Классный час «Спасатель - Настоящая мужская профессия»
классный час (10 класс) по теме

Макашова Лариса Валентиновна

Знакомство с профессией «спасатель».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час102.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«СПАСАТЕЛЬ - НАСТОЯЩАЯ МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ»

форма проведения: час общения с элементами игры и  использованием мультимедийной презентации.

Цели:

  1. знакомство с профессией «спасатель»
  2. воспитание уважительного отношения к людям, работающим спасателями;
  3. формирование понятия чрезвычайная ситуация и МЧС;
  4. знакомство с различными видами чрезвычайных ситуаций и их причинами;
  5. закрепление правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Оборудование: мультимедийная презентация, снаряжение спасателей, дозиметрические приборы.

Подготовительный этап: учащиеся готовят сообщения о различных видах чрезвычайных ситуаций. Пригласить работника МЧС Черницына Д.В.

Ход мероприятия

  1. Вступление.

Учитель:

Ребята, хочется начать наш классный час с проверки ваших знаний о популярной и так необходимой в последнее время профессии спасатель.

Проверку проведем в форме игры. Для этого разделимся на 3 команды.

Проведение игры.

Учитель: Что такое«чрезвычайная ситуация»? Какие ситуации можно отнести к чрезвычайным?

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери. К чрезвычайным ситуациям относятся взрывы на Чернобыльской АЭС, на Саяно-Шушенской ГЭС, пожары…

2. Выступление учащихся с сообщениями.

По причинам возникновения чрезвычайные ситуации могут быть техногенного, природного, биологического, экологического и социального характера.

Ученик 1:

Чрезвычайные ситуации техногенного характера:

  аварии на АЭС с разрушением производственных сооружений и радиоактивным заражением территории (ярким примером является авария на Чернобыльской АЭС);

  аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;

  аварии на химически опасных объектах с выбросом (выливом, утечкой) в ОС СДЯВ,

  аварии в научно-исследовательских учреждениях (на производственных предприятиях) осуществляющих разработку, изготовление, переработку, хранение и транспортировку бактериальных средств и препаратов или иных биологических веществ с выбросом в ОС;

  авиационные катастрофы, повлекшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведения поисково-спасательных работ;

  столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитенах), повлекшие за собой групповое поражение людей, значительное разрушение железнодорожных путей или разрушение сооружений в населенных пунктах.

  аварии на водных коммуникациях, вызвавшие значительное число человеческих жертв, загрязнение ядовитыми веществами акваторий портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов;

  аварии на трубопроводах, вызвавшие массовый выброс транспортируемых веществ и загрязнение ОС в непосредственной близости от населенных пунктов;

  аварии на электросистемах;

  аварии на очистных сооружениях;

  гидродинамические аварии;

  прорыв плотин, дамб;

  пожары, возникающие в результате взрывов на пожароопасных объектах.

Ученик 2:

Чрезвычайные ситуации биологического характера:

  1. эпидемий и пандемий;
  2. эпизоотий и панзоотий;
  3. эпифитотий и панфитотий.

Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера могут возникать вследствие:

  1. геофизических явлений (землетрясений и извержений вулканов);
  2. геологических явлений (например, просадка земной поверхности, сель, обвал, оползень);
  3. метеорологических, в том числе агрометеорологических, явлений (буря, ураган, смерч, ливень, сильный снегопад, засуха, лавина и др.);
  4. гидрологических явлений (например, наводнение);
  5. морских гидрологических явлений (например, цунами, шторм);
  6. природных пожаров (лесные, торфяные, степные, подземных ископаемых и т. д.);
  7. явлений космического происхождения (например, космическое излучение большой интенсивности, падение гигантского метеорита).

ЧС природного характера делятся на: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, биологические и космические.

Ученик 3:

Чрезвычайные ситуации экологического характера:

Чрезвычайная экологическая ситуация – территория, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Зоной экологического бедствия объявляются участки территории, где в результате хозяйственной или другой деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Экологические ЧС различаются по способам воздействия на биосферу.

1) Шумовое.

   Миллионы людей связывают потерю слуха с шумом. В России с 50-х годов прошлого века определен уровень шумового загрязнения:

  - жилые помещения – 30 дБ;

  - территория жилой застройки: днем- 40 дБ, ночь – 30 дБ

Традиционные источники шума: автомагистрали, аэропорты, современные музыкальные центры, плееры  и др. способные воспроизводить звук 80-120 дБ и выше.

2) Радиционное

  1. Природные источники:
  2. -естественный радиационный фон земли,
  3. -солнечная и космическая радиация из-за уменьшения озонового слоя,
  4. -газ радон.

–Антропогенные источники.

В последнее время увеличилась доля антропогенной радиации: разработка полезных ископаемых; воздушные

и космические полеты, приближающие людей к космической радиации; современные дома, при строительстве которых в жилые помещения проникает газ радон; развитие диагностической и терапевтической радиологии.

3) Электромагнитные поля.

 Электромагнитные поля окружают нас всюду и везде. Их можно разделить по происхождению.

  1. 1. Природные источники:
  2. - электромагнитное поле Земли,
  3. -космические радиоволны (Солнце, звезды и т.д.).

Природные источники ЭМИ считаются безопасными, поскольку человечество адаптировалось к ним, но в период геомагнитной и солнечной активности могут быть опасны для метеочувствительных людей.

  1. 1. Природные источники:
  2. - электромагнитное поле Земли,
  3. -космические радиоволны (Солнце, звезды и т.д.).

Природные источники ЭМИ считаются безопасными, поскольку человечество адаптировалось к ним, но в период геомагнитной и солнечной активности могут быть опасны для метеочувствительных людей.

Ученик 4:

  1. 2. Антропогенные источники:
  2. - источники низкочастотных излучений (3Гц – 3кГц) (включают в себя все средства производства, передачи, распределения электроэнергии, все бытовые и офисные приборы и др.);
  1. - источники высокочастотных излучений (от 3кГц до 300 ГГц и выше) или т.н. микроволновая радиация (включают в себя радиопередающие центры, сотовые и радиотелефоны, СВЧ печи и др.).
  1. а) Тепловое загрязнение водоемов – антропогенный нагрев повышает температуру воды в водоемах, вызывая различные заболевания, а зачастую и гибель флоры и фауны. Способствует появлению неспецифических для регионов рыб, паразитов, растений.
  2. б) Тепловое загрязнение воздушных бассейнов.

Тепловое загрязнение

Одна из самых развитых и сложных форм воздействия человека на окружающую среду. Изменяется в пространстве и во времени. В связи с ростом городов, возникновением новых предприятий, увеличением производительности в атмосферу выбрасывается больше газов и аэрозолей, которые вызывают парниковый эффект, способствуют образованию смога (1 тип – белый или Лондонский – городской дым + туман; 2 тип –фотохимический или Лос-анджелесский – превращение выхлопных газов в результате фотохимической реакции под действием солнечных лучей). Последствия теплового загрязнения.

  1. - непригодность почв для сельского хозяйства, промышленности, строительства и др.,
  2. - непригодность водоемов для промышленности и бытовых нужд,
  3. - изменение, а зачастую и гибель флоры и фауны водоемов,
  4. - сокращение сроков жизни деревьев кустарников в 3-5 раз,
  5. - обильное таяние снежного покрова,
  6. - изменение ландшафтов,
  7. - повышение температуры воздуха на 1-2° С, при безветрии до 6° С, купол тепла может подниматься на 10 -100 м. (декабрь2009г. в США опубликована карта причин смертности – 19,8% смертей приходится на период с повышенной температурой воздуха),
  8. - образование температурных инверсий.

Ученик 5:

Световое загрязнение

Оно также воздействует на экологию. Круглосуточная освещенность в городах способствует угнетению мелатонина в крови. Мелатонин – гормон эпифиза. Эпифиз играет роль нейроэндокринного преобразователя, отвечающего на нервные импульсы выработкой гормонов. Опасна не только круглосуточная освещенность, но и яркий свет от мониторов, ТВ и др. источников. Попадая в глаза свет, стимулирует нервные окончания на сетчатке глаза, от которых импульсы по зрительным нервам поступают в симпатическую нервную систему и эпифиз. Эти импульсы вызывают угнетение активности эпифизарного фермента, необходимого для синтеза мелатонина. В результате действия света продукция последнего прекращается. В темноте, напротив, усиливается синтез мелатонина. Возникающие ритмические изменения уровня мелатонина определяют суточный биоритм, включающий периодичность сна и колебания температуры тела.

Ученик 6:

Чрезвычайные ситуации социального характера

К чрезвычайным ситуациям социального характера относятся:

  1. войны;
  2. локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
  3. голод;
  4. крупные забастовки;
  5. массовые беспорядки, погромы, поджоги и др.

Учитель:

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

  1. Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.
  2. Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
  3. Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
  4. Четвертая – стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Ученик 7:

По скорости распространения

ЧС классифицируются по скорости распространения опасности, которая является важной составляющей факторов воздействия на человека и окружающую среду. По скорости распространения опасности чрезвычайные события классифицируются на:

  1. внезапные (взрывы, землетрясения и т. п.);
  2. с быстро распространяющейся опасностью или стремительные (аварии с выбросом газообразных СДЯВ, гидродинамическая авария с образованием волны прорыва, сели, лавины, пожары и др.)
  3. умеренные (радиационное загрязнение, наводнения, половодья, пожары и др.)
  4. плавные (эпидемии, засухи, снижение уровня воды в водоемах, загрязнение атмосферы и др.)
  5. медленные - длятся месяцы, годы (последствия антропогенной деятельности, "конфликт" городов с окружающей средой.)

Ученик 8:

По масштабу

В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):

  1. Локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
  2. Муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  3. Межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
  4. Регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  5. Межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  6. Федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

Учитель:

С ростом чрезвычайных ситуаций, которые приводят к гибели людей, и возникла потребность в создании МЧС.

- МЧС — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - МЧС России имеет самоназвание на английском языке EMERCOM of Russia (Emergency Control Ministry of Russia).

История создания МЧС

27 декабря 1990 года образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается основанием Чрезвычайной службы России и МЧС России в частности. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС)

19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.

30 сентября 1992 года, Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).. Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу.В январе 2002 года, 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы вошли состав МЧС, имевший до этого численность 70 тысяч сотрудников.

Спасателями становятся только сильные и очень смелые люди, которые остро чувствуют чужую беду и всегда спешат на помощь.

Могучим братством спаяны навек,
В жару, иль в зной, прошли огонь и воду
Борьбу ведут не за награды, выше всех
Одно лишь ставят  – служение народу!
И если надо, если где беда,
В любую точку и страны, и мира
По зову сердца полетят туда,
Где требуются сильные мужчины.
Когда вы рядом – в семьях лад и мир,
Когда работаете – стихия отступает
И помните вы свято – слово есть «омир»
Есть вы – защитники, кто жизнь оберегает! 

Этот значок – часть эмблемы МЧС. Ее называют «Звезда надежды».

  1. Встреча с работником МЧС Черницыным  Д.В

Учитель:

5. Заключение

 На помощь к нам в  разрушенных домах, в огне пожара и при паводках и наводнениях, а также просто попавшим в беду  приходят  несущие постоянно службу спасатели МЧС, у которых на счету десятки тысяч спасенных людей.

Ученик 9:

Куда б ты ни попал, ни влип,
Пока ты жив — ты не погиб:

Есть, слава Богу, МЧС,
И ждем мы от него чудес.
Спасательный отряд, —
Чудесней нет ребят!
Разыщут и в глухом лесу
И из огня тебя спасут,
Под горною лавиной
Найдут тебя и вынут.
Спасательный отряд —
Надежней нет ребят!

Ученик 10:

Если в дом пришла беда,
К вам спасатели всегда
Прилетят под вой сирены
И помогут вам мгновенно.

Очень спаянный отряд
Из находчивых ребят.
Все смелы, добры, умелы —
Мало слов, но много дела.

6. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Спасателям России посвящается"

Классный час в форме беседы знакомит учащихся с историей Дня спасателя, формирует интерес к государственному празднику, содержит практические задания по поведению и самозащите в быту, во время природн...

Классный час «Спасатель»

Классный час  «Спасатель»...

Это мужская профессия

Разработка мероприятия малой формы по внеурочной деятельности младших школьников....

НАСТОЯЩЕЕ МУЖСКОЕ ЦАРСТВО

публикация о воспитателе...

Классный час "Спасатели"

Классный час посвящен Дню спасателя, который в нашей стране празднуется 29 декабря....

Профориентационное занятие – «Мужские профессии»

Знакомство с профессиями слесарьЗадача: Привитие навыков и умений самостоятельного анализа профессий               Воспитание уваж...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «ПОИСТИНЕ МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ».

Методическая разработка  внеклассного мероприятия по  литературе «ПОИСТИНЕ МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ».Автор - составитель: учитель русского языка и литературы филиала МБОУ...