинки на коммуникаторе по словесной инструкции.

Уточняем, расширяем и систематизируем представления детей о цветах. Учим группировать предметы по цвету.

06.04.2022

Раздел 4. Формирование коммуникативных навыков при работе с визуальным расписанием

Обучение начальным коммуникативным навыкам при работе с визуальным расписанием на картинно-символьной основе

13

Мой режим дня

Режим дня

Организация ситуации знакомства с картинкой-символом визуального расписания. Выполнение непосредственной деятельности, связанной с этим символом. Учимся «Читать» информацию со стендов «Когда это бывает». Составлять режим дня на коммуникативной доске.

13.04.2022

14

Занятие людей утром

Режим дня

Организация ситуации предъявления символа.  Упражнения с пиктограммами: «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки» и т.п.

20.04.2022

15

Занятие людей днем

Режим дня

Организация ситуации в зоне деятельности, в которой ребенок инициирует действие с картинкой-символом с помощью взрослого. Формировать представления о значении солнца и наступлении дня и ночи.

27.04.2022

16

Занятие людей вечером

Режим дня

Закрепляют символы ночи на картинках и пиктограммах: луна, звезды, темнота. Выполняют  упражнения на определение цвета частей суток.  Соотносят картинки с пиктограммами.

04.05.2022

Раздел 1.  Формирование навыков жестовой коммуникации

Обучение пониманию и ответам на коммуникацию с помощью жестов, обозначающих простые предметы и предметные действия

17

Посуда

«Сервируем стол»

Домашняя утварь

Содействие пониманию названий предметов, соответствующих жестов, жестовых комментариев в составе поисковых вопросов в отношении предметов быта  «Где твоя чашка? Будем пить!» и т.д. Закреплять знания детей о назначении посуды.

11.05.2022

Формирование способов выражения привязанности, любви к близким взрослым

18

Я и ты

Члены семьи

Обучение пониманию и последующей дифференциации жестов/слов: «Я», «Ты», пониманию устных обращений/жестов со значением очередности в игре («Я», «Ты», «Теперь (сейчас) я», «Теперь (сейчас) ты»).

Обучение пониманию принадлежности предметов (обозначать собственные предметы личной фотографией или жестом «Я», «Мое»).

18.05.2022

19

Дом, в котором я живу

Квартира

Способствование жестовому обозначению близких взрослых, предметов, бытовых действий в ответ на вопросы «Кто (что) это?».

Обучение жестовому обозначению действий «помогать», «жалеть» по просьбе взрослого.

25.05.2022

20

Родственные отношения

Члены семьи Глаголы

Формирование представления детей о родственных отношениях в семье, о способах коммуникации с близкими людьми. Использование предметных символов при обращении к другим. Игра: «Кто нас крепко любит».

01.06.2022

Раздел 2. Формирование навыков картинно–символьной коммуникации

Обучение пониманию и ответам на коммуникацию с помощью предметов-символов, обозначающих простые предметы и предметные действия

21

Танцоры и музыканты

Музыкальные инструменты

Обучение поиску знакомых предметов, показывать рукой или пальцем (взглядом) на один из двух-трех в ответ на просьбу: «Покажи … (картинка-символ)».

08.06.2022

22

Расставь мебель по комнатам

Мебель, бытовая техника

Закреплять понятия детей о назначении предметов мебели. Обучение выражению функционального назначения некоторых, отдельных предметов, с помощью картинки-символа

15.06.2022

23

Правила гигиены

Здоровье и быт

Формирование понимания картинно-символьной демонстрации последовательности «сначала — потом» в рамках конкретной деятельности. Закреплять правильный алгоритм действий.

22.06.2022

24

Магазин игрушек

Игрушки

Обучение картинно - символического обозначения предметов, действий и бытовых ситуаций в ответ на вопросы «Кто это?», «Что это?». Учим ориентироваться в назначении и названии вещей, используемых в повседневной жизни.

29.06.2022

Раздел 3. Формирование навыков коммуникации с помощью специальных устройств

25

Одежда девочек и мальчиков

Одежда

Учить детей находить характерные отличия во внешнем облике,  различать одежду мальчиков и девочек. Упр. «Кто что носит», «Разложи одежду по шкафам».

06.07.2022

26

Личная гигиена

«мальчики и девочки»

Здоровье и быт

Закрепить понятие «личная гигиена», предметы гигиены, Упр. «Что нам надо для умывания?».

13.07.2022

27

Обувь девочек и мальчиков

Обувь

Закреплять представление детей об обуви, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сделана.

20.07.2022

28

Птицы

Животные

Уточнить и обогатить знания детей о птицах, их названии.

27.07.2022

Раздел 4. Формирование коммуникативных навыков при работе с визуальным расписанием

29

Составление пиктографического стенда «Еда»

Режим дня

Идентифицируют изображения на картинах. Показывают  и называют пиктограммы на коммуникативной доске. Выполняют упражнение «Светофор здоровья».Играют в дидактическую игру «Полезная тарелка».

03.08.2022

30

«Накрой стол молочными продуктами»

Режим дня

Развивать умение объединять предметы в группу, по 1-2 общим признакам

10.08.2022

31

Время суток: утро, день, вечер, ночь, и их признаки.

Режим дня

Формировать представления о значении солнца и времени суток. Умение различать части суток, дни недели; представления о течении времени: смена событий дня, суток.

17.08.2022

32

Банный день

Моя прическа

Режим дня

Соотнесение с картинкой-символом на коммуникаторе. Озвучивание с помощью кнопки/коммуникатора.

Выполнение непосредственной деятельности, связанной с этим символом.

24.08.2022

Раздел 1.  Формирование навыков жестовой коммуникации

Формирование диалоговых навыков

33

Где живёт музыка?

Музыкальные инструменты

Формирование  у детей умения  узнавать музыкальные инструменты по названию, звучанию. Имитировать игру на определенных инструментах, закреплять понимание соответствующего жеста

31.08.2022

34

Дикие животные

Животные

Расширять представления детей о диких животных, учить различать взрослых животных и их детенышей

07.09.2022

35

Домашние животные

Животные

Формировать знания детей о животных, познакомить с обобщающим понятием «домашние животные», их пользе человеку.

14.09.2022

36

Мое настроение

Члены семьи

Упражнения в распознавании своей мимики и жестов.  

Игра «Зеркало». Развивать умение выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств.

21.09.2022

Раздел 2. Формирование навыков картинно–символьной коммуникации

Формирование диалоговых навыков

37

Продукты питания

Еда

Обучение выбору продуктов питания, активности при реализации техники «партнерского сканирования» в ответ на картинно-символическое обращение,расширять представление о еде.

28.09.2022

38

Столовые приборы

Домашняя утварь

Учить соотносить картинку с предметом, символом/жестом.

Уточнять и расширять знания детей о посуде, формировать обобщающее понятие «столовые приборы»

05.10.2022

39

Наш город

Дом и общественные места

Учить осуществлять поиск по названию 10 и более знакомых предметов обозначаемых картинками - символами.

12.10.2022

40

Кто что носит?

Одежда и обувь

Содействие пониманию многих словесных/жестовых/символических обозначений предметов одежды, обуви. Учить находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек, дать понятие как правильно и хорошо одеваться.

19.10.2022

Раздел 3. Формирование навыков коммуникации с помощью специальных устройств

41

«Чтение» цветных пятен

Цвета

Учить определять по цвету, время года «Дай такую карточку», соотносить предмет и изображение Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета.

26.10.2022

42

Мир вокруг нас

Бытовая техника Квартира, дом

Знакомство с обобщённым понятием «Жилище» (дом, квартира в жилом доме). Формирование у детей умения эмоционально реагировать на различные звучащие предметы быта  «Что это за звуки?»

02.11.2022

43

Различение неречевых и речевых звуков

Животные

Музыкальные инструменты

Учить детей находить картинку в поле коммуникатора (планшета), осуществлять выбор. Развивать умение узнавать и различать речевой и неречевой звук. Формировать умение имитировать звуки. Соотнесение звука с его источником. Различение звука по силе звучания. Игра «Угадай, что звучит», «Кошка ищет котенка».

09.11.2022

44

Пространственные ориентиры

Предлоги

Обучаем пониманию инструкций, связанныхс пространственным расположением предметов. Закрепляем пространственные представления (впереди—сзади, верх— низ, середина, право—лево и т. д.) в процессе практической деятельности.

16.11.2022

Раздел 4. Формирование коммуникативных навыков при работе с визуальным расписанием

45

Мои любимые занятия

Режим дня

Учить показывать и называть нужную пиктограмму на коммуникативной доске. Обучение соотнесению картинки - символа с той или иной деятельностью в режиме дня.

23.11.2022

46

Повседневные дела

Режим дня

Организация ситуации обсуждения повседневных видов деятельности.Учить обозначать действие символом и жестом: «Будем…», выбирать символ для деятельности и помещать его в корзинку будущего дела

30.11.2022

47

Работа с пиктографическим стендом  

«Мой отдых»

Режим дня

Понимание  детьми значения важных ежедневных действий: «спать», «кушать», «умываться» и т.д. Обсуждение последовательности действий «сначала» - «потом». Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.

07.12.2022

Раздел 1.  Формирование навыков жестовой коммуникации

Формирование диалоговых навыков

48

День рождения

Еда

Быт

Формируем знание форм этикета, умение использовать их во время общения в различных жизненных ситуациях. Умение выбрать, изготовить подарок, умение принять подарок.  С/р игра «В гостях».  Этюд «Подари подарок».

14.12.2022

49

Мое имя

Члены семьи

Учим находить свое имя, напечатанное на карточке. Учим обводить пальцем печатные буквы своего имени, складывать их из палочек. Упр. «Кто больше знает имен», «имена девочек, имена мальчиков».

21.12.2022

Раздел 2. Формирование навыков картинно–символьной коммуникации

Формирование диалоговых навыков

50

Явления природы

Погода, календарь

Обучение демонстрации картинного символа в ответ на предъявленный жест/слово, обозначающее действие предмета. Учить называть признаки весны, отбирать картинки с изображением разных времен года. Этюды на имитацию разных явлений природы.Уметь показывать жестом «Холодно!», «Жарко» и т.д.

28.12.2022

2.5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Без коммуникативного взаимодействия невозможна социальная адаптация развивающейся личности. При отставании в развитии речи или других ее нарушениях у ребенка возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного общения.

Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. В последние годы интерес к проблеме помощи детям с умеренным и тяжелым нарушением интеллекта значительно возрос, работа с которыми требует наличия специальных пособий и методических разработок.

Составленное планирование поможет организовать деятельность ребенка, поможет ему приобрести определенный социальный опыт, возможность донести ребенку свои мысли , желания, повысит качество общения с педагогом

3.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Грибова, О.Е. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией / О.Е. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - №2 .- С.20-25.
  2. Гуровец, Г.В. К вопросу изучения болезни Дауна / Г.В. Гуровец, Давидович Л.З. // Дефектология. - 1999.- № 6.- С.20-23.
  3. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. – М., 1981г.
  4. Задумова, Н.П. Роль вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью во взаимодействии со сверстниками / Н.П. Задумова // Практическая психология и логопедия. – 2005. - № 1. – С. 44- 46.
  5. Кицул, Н.С. Формирование навыков коммуникации у детей со сложными и тяжелыми дефектами / Н.С. Кицул, Л.В. Абрамова // Логопед. – 2005. - № 5. – С.11-18.
  6. Комарова, С.В. Активизация диалогической речи детей среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями / С.В. Комарова, Н.С. Ращупкина // Логопед.- 2006. - № 4. – С. 100-109.
  7. Комарова, С.В. Коммуникативный подход в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями: из опыта работы / С.В. Комарова, Н.С. Ращупкина // Коррекционная педагогика. – 2005. - №3. – С. 47-52.
  8. Коноваленко, В.В. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательно-голосовые упражнения/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2006.- 8 с.
  9. Липакова, В.И. К вопросу о нарушениях связной речи детей с умеренной умственной отсталостью / В.И. Липакова // Практическая психология и логопедия. – 2005. - №1. – С.41-43.
  10. Маллаев, Д.М. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, О.А. Бажукова. – Санкт-Петербург. : Речь, 2009. – 160 с.
  11. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М. : «Академия», 2003. - 208 с.
  12. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. Методическое пособие / под ред. Л.В. Шапковой. - Санкт-Петербург. : Детство-Пресс, 2002.- 158 с.
  13. Шипицина, Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А.Нилова. - Санкт-Петербург. : Детство-Пресс, 2002. – 384 с.
  14. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. – Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
  15. Шипицина, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицина. – Санкт-Петербург. : Речь, 2005.- 477 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у детей с умеренной умственной отсталостью на уроках трудового обучения (направление «Ручная вышивка»)

Методы и приемы развития познавательного интереса у детей с умеренной умственной отсталостью  на уроках технологии отражены в данной статье...

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

Одна из проблем, с которой сталкивается современная педаго­гика - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экол...

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью

Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное вза...

Театрализация как один из элементов развития коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью»

Цель:Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью при помощи театрализованной деятельности.Задачи:  - побуждать детей к театральной игре, создавая ус...

Статья Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью...