Программа воспитательной работы с ученическим коллективом на 2012-2014г.г
рабочая программа (10 класс) по теме

Волковская Любовь Александровна

Программа развития ученического коллектива старшей ступени обучения. Воспитательная программа -это целостный социальный организм, который функционирует при условии взаимодействия основных компонентов воспитания -родители, учащиеся, классный руководитель и педагогический коллектив.Основные направления "Здоровье", "Интеллект". "Общение", "Семья",  " Досуг".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы со старшеклассниками

классного руководителя 10 класса  Волковской Любови Александровны,

учителя физики МБОУ СОШ № 27 Муниципального объединения Темрюкский район

ПРОГРАММА        

воспитательной  работы с ученическим коллективом «Образование. Развитие. Участие» на 2012- 2014 гг.        

1.        Пояснительная записка.        

2.        Основные цели и задачи программы воспитательной работы со старшеклассниками  «Образование. Развитие. Участие»:        

3.        Основные приоритетные направления программы.        

4.        Формы и виды деятельности по реализации программы.        

5.        Этапы реализации программы.        

6.        Прогнозируемые результаты.        

7.        Мониторинг  эффективности программы.        

8.        Литература        


ПРОГРАММА


воспитательной  работы с ученическим коллективом «Образование. Развитие. Участие» на 2012- 2014 гг.


  1. Пояснительная  записка.

        Программа развития классного коллектива старшеклассников была создана в 2012 -2013  учебном году и разработана сроком до 2014 года.

С этим классом я проработала 4 года. За это время были  проведены диагностики разного уровня: развития личности каждого учащегося, развития коллектива, было выявлено ряд проблем,  для решения которых необходима программа развития ученического коллектива. На сегодняшний день все участники учебно-воспитательного процесса вовлечены в процесс поиска средств и  возможностей для того, чтобы помочь семье в воспитании каждого ребенка, привлечь родителей к участию в образовательном процессе.

Выделен ряд проблем, которые решаются с родителями:

- мотивация учения;

- формирование планов для развития каждого учащегося;

- развитие способностей каждого ребенка;

- подготовка учащихся к выбору профессии.

Другой ряд проблем, которые решаются с учителями-предметниками, преподающих в данном классе.

- работа, с учащимися, проявляющих повышенную мотивацию к учебе;

- работа с учащимися, имеющих проблемы с поведением на уроках, проблемы с подготовкой домашних заданий.

Программа разработана на 2 года, включает 10-11 классы. Целесообразность принятия Программы обусловлена особенностями юношеского  возраста.

Психолог Выгодский Л.С отмечал существование кризиса 17 лет, знаменующего выход человека в самостоятельную жизнь. центральное новообразование юношеского возраста –рождение жизненной перспективы, а основная потребность - потребность в самоопределении. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится учебно-профессиональная: молодой человек ищет себя в избранной им профессиональной сфере, постижение основных смыслов человеческой деятельности, освоение целей и норм взаимоотношений. Кризис юности описывается как своеобразный «кризис рождения», знаменующий переход на иную, качественно новую ступень развития – от персонализации к индивидуализации, от сознания своего «я» к осознанию своего места в мире. Моментом этого перехода условно обозначается совершеннолетие – 18 лет. Повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Выражается избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической  памятью.

        Воспитательная система – это целостный социальный организм, который функционирует при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, отражающий определенный способ организации жизнедеятельности коллектива учащихся.

         Чтобы учесть все особенности юношеского возраста  – от широта познавательных интересов, до конкретного выбора дальнейшего профессионального пути, развитие будет направлено по пяти направлениям: «Здоровье», «Интеллект», «Общение», «Досуг», «Семья».

  1. Основные цели и задачи программы воспитательной работы со старшеклассниками  «Образование. Развитие. Участие»:
  1. ориентировать старшеклассников на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах, мобилизовать внутренние резервы;
  2. научить понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей;
  3. помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя, и свои возможности, строить реальные планы на будущее с учетом  своих умений и достижений;
  4. развивать коммуникативную культуру старших школьников;
  5. создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся;
  6. воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу;
  7. активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями – предметниками;
  8. контролировать внеурочную деятельность учащихся;
  1. Основные приоритетные направления программы.

Основные направления

Цели и задачи

Формы деятельности

10 класс

11 класс

«Здоровье»

-использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психологического здоровья для будущего самоутверждения

-знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации

-формирование потребностей в здоровом образе жизни;

-создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе;

Сотрудничество с медицинским персоналом школы;

Изучение состояния физического здоровья учащихся (по справкам учащихся)

Проведение классных часов о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

«Интеллект»

Оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде;

- определить круг реальных учебных возможностей, его ближайшую зону развития;

- создать условия в продвижении учащихся в интеллектуальном развитии;

- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

Изучение результатов учебной деятельности

-сотрудничество с учителями- предметниками;

- интеллектуальное просвещение, формирование культуры умственного труда;

«Общение»

-передача учащимся знаний , умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного)

- формировать культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый ребенок»

Знакомство учащихся с традициями и обычаями общения разных направлений.

Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе;

Изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческом обществе.

Организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения.

«Досуг»

-создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

-создание условий для развития проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;

- изучение интересов учащихся;

-просвещение и консультации в выборе внеклассных форм работы

Изучение потребностей, интересов и желание ребят участвовать в организации и проведении внеклассных мероприятий;

Предоставление  учащимся возможности самостоятельного выбора жизни класса;

Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса

«Семья»

- максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

 -информационно-просветительская работа с родителями;

-формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, семьи.


Изучение семей учащихся.

Участие в мероприятиях ко Дню Матери;

Анкетирование родителей;

Родительские собрания.

  1. Формы и виды деятельности по реализации программы.

Направление  работы

Ученик

Учитель

Родитель

Взаимодействие с внешкольными организациями

«Здоровье».

Классные часы, Дни Здоровья, спортивные соревнования, занятия в спортивных секция, посещение спортивного клуба «Надежда».

Цикл классных часов о здоровье, правильном питании, вреде курения, алкоголя, наркотиков.

Встречи-консультации; анкетирование.

Дни Здоровья, походы, медицинские осмотры.

«Интеллект»

Интеллектуальные игры, конкурсы, олимпиады, доклады.

Целенаправленное обучение школьников познавательной деятельности,

участие в предметных неделях, участие в викторинах,  участие в олимпиадах по различным предметам.

Участие в родительских собраниях, учебная помощь детям, участие в создании условий для посещения системы дополнительного образования.

Посещение музея, посещение выставок, посещение библиотек, экскурсии.

«Общение»

Общешкольные и классные мероприятия, подготовка классных дел, творческие работы, трудовые десанты, дежурство по школе.

Диагностика, анкетирование, подготовка классных часов, проведение индивидуальных бесед.

Участие в классных делах, анкетирование.

Встречи с интересными людьми

«Досуг»

Празднование памятных дат календаря

Изучение мнения учащихся и родителей, анкетирование

Родительские собрания, беседы.

Посещение секций, музея, библиотек

«Семья»

Система классных часов «Я и моя семья, конкурс рисунков, тестирование, анкетирование, написание сочинений о семье.

Психологический анализ деятельности классного коллектива, система родительских собраний, программа работы с родителями.

Работа родительского комитета, обеспечение занятости во внеурочное время.

Семейные праздники.

  1. Этапы реализации программы.

этап

Содержание  деятельности

сроки

I этап

Диагностический

1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса,

2) диагностика личностных качеств, интересов учащихся, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы.

Сентябрь -октябрь  2012 г.

II этап

Прогностический

1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия,

2) предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного творческого дела.

сентябрь 2012 г.

III этап

Организационный

1) Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную перспективу (учебный год),

2) реализация концепции программы  

3) развитие классного коллектива, рождение коллективных традиций,

4) выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания.

ежегодно

IV этап

Практический

1) Создание системы воспитательной работы,

2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы,

3) укрепление и накопление классных традиций,

4) усиление внимания к развитию личности обучающихся,

5) отработка единой воспитательной системы класса,

6) анализ результатов мониторинга

воспитательной работы.

I полугодие 2012 г. , 2013 г.

V этап

Обобщающий, демонстрационный

1) Создание новой социальной среды во внеклассной работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию,

2) развитие и совершенствование воспитательной системы класса,

3) анализ реализации программы, определение перспектив дальнейших действий.

II полуг.

2012 г., 2013 г

  1. Прогнозируемые результаты.

« Здоровье»

  1. понимать значение физической культуры в жизни;
  2. иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
  3. уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности.
  4. участвовать в различных школьных и внешкольных соревнованиях

«Интеллект»

  1. развить потребность в самостоятельном добывании новых знаний,
  2. увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах.
  3. успешное окончание средней школы, получение аттестата зрелости.

«Общение»

  1. овладение учащимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками,
  2. овладение учениками культуры поведения в конфликтных ситуациях,
  3. выработать умение делать правильный  выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его.
  4. умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты,
  5. овладение учащимися навыками самообслуживания.
  6. готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе.

«Досуг»

  1. сформировать жизненную позицию ребёнка,
  2. развитие интереса к внешкольной занятости учащихся
  3. использовать знания в поведения вне школы.

«Семья»

  1. сформировать позитивное отношение к обычаям, традициям семьи.
  2. понимать значение семьи в жизни каждого человека.
  1. Мониторинг  эффективности программы.

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:

1. освоение учащимися программы средней школы

2. развитость мышления

3. познавательная активность учащихся

4.сформированность учебной деятельности.

1.Школьный тест умственного развития .

2.Cтатистический анализ текущей и итоговой успеваемости

3.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

4.Метод  самооценки учащихся Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:

 1. нравственная направленность личности

2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

1.Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

2.Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"

3.Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"

Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:

1. коммуникабельность

2. сформированность коммуникативной культуры учащихся, знание этикета поведения

1.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

2.Педагогическое наблюдение

Сформированность эстетического потенциала ученика

1. развитость чувства прекрасного

2. сформированность других эстетических чувств

Педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала ученика

1. состояние здоровья

2. развитость физических качеств личности

Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе

1. комфортность ребенка в школе

2. эмоционально-психологическое положение ученика в классе

1.Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"          

2.Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"                    

3.Социометрия

Сформированность классного коллектива

1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2. развитость самоуправления

3.сформированность совместной деятельности

Методика "Наши отношения"

Методика «Какой у нас коллектив»

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

  1. Литература

1. Н.И. Дереклеева., М.Ю. Савченко. Справочник классного руководителя. 10-11 классы Москва. ВАКО. 2005г.

2.  Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллектива к взаимодействию: Учебно-методическое пособие для учителей и классных руководителей. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.

4. Программа воспитательной работы МБОУСОШ № 27 ст. Старотитаровской.

5. Родительское собрание. 10 класс. Москва. ВАКО. 2009г.

6. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы. 10 класс. Москва. ВАКО. 2009г.

7. Классная методическая газета для классных руководителей  «Классное руководство и воспитание школьников». Издательский дом «Первое сентября».

8. СD – диск «Классный руководитель в школе»; Издательство «Учитель». Серия «Воспитание в школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы с классным коллективом

Данная разработка предназначена для классных руководителей. Программа может быть использована полностью или отдельные направления....

ПРОГРАММА воспитательной работы с ученическим коллективом «Образование. Развитие. Участие» на 2008 – 2012 гг.

Воспитание человека нравственного, способного развить в себе определенные ценности, использовать их в повседневной жизни, формирование моральных устоев, оказание педагогической поддержки развива...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Примерная программа воспитательной работы с классным коллективом, в которой:Задачи, цели школыАнализ работы с классным коллективом за прошедший годСоциальный паспорт классного коллективаПсихолого-педа...

Программа воспитательной работы с классным коллективом с 5 по 9 классы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ Н.Е.ЩУРКОВОЙ (ПОЭТАПНО)...

Программа воспитательной работы с классным коллективом

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ Н.Е.ЩУРКОВОЙ (ПОЭТАПНО)...

Программа воспитательной работы с классным коллективом

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, ...