РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
методическая разработка по теме

Третьякова Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

Развитие графо-моторных навыков у детей с умеренной степенью умственной отсталостью.

             В следствии органического поражения головного мозга на ряду со многими психическими нарушениями у детей наблюдается дефицит в развитии координированных движений, что значительно затрудняет овладение ими базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Моторика недоразвита, особенно движения пальцев рук. Страдает координация, точность и темп движений.  Указанные нарушения обычно сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. Поэтому требуется не только специальная работа по развитию крупной и мелкой моторики, но и целенаправленная работа по формированию сложнокоординированных движений и базисных графических умений.

Развитие графо-моторных навыков предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с умеренной степенью самостоятельно овладеть не могут; необходимо исправлять неправильные двигательные образы; формировать произвольность и целенаправленность движений; развивать некоторые основные двигательные качества.

       Для формирования графо-моторных навыков я использую следующие методы:

 — штриховка в разных направлениях. Штриховка - помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией.

 — раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

 — обведение рисунка по контуру;

  — рисование по опорным точкам;

      — дорисовывание изображений;

       — рисование по клеточкам;

На уроках использую упражнения на развитие мелкой моторики: сортировка бусинок, бобов, фасоли, гороха, пуговиц, макаронных изделий, наматывание ниток на катушки, игры со шнуровками, застёгивание пуговиц, игры с пластмассовыми палочками, прищепками, завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, задания с резинками, завязывания бантов соединение канцелярских скрепок, катание между ладонями карандашей, резиновых мячей с шипами, работа с суджоком, работа с конструктором,  пазлами. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.

  Упражнения на развитие статической координации движений.

          «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.

       «Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

              Упражнения на развитие динамической координации движений.

       «Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.

       «Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

       Упражнения на развитие координированных графических движений.

       «Трудные виражи» — ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам линий.

Мы с детьми любим играть в следующие игры:

«Оркестр» — одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет.

       «Работники» — дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).

       Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Во время группы продлённого дня мы с детьми посещаем кружки «Иппотерапии» и «Рисования», что тоже способствует развитию навыков координации и мелкой моторики.

       Практика моей работы подтверждает, что, овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, видны успехи в овладении навыков письма.  В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие

Перечисленные выше задания и упражнения способствуют развитию внимания, наблюдательности, чувственного восприятия, помогают преодолению замкнутости, двигательному раскрепощению и, конечно, в целом развивают графо-моторные навыки детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие навыков самообслуживания детям с умственной отсталостью в семье.

Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей пере неожиданными проблемами. Какую же педагогическую раб...

Система работы по развитию графо-моторных навыков у детей 6-7 лет.

В этой статье представлена поэтапная работа по развитию графо-моторных навыков у детей 6-7 лет....

Проект«Применение криотерапии как эффективного средства развития графо-моторных навыков на занятиях по коррекции дисграфии"

Одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия»: Развитие общих речевых навыков у обучающихся с умственной отсталостью в 1 классе.

У всех обучающихся в первом классе с интеллектуальным недоразвитием имеется  системное нарушение речи разной степени выраженности, которые  проявляются как:I. Нарушения фонетико-фонематическ...

Система работы логопеда и дефектолога по развитию графо-моторных навыков у младших школьников с ЗПР.

В статье описана система взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога по вопросам развития графо-моторных навыков у детей с ЗПР....

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Под социально-бытовыми навыками подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых с...