Внеклассное мероприятие "Рождение славянского алфавита"
методическая разработка (5 класс) по теме

Шамионова Светлана Владимировна

В этом году исполняется 1150 лет со времени возникновения славянской письменности (863г. – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку). Данное мероприятие посвящено этой дате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirill_i_mefodiy.rar1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

 «Рождение славянского алфавита»

5-6 классы

I часть

Звучит музыка. На фоне музыки учитель произносит слова:

- Здравствуйте, люди добрые! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых! Жили-были тогда молодцы, раскрасавицы красны девицы. Умели они пахать да косить,  дома-терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Мечтали  они написать книги, понятные славянам, и придумали славянскую азбуку. Это произошло  в 863 году.

Три  с половиной тысячи лет назад родилась буква. Знак для звука. Всего только одного звука. Письменность  не оставалась чем-то раз и  навсегда данным. Каждый народ приспосабливал ее к своему языку, к его особенностям и традициям. При этом количество букв могло увеличиться или уменьшиться. Одни приходилось  изобретать, от других отказываться либо переделывать их. Постепенно  буквы меняли и свой внешний облик. Начиная свою жизнь рисунком-иероглифом, многие из них  изменились так, что уловить связь между ними может только специалист.

Сейчас в мире – десять алфавитов. И обслуживают они сотни языков. Какой же был первым?

II часть

Выходят ученики, садятся за стол вчетвером. У них  стоят таблички с названиями алфавитов: «финикийский», «греческий», «латинский», «кириллица». Во время  выступления детей  идет показ слайдов: алфавиты, портрет Кирилла и Мефодия.

1 ученик:

Я – финикийский алфавит, первый настоящий алфавит. Был создан в X веке до нашей эры. Во мне 22 буквы, и все согласные. Названия букв соответствуют названию тех предметов, форму которых эти буквы  первоначально напоминали. Первая буква «алеф» напоминает голову быка («алеф» - бык). Вторая буква «бет» - дом. Улавливаете, почему  называется алфавит алфавитом? Потому, что  это мои первые буквы дали ему название.

2 ученик:

Я – греческий алфавит, близкий родственник финикийского. Благодаря финикийцам, мы пользуемся греческим алфавитом. Этот алфавит нам подарил Кадм, сын финикийского царя Агерона. Но мы несколько видоизменили буквы финикийского алфавита: «алеф» стала «альфой», «бет» - «бетой».  А еще добавили гласные буквы: теперь в алфавите стало 24 буквы – 7 гласных и 17 согласных. Мы, греки, изменили и направление письма – стали писать слева направо.

3 ученик:

Я – латинский алфавит. Я хочу поблагодарить вас, о дорогие родственники! Мы, римляне, переработав греческий алфавит, создали удачное письмо для нашего языка. И затем передали его многим народам. Это мы  придумали заглавные и строчные буквы.

4 ученик:

Я – кириллица. И также благодарна вам, о братья мои, и моим создателям – братьям Кириллу  и Мефодию. Братья Кирилл (в миру Константин) и Мефодий родились в семье знатного военачальника по имени Лев в г. Фессалоники (по-славянски Солунь), центра византийской провинции на территории македонских славян. Мефодий был старшим из семи братьев, а Константин – самым младшим. Мефодий (мирское имя неизвестно, род. ок. 815 – ум. 6.4.885) по примеру отца рано поступил на военную службу. Десять лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем оставил службу и удалился в монастырь Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. Константин (род. ок. 827 – ум. 14.2.869) в детстве был отдан в «учение книжное», где вскоре и обнаружились его незаурядные способности, о которых стало известно в Константинополе императору Феофилу. Характер и жизнь братьев были сходны. Они создали славянскую азбуку, заложили основы славянской письменности. За основу славянской азбуки, получившей впоследствии название кириллицы, Константин взял греческий алфавит, в который пришлось добавить несколько букв, которых не было в греческом алфавите. Создав  славянский алфавит, братья  занялись переводом на славянский язык богослужебных книг. Церковь установила день памяти Кирилла и Мефодия, этот день отмечается 24 мая. Сейчас этот день называют «Днем славянской письменности и культуры»

 

Звучит колокольный звон. На его фоне  слова учителя:

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои  прославляются

Вспоминают Кирилла с Мефодием

В Белоруссии, Македонии

В Польше, Чехии и Словакии

Хвалят братьев премудрых в Болгарии

В Украине, Хорватии, Сербии

Все народы, что пишут кириллицей,

Что  зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей

Христианских своих просветителей

Музыка отключается.

Учитель:

И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. В честь первоучителя называют ее теперь кириллицей. Каждая буква  в древней славянской азбуке  была особенной. Она имела имя. Ребята, посмотрите на  экран.

Учитель показывает кириллицу. Рассказывает о ней.  Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв, вероятно, частью содержит более поздние буквы). Кириллица целиком включает греческий алфавит, но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своем исходном месте, а вынесены в конец. Буквы кириллицы поименованы; начальная часть алфавита названа осмысленными словами, которые даже выстраиваются в понятные словосочетания; конец же азбуки темен, в нем смешаны греческие названия.

Ребята на столе лежат  буквы кириллицы. Выберите себе по одной букве и расскажите нам о ней.

Ребята выходят к доске.

Аз. Угадайте, как меня зовут? Правильно, я буква «аз». Русский язык не склонен  начинать слова с буквы А. Русских слов, у которых в начале стоит А немного: слова с начальной буквой А в основном заимствованные, как и сама буква.

Буки. Меня зовут буки. Меня  не было в греческом алфавите, меня придумал сам Кирилл.

Учитель:

Встаньте рядом Аз и Буки – получилось слово «азбука». Вам дорогие буквы выпала честь стоять в начале  алфавита. В народе так и говорили: «Сначала аз и буки, а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир науки.

Веди: Меня зовут веди. Я все знаю, про все ведаю.

Глаголь: А я буква глаголь. Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать.

Добро:

Меня зовут добро.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды

Доброта с годами не стареет

Доброта от холода согреет

Только надо очень добрым быть

Чтоб в беде друг друга не забыть!

И народы будут жить дружнее

Если будем мы с тобой добрей.

Люди:

А я буква люди.

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь  несите

Лучистое солнце не делим на части

И вечную землю нельзя разделить

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен

Ты в силах друзьям подарить

Мыслете:

Меня зовут мыслете

Мудрецам давно известно:

Там, где мыслям тесно

Нет ни зависти, ни скуки,

Мастера там на все руки

Шить, варить и рисовать

Звонко петь и танцевать

Рцы:

Есть буквы шипящие

Есть буквы свистящие

И только одна из них

Буква рычащая. Я буква «рцы»

Недаром я собой горжусь

Ведь я – начало  слова Русь.

Спасибо вам буквы. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

Вопрос учителя:

- Ребята, как вы думаете,  а почему  из всего алфавита мы познакомились именно с этими буквами? Что в них особенного?

Ученики отвечают:

- Эти буквы учат нас красоте, доброте,  мудрости. В этих буквах есть глубокий смысл.

 

Ребята, а сейчас я вам предлагаю такое задание. Я предлагаю вам соприкоснуться  с историей  языка. Я приготовила для  вас берестяные грамоты, на которых вы сможете прочитать отрывок из летописи 13 века «Слово о погибели Русской земли». Русские люди писали на бересте. Береста – специально обработанная березовая кора. Писание на бересте не было на Руси большой редкостью даже в 18 веке. Ваша задача: прочитать этот отрывок, понять его и постараться переложить его на современный  язык.

Ребята работают в группах. Далее учитель спрашивает прочитать текст с грамоты. Объяснить о чем этот текст. Попытаться  переложить этот текст  на современный язык.

Учитель:

Буква к букве – будет слово

Слово к слову – речь готова

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим  буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Шло время, шли века и алфавит менялся. В 17081711 гг. Пётр I предпринял реформу русской письменности, устранив надстрочные знаки, упразднив несколько букв и узаконив другое (приближенное к латинским шрифтам того времени) начертание оставшихся — так называемый гражданский шрифт. За три века русский алфавит претерпел ряд реформ. Количество букв в основном уменьшалось, исключение составляют буквы «э» и «й» (употреблявшиеся и ранее, но узаконенные в XVIII веке) и единственная «авторская» буква — «ё», предложенная княгиней Екатериной Романовной Дашковой. Последняя крупная реформа русской письменности была проведена в 19171918 г. в результате чего появился современный русский алфавит, состоящий из 33 букв.

Ребята, а сейчас  я вам предлагаю такое задание: я раздам вам отрывки высказываний о русском языке на отдельных  листочках. Ваша задача: составить цельное высказывание и озвучить его классу.

Ребята выполняют задание. Отвечают. Учитель благодарит детей.

Вывод: сегодня мы познакомились с историей языка, с тем, что Кирилл и Мефодий оставили нам в наследство алфавит. И мы носители современного русского языка, помня многовековую историю  развития языка,  любовно и бережно относится к  языку, как части духовной культуры, которую нам нельзя потерять.

Паустовский Константин Георгиевич говорил: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему  языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим  безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». В конце учитель просит  детей подняться  и образовать круг у доски  и  взявшись за руки  учитель говорит заключительные слова о величие русского языка.

Приложение 3

        

Приложение 1

Первый ученик

Я – финикийский алфавит, первый настоящий алфавит. Был создан в X веке до нашей эры. Во мне 22 буквы, и все согласные. Названия букв соответствуют названию тех предметов, форму которых эти буквы  первоначально напоминали. Первая буква «алеф» напоминает голову быка («алеф» - бык). Вторая буква «бет» - дом. Улавливаете, почему  называется алфавит алфавитом? Потому, что  это мои первые буквы дали ему название.

Второй ученик

Я – греческий алфавит, близкий родственник финикийского. Благодаря финикийцам, мы пользуемся греческим алфавитом. Этот алфавит нам подарил Кадм, сын финикийского царя Агерона. Но мы несколько видоизменили буквы финикийского алфавита: «алеф» стала «альфой», «бет» - «бетой».  А еще добавили гласные буквы: теперь в алфавите стало 24 буквы – 7 гласных и 17 согласных. Мы, греки, изменили и направление письма – стали писать слева направо.

Третий ученик

Я – латинский алфавит. Я хочу поблагодарить вас, о дорогие родственники! Мы, римляне, переработав греческий алфавит, создали удачное письмо для нашего языка. И затем передали его многим народам. Это мы  придумали заглавные и строчные буквы.

Четвертый ученик

Я – кириллица. И также благодарна вам, о братья мои, и моим создателям – братьям Кириллу  и Мефодию.


Приложение 2

Аз. Угадайте, как меня зовут? Правильно, я буква «аз». Русский язык не склонен  начинать слова с буквы А. Русских слов, у которых в начале стоит А немного: слова с начальной буквой А в основном заимствованные, как и сама буква.

Буки. Меня зовут буки. Меня  не было в греческом алфавите, меня придумал сам Кирилл.

Веди: Меня зовут веди. Я все знаю, про все ведаю.

Глаголь: А я буква глаголь. Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать.

Добро:

Меня зовут добро.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды

Доброта с годами не стареет

Доброта от холода согреет

Только надо очень добрым быть

Чтоб в беде друг друга не забыть!

И народы будут жить дружнее

Если будем мы с тобой добрей.

Люди:

А я буква люди.

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь  несите

Лучистое солнце не делим на части

И вечную землю нельзя разделить

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен

Ты в силах друзьям подарить

Мыслете:

Меня зовут мыслете

Мудрецам давно известно:

Там, где мыслям тесно

Нет ни зависти, ни скуки,

Мастера там на все руки

Шить, варить и рисовать

Звонко петь и танцевать


Рцы:

Есть буквы шипящие

Есть буквы свистящие

И только одна из них

Буква рычащая. Я буква «рцы»

Недаром я собой горжусь

Ведь я – начало  слова Русь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Праздник алфавита"

Данное мероприятие следует проводить после изучения алфавита. Оно требует подготовки, следует также провести его в торжественной обстановке, пригласить родителей, подготовить подарки учащимся....

Внеклассное мероприятие «Праздник алфавита» для учащихся 3-х классов

Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку "Праздник алфавита" в 3-м классе. Цель-повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка....

Внеурочная работа по английскому языку в начальной школе. (внеклассное мероприятие «Праздник алфавита» для 2-3 класса представлено на английском языке и продублировано на русском)

В процессе работы стараюсь как можно больше  дополнительно уделять внимание детям, которые  изучают английский язык в начальной школе. Внеурочная работа пробуждает  интерес детей к углу...

внеклассное мероприятие "Праздник алфавита"

сценарий праздника английского алфавита...