Профориентационное занятие – «Мужские профессии»
план-конспект занятия по технологии (9, 10 класс)

Бобохин Евгений Владимирович

Знакомство с профессиями слесарь

Задача: Привитие навыков и умений самостоятельного анализа профессий

               Воспитание уважения к труду, рабочим профессиям.                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzhskie_professii.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

 

Профориентационное занятие –

«Мужские профессии»

                     

Учитель трудового обучения:

Бобохин Е. В.

                                                                                                2020 г

Тема: «Мужские профессии»

Цель: Знакомство с профессиями слесарь

Задача: Привитие навыков и умений самостоятельного анализа профессий

               Воспитание уважения к труду, рабочим профессиям.                                  

                                            МУЖСКИЕ ПРОФЕССИИ

Добыванием и обработкой металлов люди занимались с древних времен. Металл использовали для изготовления оружия, орудий труда, предметов быта. Из него делали мечи и щиты, топоры, серпы, косы, сосуды для варки пищи, различные украшения и многие другие изделия.

История развития слесарного дела и слесарного инструмента началась много веков назад. В древние времена всех ремесленников, занимающихся обработкой металлов, называли кузнецами

На основе разделения труда в кузнечном ремесле и применения холодной ковки начало складываться новое ремесло — слесарное. Оно отделилось от кузнечного ремесла в XIV—XV вв. и стало самостоятельно развиваться вместе с общим развитием техники. Слесарное ремесло заключалось в мастерстве ручной холодной обработки металлов.  Когда возникла такая отрасль кузнечного ремесла, как холодная ковка металла, появились замочники — мастера по изготовлению замков. 

 Именно замочникам мы обязаны возникновению слова "слесарь". Дело в том, что в начале XVIII в. замочников начали называть шлоссерами (по-немецки Schlosser — замочник). Со временем, как это часто бывает в русском языке,  иностранное слово обрусело и приобрело иной смысл, которое имеет и по сей день - «слесарь». Первое значение слова слесарь и было "замочный мастер". Слесари были мастерами, изготовлявшими вручную разнообразные металлические изделия, в том числе и механизмы, вначале простейшие (например замки), а затем все более сложные.

С развитием техники ручной способ изготовления изделий уже не мог удовлетворить промышленность, так как производительность труда была слишком низкой, а стоимость изделий очень высокой.

Человек с давних времен искал пути замены тяжелого и непроизводительного ручного труда трудом механическим. В производстве металлических изделий поиски эти привели к созданию металлообрабатывающих станков, в первую очередь для сверления отверстий и для обработки круглых деталей.

 В 1712 г. в Петербурге русский слесарь-механик Андрей Константинович Нартов сконструировал первый в мире токарный металлорежущий станок с самоходным суппортом1, чем резко облегчил и улучшил выполнение токарных операций. Нартов создал и другие замечательные станки, в частности копировально-токарные, равных которым тогдашняя мировая техника не знала.                                                                                                

До конца XVIII в. фабрики и заводы пользовались для приведения в действие машин и механизмов только водяными двигателями—  так называемыми вододействующими колесами. Поэтому промышленные предприятия строились главным образом по берегам рек. Зимой, когда вода в реке замерзала, и летом при сильных спадах воды фабрики нередко прерывали работу. Для устранения перерывов в работе необходимо было создать новый, более удобный двигатель, всегда готовый к действию.

 Такой двигатель был изобретен и построен в 1766 г. русским механиком горным мастером Иваном Ивановичем Ползуновым.

Этот первый в мире двигатель промышленного назначения представлял собой паровую двухцилиндровую машину, которая могла приводить в действие одновременно многие заводские машины и механизмы.

Русские механики, отец и сын Черепановы, крепостные уральских горнозаводчиков, в 1833—1835 гг. построили на нижнетагильских заводах два паровоза. Под их непосредственным руководством были построены и различные металлорежущие станки — токарные, строгальные, сверлильные, винторезные, а также механические молоты большой мощности, прокатные станы, воздуходувки.

На рубеже XVIII и XIX вв. русские механики Лев Собакин, Алексей Сурнин и др. создали много машин новых типов, в том числе серию весьма совершенных для того времени металлообрабатывающих станков.

Развитие отечественной и мировой техники многим обязано талантливым русским людям, которыми во все времена Россия была богата. Эти «умельцы», как их называл народ, были разносторонне развитыми специалистами, блестяще разрешавшими труднейшие технические задачи.                  

Появление и быстрое распространение металлообрабатывающих станков, паровых машин, а позднее и электродвигателей позволило почти полностью устранить ручной труд при изготовлении деталей машин.

 Слесари постепенно уступили место в производстве деталей машин рабочим-станочникам — токарям, фрезеровщикам, шлифовщикам и др.

Но все же слесари производили вручную сборку машин и механизмов, подгонку деталей при сборке, наладку машин, ремонт их, а также изготовляли инструменты и другие металлические изделия. Они по-прежнему оставались слесарями-универсалами, т. е. мастерами, от которых требовалось умение производить все операции по обработке металлов.

В последние годы получили распространение новые способы обработки металлов, созданные  инженерами и техниками; среди них электроискровой способ, позволяющий обрабатывать металл любой твердости без применения режущего инструмента.    

Существовавшая ранее профессия слесарей-универсалов подразделилась по специализированным видам работ, например: слесари-лекальщики,- слесари по штампам, слесари по приспособлениям, слесари по уходу за средствами механизации, слесари по ремонту заводского оборудования, сельскохозяйственных машин, орудий и др.

В результате применения механизированного инструмента, приспособлений и станочного оборудования профессия слесаря приблизилась к профессиям рабочих-станочников. Так, от слесарей инструментальщиков теперь требуется умение работать на шлифовальных станках; от слесарей по ремонту оборудования — умение работать на токарном, строгальном, фрезерном и шлифовальном станках. В числе вновь возникших профессий существенное место начинают занимать слесари-наладчики различных станков, полуавтоматов и автоматов.

Профессия слесарь многогранна – она включает в себя много специальностей:  

 Слесарь-сборщик;  Изготавливает по чертежам металлические узлы.

Делает заготовки, измеряет, чистит и моет детали, подготавливает узлы для сварки или для какого-либо другого процесса работы, составляет и регулирует их.                                                                                                                Сборка металлических конструкций, сгибание и подгонка стальных плит конструкции при изготовлении или ремонте изделия и т.д.

Слесарь-ремонтник; Производит текущий, средний и капитальный ремонт, а также монтаж, проверку и регулировку различного оборудования, машин и агрегатов. Выявляет неисправности, производят разборку, ремонт и сборку различных узлов, механизмов и машин в целом. Изготавливает детали и приспособления для ремонта и сборки.

Слесарь-инструментальщик; Слесари-инструментальщики изготавливают и ремонтируют инструменты и приспособления - резцы, фрезы, штангенциркули, микрометры, лекала, штампы и шаблоны. Изготавливают детали с фигурными очертаниями, притирают их и доводят до получения зеркальной поверхности; Производят термообработку и рихтовку деталей; Проверяют приспособления и штампы в условиях эксплуатации.  

    Слесарь-сантехник— работник, занимающийся монтажом, эксплуатацией или ремонтом санитарно-технического оборудования. Слесарь-сантехник обеспечивает функционирование систем отопления, водоснабжения и канализации.

Слесарь по ремонту бытовой техники- ремонт бытовых приборов (стиральные, швейные машины, утюги, фены) и т.д.                                      Должен знать: Устройство бытовых приборов, электрические схемы включения, правила техники безопасности работы с бытовыми приборами.

Слесарь по ремонту автомобилей

Слесарь КИПиА — слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике. В его должностные обязанности входит монтаж, настройка и техническое обслуживание КИП и устройств автоматики.

КАК СТАТЬ СЛЕСАРЕМ:

Слесарь - очень распространенная и многоплановая профессия.                  Труд слесаря относится к категории работ со средней физической нагрузкой. Он должен обладать хорошим здоровьем в области сердечно — сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. У него должно быть хорошее зрение, память и точный глазомер. Эту профессию можно получить в профессионально — технических училищах, техникумах, непосредственно на производстве, устроившись учеником слесаря и пройдя соответствующие профессиональные курсы.

Медицинские ограничения:

Сердечно-сосудистые заболевания. Заболевания дыхательных органов (бронхиальная астма). Психические недуги и расстройства нервной системы. Аллергические заболевания (аллергия на запахи масел, эмульсий...). Сильно выраженные дефекты зрения и слуха.

Должен знать и уметь:

Улавливать величину давления и сопротивления материала, направления рабочих движений, их силу и дозировку. Планировать деятельность. Соблюдать инструкции и ГОСТы.

Какие слесарные операции знаете вы?

Слесарные операции, которые должен уметь выполнять слесарь:

Слесарное искусство следует отличать от слесарного ремесла. Это последнее ограничивается изготовлением ключей и отмычек, замков и затворов.

Область же слесарного искусства гораздо обширнее и многостороннее, она захватывает и салонные украшения, и садовые решетки.

Слесарь-художник должен быть одарен вкусом и фантазией, уметь не только бойко чертить, но и хорошо рисовать, быть практически ознакомлен с лепным искусством и владеть скульптурным резцом, а кроме того, основательно знать все свойства металлов, каждого в отдельности и в различных сочетаниях, равно как степень их пригодности в той или другой форме, в таком или ином составе , для данной цели.

. Профессию слесарь можно рекомендовать тем, кто любит труд, обладает наблюдательностью и вниманием, целеустремленностью и творчески
относится к труду.
Будущее начинается сегодня!
Оставь свой след в истории!

Загадки об инструментах:

Вострушка-вертушка
Уперлась в винт ногой,
Потерял болтун покой...(отвёртка)

Тит на работу вышел,
Каждый услышал.
Сам он худ, голова с пуд,
Как ударит - крепко станет ...(молоток)

У них тяжелый труд,
Все время что-то жмут ...(тиски)

Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я, что есть мочи –
День-деньской.
(Молоток)

Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются.
(Ножницы)

Я любопытный инструмент:
узнаю все в один момент:
Везде сую свой нос витой,
Проткну дыру в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне!
(Сверло)

Сожмем мы гвоздь клешней своей:
Р-раз, – и никаких гвоздей!
Цепкий рак на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит.
(Клещи)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационное занятие "Темперамент и выбор профессии"

Данное занятие будет полезно в практике педагогов, которые занимаются профориентационной деятельностью. Занятие очень интересное, полезное и нравится ребятам....

Программа профориентационных занятий "Формула профессии"

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор подростку необходимо ориентироваться в мире профессий, знать какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить свои индивидуальные особенн...

Профориентационное занятие: "Страна профессий" и материал к занятию (презентации, музыкальное сопровождение и т.п.).

Расширение кругозора о профессиях, формирование интереса к людям рабочих профессий....

Профориентационное занятие "Угадай профессию"

Профориентационное занятие "Угадай профессию" в форме телеигры "Поле Чудес"...

Профориентационное занятие "Рабочие профессии"

Конспект коррекционно-развивающего занятия...

Профориентационное занятие «Город профессий»

Профориентационное занятие в 1 классе «Город профессий»...

Конспект профориентационного занятия: «Все профессии важны».

Цель: Формировать у воспитанников позитивный образ собственного будущего.  Задачи:Помочь воспитанникам в составлении жизненных планов, в самоопределении и в выборе профессии.Формирование социальн...